Рецензия: 28 панфиловцев
Побывали на премьере раньше остальных. Делимся мыслями
Когда-то мы писали о проектах на краудфандинговых платформах и упоминал фильм «28 панфиловцев». Собрав более 30 миллионов рублей, проект стал одним из наиболее успешных в сфере российского кино. Результаты впечатлили и Министерство культуры РФ, которое выделило фильму грант ещё на 30 миллионов. Картина стартует в прокате 24 ноября. Штатный кинокритик интернет-журнала «Морс» Борис Кутафин сходил на закрытый показ фильма для прессы. Ниже его впечатления.
Во время разговора о фильмах со столь болезненной для общества тематикой хочется быть максимально объективным. Такой подход не даёт возможности сформировать категоричное мнение. Предлагаю вашему вниманию две противоположные позиции, каждая из которых вполне самодостаточна.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. «УРА, НАШИ НАУЧИЛИСЬ ДЕЛАТЬ ЭКШН-ФИЛЬМЫ!»
Безусловно, «фильмы-аттракционы» имеют право на существование, ведь удовлетворение потребности в зрелище в системе наших приоритетов следует сразу за удовлетворением потребности в хлебе. «28 панфиловцев» – это первый уверенный ответ Голливуду, монополисту на поприще успешного развлекательного кино. Западу приходится придумывать героев эпичных баталий, а у нас такие герои были – это ли не повод сделать такой фильм? Создатели вынесли в эпиграф мысль о том, что наша память должна хранить не только горести военных лет, но и боевые достижения, среди которых есть место настоящим подвигам. Именно эта идея обусловила содержание. Лента даёт зрителю возможность погрузиться в атмосферу напряжённого боя: взрывы, стрельба, земля, засыпающая бойцам лица. Уровень драматизма при этом минимален, но фильм изначально и не хотел выдавливать слёзы – он, скорее, собирался вселить чувство гордости.
Картина снята по всем канонам современного голливудского кино. Заметить это можно даже по первому появлению солдат немецких войск: ночь, на фоне луна, в свете которой пробегают тёмные фигуры. Сначала нам даже не дают их рассмотреть – это создаёт напряжение, подобное тому, что возникает при просмотре фильмов ужасов. Веяние Запада можно усмотреть и в характере самого противостояния: в голливудских боевиках очень часто стечение обстоятельств лишает протагониста возможности сражаться с противником на равных (можно вспомнить множество картин, в которых главный герой оказывается в неудобном положении – в фильме «Кровавый спорт» герой Ван Дамма во время финальной схватки лишён зрения, в фильме «Неоспоримый III» боец вынужден сражаться со сломанной ногой, в картинах из франшизы «Рэмбо» на стороне противника всегда численный перевес, в картине «Рокки» герой того же Сталлоне уступает чемпиону в статусе и опыте). Тема преодоления вообще часто эксплуатируется Голливудом. И бывает, что результат действительно пробивает на эмоции.
«28 панфиловцев» создавался командой энтузиастов – если бы его приходилось делать «из-под палки» по государственному заказу, результат был бы совсем иным. А так мы получили добротное развлекательное кино на близкую нашему историческому сознанию тему, просмотр которого будет явно большим благом, нежели ознакомление с очередной частью каких-нибудь штампованных под копирку трансформеров. Может быть, коэффициент полезного действия этой ленты и не очень велик, но он всё же есть – это уже что-то.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ. «НУ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ О НАСТОЯЩЕЙ ВОЙНЕ, КАК О ПОДВИГАХ РЭМБО!»
«28 панфиловцев» – это воплощение всех худших черт голливудского кино. Здесь вам и «картонные» немцы, похожие на солдат-мишеней из игры «Call of Duty» или зомби-фашистов из околопародийного фильма ужасов «Мёртвый снег», и главные герои, раскрытые чуть больше, чем стреляющие головы, и бурлящая феерия спецэффектов, за которой создатели пытаются скрыть отсутствие стоящего художественного замысла.
Что касается исторического контекста, который выпячивают на потеху приверженцев «ура-патриотических» настроений, то и он вызывает большие вопросы. Дело в том, что история о 28 панфиловцах – изначально советский военный миф. Даже в те времена детали этой истории постоянно менялись: то писали «погибли все», то – «почти все». В 1948 и 1988 годах легенду о 28 панфиловцах в том виде, в котором она бытовала ранее, Главная военная прокуратура СССР признала художественным вымыслом. Как такое может быть? Очевидно, эта история – пример отличной работы людей, которые были ответственны за поднятие боевого духа солдат. Нынешним агитаторам поучиться бы.
В общем, если вы захотите сказать, что на Западе героев приходится выдумывать, а у нас такой потребности нет – стоит подобрать другой пример. Герои в Советском Союзе, конечно, были, но это не та история. Фильм попытался как-то сгладить упомянутый конфуз: по сюжету, солдат было всё же больше 28-ми (это соответствует исторической правде), но зачем вообще нужно было выносить в название выдуманную цифру? Почему нельзя было сделать фильм по-настоящему просветительским, попытаться подвергнуть анализу реальные события и донести с широких экранов до широкой общественности правду? Ах да, это же развлекательное кино.
Почему-то бытует мнение, что на успех обречены лишь те картины, которые могут развлекать. Во время просмотра «панфиловцев» вы точно вспомните сцену из четвёртого фильма о Рэмбо: герой из пулемёта расстреливает противников одного за другим – это скопировали почти полностью (разве что крови показали меньше – окончательно обезличили людей, которые умирают со скоростью «человек в секунду»).
Но ведь есть на Западе фильмы о войне, претендующие на что-то большее, нежели развлечение! Можно вспомнить «Апокалипсис сегодня» (1979) Фрэнсиса Форда Коппола, «Взвод» (1986) Оливера Стоуна, «Цельнометаллическая оболочка» (1987) Стенли Кубрика. Да, в них ставится под сомнение моральный облик американских солдат, но суть не в том, чтобы опорочить советских, а в том, чтобы попытаться хоть как-то раскрыть их внутренние конфликты, переживания. Это не принесёт успеха? «Апокалипсис сегодня» получил «Золотую пальмовую ветвь», 2 «Оскара» и 3 «Золотых глобуса», «Взвод» – 4 «Оскара» и 3 «Золотых глобуса», «Цельнометаллическая оболочка» принесла Кубрику премию «David di Donatello» как продюсеру. Это не успех?
МАКСИМАЛЬНО ОБЪЕКТИВНЫЙ В СВОЕЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ ИТОГ
Картина «28 панфиловцев» отлично подходит любителям экшн-фильмов. Можно сказать, что она совместима с ними, практически, на 100%. Любителям старой школы (тем, кто привык видеть войну на экране такой, какой она представала в советском кино) смотреть строго не рекомендуется! Советские ленты лежат в плоскости сентиментальности. Что касается плоскости интеллектуальности… Убеждённым интеллектуалам «панфиловцев» смотреть тоже не рекомендуется! Зачем вообще стоит это смотреть? Чтобы посмотреть.