Сиануквиль: барбекю, дорогой интернет и жадные полицейские

«Морс» продолжает серию статей «Поуехали» о людях, которые уехали из родного Курска и неплохо устроились на новом месте

О том, здорово ли жить вместе с кхмерами, есть мясо на Кока-Коле и отмечать три новых года, сегодня в рассказе от первого лица эмигранта Марины Гридиной.

маринаМАРИНА ГРИДИНА

С ноября 2013 вместе с мужем и сыном живет в городе Сиануквиль (Камбоджа)

карта большая

Сиануквиль — город-провинция в Камбодже, основной морской порт страны и развивающийся пляжный курорт. Расположен в 200 км к юго-западу от Пномпеня на берегах бухты Кампонгсаом. Население – около 200 000 человек. Основан в 1950-е годы. Проект строительства спонсировали французы, а американцами была построена автотрасса до столицы. После свержения короля Сианука, при котором был построен город и в честь которого он назван, Сиануквиль был переименован в Кампонгсаом, а потом обратно в Сиануквиль. В 1990-е годы здесь обосновались иностранцы, открывшие кафе, рестораны, книжные магазины и дайвинг-центры.

карта2

ПЕРЕЕЗД

Последние несколько лет перед переездом в Камбоджу я с семьей жила в Москве. Мне не очень нравился климат, захотелось, чтобы у ребенка до школы выработался иммунитет, чтобы он получал больше свежих фруктов и овощей. Мы сравнивали различные варианты, рассматривали Гоа, Тайланд, но в Камбодже оказался самый простой вариант с продлением долгосрочной визы. Мы взяли  немного летних вещей и отправились в дорогу втроем: я, муж и наш годовалый сын.

Было уже темно, когда мы приехали в Сиануквиль, поэтому первые впечатления были смазаны: дороги, отели, фонари. Приехали на станцию, взяли первый тук-тук (здесь такие такси-кареты), сказали: «Вези нас в самый дешевый гест!» Пару дней жили в гостинице, а за это время нашли и арендовали небольшие апартаменты недалеко от моря.

pwuKK2cXZYI

ID10kA_0r0M

4220n1NCEvY

W2cJsU3G0tY

К моменту переезда я уже два раза была в Индии, к тому же я изучала форумы экспатов в Сиануке. Поэтому я знала, к чему готовиться, и особенных трудностей не заметила. Жилье мы нашли быстро, практически все продукты, которые мы ели в России, тут продаются. Здесь много фруктов, овощей. Работу мне менять не пришлось — еще в Москве я была фрилансером, работаю в агентстве наружной рекламы. Сейчас — все там же, только теперь мой офис в Камбодже.

Интернет здесь ужасный и очень дорогой. За 6 мб мы платим 30 $ в месяц.

Мой муж дизайнер, он тоже работает удаленно. А ребенок сейчас ходит в частный детский садик.

ГОРОД НА ПОБЕРЕЖЬЕ

Сиануквиль — город на побережье. В основном туристы сюда едут ради пляжного отдыха, а на выходных сюда стекаются сами кхмеры (камбоджийцы) со своими огромными семьями. Сейчас мы снимаем здесь 3-х этажный дом в кондоминиуме, в маленьком коттеджном поселке, где много русских. После того как ребенок пошел в сад, мы начали активно вливаться в жизнь русской диаспоры.

WfPO9JEqV6E

Русских здесь как-то пытались переписать, но так и не поняли, сколько их. Но я думаю, около 500 семей точно. В основном сюда приезжают именно семейные люди, с детьми, как и мы. Некоторые приезжают сначала на разведку, а потом уже перебираются надолго. Много русских семей рожают здесь детей.

Недавно у нас подруга родила ребёнка. Мы приходили ее навещать. После российских больниц и их жёстких требований к посещениям я была в шоке! Никто не спрашивает, куда и к кому ты идёшь. Просто снял сланцы на пороге и пошёл. Никаких одноразовых халатов или бахил. Все просто до безобразия. Кстати, подруга выписалась на следующий день после родов, бодрая и счастливая.

Город у нас маленький, все друг друга знают. В основном стараются помогать. Всем новоприбывшим мы рассказываем нюансы местной жизни, чтобы они быстрее адаптировались. Когда мы несколько месяцев назад упали с мужем на байке, мне местные русские начали писать: спрашивали, нужна ли помощь, нужны ли деньги на лечение. Очень приятна такая отзывчивость. Хорошо, что отделались легко. Недавно знакомая девушка из России  попала в страшную аварию, мы помогаем ей всем миром, чтобы восстановить ногу.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В городе ничего интересного, здесь всего три продуктовых магазина. У нас нет никаких развлечений, ни клубов, ни кинотеатров. Кто-то на курсы английского ходит (благо здесь это можно себе позволить), кто-то мандалы плетет или рисует. Мы с мужем и сыном в свободное время ходим на пляж, в бассейн, занимаемся спортом, лепим пельмени. Я начала вышивать, обустраиваю дом, сажаю цветы. Наша жизнь хороша тем, что море под боком и всегда свежие продукты.

KlaeAiik20k

iJVxqbEQw_s

Мы здесь отмечаем три Новых года. Сначала наш — в январе, потом китайский — в феврале, потом кхмерский —  середине апреля. На все эти праздники съезжается очень много народу, и в нашей деревне появляются пробки на дорогах. В китайский Новый год везде развешиваются китайские фонарики. В кхмерский — проходят небольшие представления: кхмеры надевают на себя маскарадные костюмы и ходят по домам богатеев. Ну и, естественно, без салютов  и горящих бумажных фонариков, которые отпускают в небо, никуда.

V3Y2QX-z8A8

Пару месяцев назад мы выбрались, наконец-то, в храмовый комплекс Ангкор в городе Сием Рип. Впечатления просто сказочные! Это самый известный памятник древней кхмерской культуры. В 9-13 веках это была столица древнего государства. Сейчас там сохранилось около 100 дворцов и храмов. Все стены, статуи в храме были покрыты позолотой и драгоценными камнями.

анкор

анкор6

анкор5

анкор4

Мы были в храме, где снимали фильм «Лара Крофт», видели эти гигантские вековые деревья, которые прорастают сквозь дворцы и разрушают их. Сами поднимались в Ангкор по очень узким и крутым ступенькам, были в точке обнуления кармы. Вообще, конечно, если есть воображение, и ты можешь представить, как это все выглядело много веков назад, дух захватывает.

МЕСТНЫЕ

В основном в Камбодже все общаются на ломаном английском. В стране мало грамотного населения. С теми, кто торгует на рынке или продают всякую фигню на улицах и пляжах, мы общаемся иногда и с помощью калькулятора. Продавцы просто показывают цифры на экране, а мы киваем, если устраивает цена. Если нет – набираем на калькуляторе свою сумму. Мне хотелось бы, конечно, выучить кхмерский, но этот язык очень сложный. Сейчас я знаю самые банальные слова и умею считать до двадцати.

N4dpOAysmv0

pFb0rl01X5c
В основном кхмеры достаточно дружелюбные, но жадные почти все.

Если ты турист, да еще и белый, то обмануть тебя на деньги — это святое. Например, за поездку взять не 1 доллар, как она стоит, а 5. Здесь обманывает даже полиция! Если останавливают на дороге за нарушение, приходится торговаться за сумму штрафа. Обычно она составляет 2 бакса.

Хотя есть и исключения. Мастер, который нам ремонтирует байк, милейший человек. Берет копейки за свою работу, а мы всегда еще доллар сверху ему накидываем. Он очень радуется!

В местных меня удивили два качества: их глупость и лень. Понятие техники безопасности здесь вообще не существует. Местные рабочие могут залезть на столб с проводами и голыми руками ковыряться в них.

frtaUNR4wfE

Особая тема – это дорожное движение. Оно здесь броуновское!

Когда едешь на байке, приходится мониторить все четыре стороны на 100 метров, потому что правил никто не соблюдает вообще. Проехать на красный или повернуть из крайнего ряда в левый, не включив даже поворотник, — это обычное дело.

Здесь очень много краж. Грабители забираются в дома несмотря на то, что хозяева дома. Вечером в одиночку мы стараемся не ездить, были случаи, когда людей на байках сбивали и обворовывали.

ЕДА

Местные едят рис, он для них как хлеб. Они никогда не готовят на несколько дней — приготовили и сразу съели. Едят кхмеры все время — с 11 до 13 весь город уходит на обед.

BxvInX9qiSk

Мы пробовали много местных блюд, но больше всего нравится Лок-Лак и Амок. Лок-Лак — это тушеное мясо, сверху которого лежит жареное яйцо. А Амок — это суп, который делается на кокосовом молоке с добавлением острой пасты карри. Ну и, конечно же, всегда тарелка с рисом — к каждому блюду. Здесь очень дорогая молочная продукция, поэтому часто мы сами делаем себе кефир и сметану из молочного грибка. А еще мы солим рыбу!

Наш город славится своими барбекюшными. У нас есть две улицы около моря, где готовят на огне все, что душа пожелает. Свиные ребрышки – это мое любимое блюдо. Они маринуют их в Кока-Коле — вкус просто нереальный!

НОСТАЛЬГИЯ

Я скучаю по друзьям и родным. В Курске у меня остались мама и бабушка. Последний раз я гостила у них год назад, приезжала на месяц с ребенком. Не исключаю, что вернусь на родину. Из-за нынешнего курса доллара получается, что в России жить уже дешевле, чем здесь.

CBKLEGMAWO0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: