Сергей Винцкевич: «Джаз полон красок, как жизнь человека»

Проект «Неделя с Винцкевичами»

Продолжаем публикацию интервью с представителями творческой династии.  Первое знакомство было с младшим внуком — Леонидом Junior Морозовым, далее о себе поведала немало интересного Мария, дочь Леонида Владиславовича. Теперь настала очередь брата — Сергея Владиславовича.

Он не находится в тени старшего брата, просто сдержанность — это главное качество в человеке, по его мнению. Сергей поддерживает Леонида Владиславовича практически во всех творческих задумках и проектах, потому что и сам отчаянно предан джазу.

 

 

Подозреваю, что ваш путь в музыку был предопределен, как и у брата…

 — Конечно, как иначе! Папа — музыкант, старшие сестры, брат, все занимались музыкой. Она постоянно звучала в доме, а потому назад дороги не было. Но интерес к джазу привил мне брат еще в детстве. Он принес первые пластинки, и от него все пошло. Отец у нас был классический музыкант, он вообще к этому жанру прохладно относился.

Как произошел выбор в пользу бас-гитары?

 — В музыкальной школе и училище я обучался по классам фортепиано и флейты. А с бас-гитарой случайно все получилось. Лёня начал сочинять музыку, исполнять ее можно было в классическом для джаза трио. На фортепиано он играл сам, нужно было найти барабанщика и бас-гитариста. Однако на тот момент в городе не было бас-гитариста, который смог бы играть на том уровне, который был необходим для джаза. Тогда попытался я. Лёня признал, что у меня неплохо получается. К тому же, бас-гитарист на тот момент был гораздо нужнее, чем флейтист или саксофонист. И с того момента я все чаще стал брать в руки бас-гитару.

Кто-то помогал ее осваивать?

 — Всё сам.

Что именно должен знать и уметь джазовый басист? И чем он отличается от других?

 — От поп-музыкантов? Это реально два разных музыканта. К примеру, любой джазовый музыкант будет играть сходу любую поп-музыку, легко и непринужденно. И совершенно другая ситуация с поп-музыкантом. Он просто никто в джазе. Освоение мелодии, ритма… да всё совершенно полярное в этих жанрах.

Какой у вас инструмент?

— «Фендер джаз бас». Именно на этом инструменте было записано великое множество самых знаменитых композиций. Я знаю, что сейчас много других инструментов, но думаю, что именно «Фендер» долго еще будет модным инструментом.

Есть ли вероятность, что когда-нибудь вы выйдете на сцену с флейтой?

— Конечно, есть.

А сочинять музыку вы не пробовали?

— У нас Лёня и Коля сочиняют. Я пробовал, не пошло. Композиторский дар — это другая тема.

Облегчает ли работу то, что вы трудитесь семейным подрядом?

— Это палка о двух концах. Сами понимаете, родственнику можно сказать что-то в глаза, и это может быть что-то нелестное, неприятное. Могут быть обиды. С чужими, понятное дело, будешь вести себя спокойнее.

 

 

На сцене вы производите впечатление очень сдержанного человека. Вы такой же и в жизни?

 — Вообще да, по крайней мере, стараюсь быть таким. Мне кажется, именно это качество — сдержанность — одно из самых ценных в характере.

Какое направление в музыке, помимо джаза, вам ближе всего?

— Я люблю разную музыку — фолк, классику, слушаю их в большом количество. Но мне нравятся слова Дюка Эллингтона: «Есть два вида музыки: хорошая и плохая. Я люблю оба». А еще его знаменитая пьеса «Без свинга нет музыки». Эти слова, пожалуй, тоже созвучны с моим мировоззрением. Невозможно рассказать словами, что такое свинг. На этом конвейере строится все — мелодия, ритм, игра всех инструментов. Он для меня наиболее завораживающий, чем все остальные жанры.

Можете назвать тех, кого чаще всего слушаете?

— О, это целая армия! Джон Колтрейн, Чарли Паркер, десятки имен, и каждое — великое!

Кого бы из музыкантов, из ныне живущих и тех, кого уже нет, вы бы хотели пригласить на «Джазовую провинцию»?

— Ох, сложнее сказать, кого бы не хотел… Однако многие знаменитые музыканты уже были у нас, выступали на курской сцене.

Чем выделяются зарубежные музыканты?

— Это люди, как правило, более опытные. Они ясно, четко говорят, что им необходимо. Сразу указывают на недочеты. Они как блестящие учителя. Думаю, если бы чаще удавалось с ними играть, мы бы вскоре приблизились к их уровню.

 

 

Сейчас любую музыку, любой концерт можно найти в интернете…

— Это прекрасно! Если бы так было в нашей молодости, мы бы на пять голов, а то может и на десять играли лучше, чем сейчас. Мы-то жили в эпоху информационного голода, собирали знания и информацию по крупицам. Сейчас же любой может найти в интернете и концерты, и уроки, и все, что ему необходимо для изучения инструмента и музыки.

Но как музыкантам зарабатывать, если альбом можно запросто скачать, а не купить?

— Насколько я знаю, сейчас основная статья доходов — это концертная деятельность. Даже столичные музыканты чаще всего живут на гастролях, ездят по всей стране. Обычно есть еще и какая-то параллельная деятельность. Думаю, что это одинаково для всей страны.

Что такое джаз именно для вас?

— Красивая сказка, которую невозможно описать словами. Джаз несет в себе море эмоций, самых разных оттенков. Полный спектр! Поэтому его и любят. Он как и сама жизнь человека.

 

Фотографии предоставлены дирекцией фестиваля «Джазовая провинция».

Обложка — Виталий Самофалов

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: