КУРСКИЕ ПРОЕКТЫ НА КРАУДФАНДИНГОВЫХ ПЛАТФОРМАХ
На реализацию каких идей просят денег горожане, и у каких проектов больше шансов
В буквальном смысле «краудфандинг» – «народное финансирование». Не стоит путать это с привычной благотворительностью. Под краудфандингом обычно понимают конкретное явление – сбор средств через сеть интернет.
Первым в данном направлении считают проект поклонников британской рок-группы «Marillion». В 1997 году им удалось собрать $ 60 000 на концертный тур любимого коллектива по территории США (притом без инициативы самих музыкантов). Собственно, этот проект и даёт возможность понять природу других. Именно творчество является предметом большинства таких сборов (участники группы «Marillion» потом неоднократно прибегали к этому методу для записи и продвижения своих альбомов).
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Можно выделить две основные разновидности краудфандинговых проектов:
ПЕРВАЯ
подразумевает сбор средств на реализацию идеи (например, на запись музыкального альбома, снятие фильма, выпуск CD- или DVD-диска).
Проекты функционируют по принципу общественной «копилки»: обозначается необходимая сумма, и взнос каждого участника проекта («донора») приближает количество собранных средств к идеалу, желаемому создателями проекта («реципиентами»). Несмотря на то, что результаты проектов чаще всего становятся общественным достоянием, реципиенты могут разрабатывать для доноров системы поощрений, зависящих от размера взноса последних. Если реципиенты и вовсе рассчитывают на получение материальной выгоды после реализации своего проекта, то донорам могут быть предложены роялти-дивиденды (периодические отчисления процентов с продаж).
ВТОРАЯ
подразумевает монетизацию совершённого интеллектуального труда (например, приобретение для частного пользования уже оконченных произведений или уже выпущенных информационных носителей с таковыми).
Проекты второго типа устроены проще: взносы не суммируются, каждый участник получает желаемое сразу после осуществления взноса. Данная схема не отличается от принципа купли-продажи. Объект платежей является не общественным достоянием, а собственностью каждого отдельного плательщика. Слово «проекты» здесь носит чисто условных характер, поскольку объект оплаты не запланирован, а реализован.
СХЕМЫ СЛОЖНЕЕ:
Безусловно, они существуют. Краудфандингом, например, можно считать и финансирование компаний посредством продажи малых долей предприятий широкому кругу инвесторов. Не исключено появление и других схем – человеческую мысль, в этом плане, трудно удержать. Разобрать все варианты не представляется возможным – стоит изучить хотя бы основы, ибо они всё равно остаются неизменными.
ГДЕ РАЗМЕЩАТЬ ПРОЕКТЫ?
В России существует несколько крупных платформ для краудфандинговых проектов. Они все достаточно удобны в использовании, однако… с каждого проекта взимают процент. Прежде, чем организовывать сбор средств на одной из этих платформ, стоит ознакомиться хотя бы с основными характеристиками крупнейших из них:
Kroogi (Круги)
Дата основания: Ноябрь 2008 (первая в России).
Основатели: Мирослав Сарбаев.
Модель сбора: «Свободная цена» («СЦ»).
Комиссия сайта: 15%.
Комиссия платежных систем:
0.8% — WebMoney,
0.1% — Яндекс.Деньги;
НДФЛ: 0%.
Planeta (Планета)
Дата основания: 7 июня 2012.
Основатели: Макс Лакмус, Федор Мурачковский, Василий Андрющенко.
Модель сбора средств: «Все или ничего» («ВиН»)*
*существует «переломный момент» («ПМ») – можно забрать деньги, собрав хотя бы 50%;
Длительность кампании: Любой срок.
Комиссия:
5% (10% при сборе 50—99% от цели) — Комиссия сайта;
5% — Комиссия платежных систем;
13% — НДФЛ.
Boomstarter (Бумстартер)
Дата основания: 21 августа 2012.
Основатели: Евгений Гаврилин, Руслан Тугушев.
Модель сбора средств: «Все или ничего» («ВиН»).
Длительность кампании: 60 дней.
Комиссия:
5% — Комиссия сайта;
5% — Комиссия платежных систем;
13% — НДФЛ.
Краудфандинг хорошо прижился в России. Масштаб некоторых проектов и вовсе поражает. Самым крупным российским краудфандинговым проектом на данный момент принято считать сбор средств на съёмки военно-исторической картины «Двадцать восемь панфиловцев».
х/ф «Двадцать восемь панфиловцев»
Примерный год выхода в прокат: 2016.
Режиссёры: Ким Дружинин, Андрей Шальопа.
Сценарист: Андрей Шальопа.
Результаты краудфандинга: Собрав более 30 миллионов рублей, проект стал одним из наиболее успешных в сфере российского кино. Результаты впечатлили и Министерство культуры РФ, которое в последствие присудило фильму грант ещё на 30 миллионов.
В КУРСКЕ И О КУРСКЕ
Мы нашли несколько интересных курских проектов, размещенных на краудфандинговых платформах. Однако интересны они оказались немногим — денег собрано мало. Такой парадокс.
[heading title=’ 3′ sub_title=’ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОЕКТА’]Помощь детям с диагнозом Аутизм
Тип проекта: первый («копилка»).
Суть проекта:
«К нам в фонд обратились 14 родителей детей, имеющих диагноз «аутизм». Детей курирует нейропсихолог из Москвы — Воронин Сергей Константинович. Он приезжает раз в две недели и отслеживает динамику, дает ценные указания по дальнейшим занятиям (индивидуально по каждому ребенку). В связи с тем, что специалиста такого уровня в Курске пока нет, необходимо оплатить месячный курс лечения у московского нейропсихолога» – описание от авторов проекта.
Платформа: Planeta
Хотят собрать: 105 756 рублей.
Собрали на сегодня: 23 300 рублей.
Музыкальный альбом Инны Желанной «Изворот»
Платформа: Kroogi
Тип проекта: первый («продажа»).
Суть проекта:
Инна Желанная – исполнительница, не имеющая территориальной принадлежности к Курску и Курской области. Такую принадлежность имеют исполняемые ей композиции. В альбом включены песни Курской, Смоленской, Белгородской, Брянской, Киевской и Полтавской областей. При записи было задействовано большое количество музыкальных инструментов: саксофоны, труба, калимба, барабаны, скрипка, флейта, бызанчи, хомус, warr-гитара и другие. Если вам такое интересно, можете «скачать и заплатить».
Утепление храма мучеников Флора и Лавра в селе Осоцком Курской области
Платформа: Начинание.
Тип проекта: первый («копилка»)
Суть проекта:
Храм мучеников Флора и Лавра – единственная церковь в селе Осоцком (и близлежащих окрестностях тоже). Несмотря на это, состояние постройки оставляет желать лучшего – во времена советского союза здание отдали под склад, тем самым значительно ухудшили его положение. Капитального ремонта в храме ещё не проводилось. Зимой прихожане вынуждены мёрзнуть.
Данный проект предусматривает ремонт и утепление постройки.
Хотят собрать: 329 000 рублей
Собрали на сегодня: 81 270 рублей
Поддержка курской рок-группы «Е2 Знакомы»
Платформа: Thank you («Благодарю!»)
Тип проекта: второй (в данном случае не «продажа», а «рады благодарности»)
Суть проекта:
Группа «Е2 Знакомы» образовалась достаточно давно. Долгая история должна заставить восхититься: запись и продвижение песен стоит немалых денег – в таких условиях крайне непросто продолжать творить. Если вы хотите поддержать музыкантов из своего города, то можете «отблагодарить» их с помощью данного проекта.
Возможен ли успех? Практика показывает, что возможен. Чаще всего в Курске набирают необходимую сумму проекты, относящиеся не к культурной, а к социальной сфере. Приведём несколько примеров в порядке удаления во времени.
[heading title=’ 3′ sub_title=’УСПЕШНЫХ ПРОЕКТА’]Реабилитационный центр для детей с диагнозом ДЦП
Платформа: Boomstarter
Тип проекта: первый («копилка»).
Суть проекта:
Формирование нового социально значимого объекта, улучшения качества и внедрения новых современных и востребованных услуг в сфере охраны здоровья подрастающего поколения, эффективное использование материально-технической базы, внедрения инновационных методов и освоения новых форм работы и направлений деятельности в лечении и реабилитации детей с ограниченными возможностями, больных ДЦП.
Хотели собрать: 684 445 рублей.
Собрали: 686 200 рублей (100%)
Сбор закончен: 02.01.2016.
Доступное образование для особенных детей
Платформа: Boomstarter.
Тип проекта: первый («копилка»).
Суть проекта:
Сбор средств на приобретение в школу-интернат города Курска специальных парт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо было закупить 10 парт, цена каждой из которых составляла 9590 рублей.
Хотели собрать: 106 560.
Собрали: 109 703 (102%).
Сбор закончен: 17.11.2015.
Учебное пособие «Предприниматель 14+»
Тип проекта: первый («копилка»).
Платформа: Boomstarter.
Суть проекта:
Издание учебного пособия по предпринимательской деятельности для детей от 14-ти лет. От авторов: «Уникальность его заключается в отсутствии аналогов учебного курса по первым шагам в бизнесе именно для школьников и студентов, написанного простым и понятным языком. Ведь обучение предпринимательской деятельности молодежи — это практическое управление нашим ближайшим будущим, а также возможность для каждого родителя раскрыть потенциал своего ребенка».
Хотели собрать: 200 000 рублей.
Собрали: 207 355 рублей (103%).
Сбор закончен: 01.04.2015.
К сожалению, не всем интересным проектам удаётся собрать нужную сумму. Ключевым фактором в данном вопросе является фактор времени. Краудфандинговые платформы не могут позволить проектам «повиснуть» навечно, а потому срок сбора всегда ограничен. Если платформа придерживается модели «Все или ничего», авторы проектов, не набрав необходимое количество средств, не получают даже того, что им удалось собрать. На просторах сети можно найти стоящие идеи, которые не получили поддержки – быть может, вы заходите их доработать и попробовать сделать то, что не удалось вашим предшественникам.
[heading title=’ 3′ sub_title=’ПРОЕКТА, КОТОРЫМ НЕ ПОВЕЗЛО’]
Студия рисования песком в Курске
Платформа: Planeta
Тип проекта: первый («копилка»).
Суть проекта:
Создание студии рисования песком оказало бы на юных курян положительный эффект сразу по нескольким направлениям: педагогическому, психологическому, творческому. Кроме того, занятия таким рисованием способствуют развитию у малышей мелкой моторики.
Хотели собрать: 200 000 рублей
Собрали: 3 500 рублей
Сбор прерван: 22.11.2014
Издание Книги «Курская Дуга»
Платформа: Planeta
Тип проекта: первый («копилка»).
Суть проекта:
Сбор средства на издание книги о бое на Курской дуге. Книга должна была содержать рассказ о развитии событий и описание техники, стратегии командующих, воспоминаний участников битвы, сотни фотографий, панорамы современного комплекса и путеводитель по местам боев.
Хотели собрать: 250 000 рублей
Собрали: 0.
Сбор прерван: 05.10.2015.
Итог можно подвести просто — достаточно одного каламбура. «Стоящие идеи стоят денег». Если вы придумали проект, который может показаться перспективным не только вам, попробуйте поведать о нём людям – возможно, вы найдёте реальную поддержку. Если такой проект вам придумать сложно, а благородный поступок совершить хочется – вы всегда можете поддержать идею другого человека.