Общество научилось приобретать роскошные продукты, сводя их к утилитарности. Парфюмер Андрей Гридасов

Нишевая парфюмерия — есть в этом словосочетании флер чего-то недоступного и элитарного. Главный парфюм-эксперт нашего города Андрей Гридасов не только нас в этом разуверил, но и рассказал о том, как аромат может сделать из вас кинозвезду, что делать, когда все духи приелись, и почему перед покупкой нужен бокальчик игристого?

Всё из детства

Андрей, расскажи, пожалуйста, как ты пришел к такому красивому и вкусно пахнущему делу свой жизни?

— Ароматы мне были интересны именно как часть природы с самого детства. Папа всегда сажал очень много красивых цветов, ему это очень нравилось! С родителями мы вместе в лесу сбирали ароматные травы. «Смотри, это душица, а вот здесь чабрец, прислушайся к запаху грибов осенью» — именно от родителей исходил искренний интерес к природе ароматов. Меня никто не заставлял проводить время в мире флоры, никого нельзя заставить без личного желания. Но, когда тебя заряжают каким-то делом, это однозначно дает легкий фундамент.

Об ароматах природы рассуждаешь прямо как поэт…

— Я изначально творческий человек. И стихи иногда пишу. Не бывает страсть к чему-то одному. Человек либо пытлив по своей природе и питает страсть ко всему — к кино, музыке книгам, — либо нет. Создать аромат — это не только ремесло, это тоже искусство, это творчество. По-другому я не умею, мне нужно во что-то погружаться.

Случайности неслучайны

Тебя многие знают и часто видят в ЦУМЕ твой парфюмерный уголок. Если с творчеством всё понятно, то как ты оказался в бизнесе?

— Клишированная фраза, но я никогда не хотел работать «на дядю». В один из периодов жизни я оказался словно выброшенным на льдину. Все встречи неслучайны. Мои личные контакты, переписки в электронных журналах, где такие увлеченные люди делились информацией, встречи в самых неожиданных местах — все это позволило создать мне свой маленький мир, автономный уголок. Жиль Делез говорил одну правильную вещь: «должна состояться встреча с большой буквы. Неважно с книгой, фильмом или человеком». Когда ты всерьёз пытаешься куда-то забраться, ты обязательно встретишь похожих по духу людей.

Сколько лет твоему магазинчику, и как появлялись первые ароматы?

— Восемь лет я в ЦУМЕ. Выбор пал на универмаг, потому что нужна была любая точка в центре города. А началось все, когда маленькие европейские независимые бренды стали присылать мне нишевую парфюмерию.

Давай сразу сделаем оговорку для читателей. Что такое нишевая парфюмерия, и чем она отличается от селективной?

— Ниша — это маркетологический термин, дословно означающий — «для маленькой полочки». Термин селективная парфюмерия кто-то когда-то запустил у нас, в России, но такового понятия на Западе нет. Селективом можно назвать любой аромат у крупного бренда, который выпущен в ограниченном, не массовом тираже. Такие линейки не представлены в сетевых магазинах, они продаются в бутиках. Правильное название того, что у нас называют селективом — Niš parfam — нишевая парфюмерия, для которой выделена небольшая полочка в независимом магазине от Нью-Йорка до Курска.

Про первых покупателей и про любовь

Андрей, помнишь своих первых покупателей?

— Это были обычные люди, которым было чуть более интересно у меня, чем в парфюмерном магазине, которым было любопытно узнать новые арт-грани парфюмерии. Моим покупателям вообще может быть абсолютно любой человек, потому что любовь к ароматам не зависит от статуса, возраста или пола. Есть масса людей, которые кажутся простыми с виду, но внутри они глубинно чувственны. Мой клиент — мой друг.

Дружба — это безусловно прекрасно, но многие не решаются стать твоим другом по причине дороговизны нишевой парфюмерии.

— Нишевая не всегда равно очень дорого. 8 лет назад флакон 50 мл можно было купить за три тысячи рублей. Сейчас можно подобрать аромат от пяти тысяч за 30-50 мл. К тому же я всегда делаю приятные скидки. Да, есть духи гораздо дороже, но это обосновано тем, что маленькие компании не могут позволить себе бочки, из которых осуществляется разлив на крупных концернах. Зачастую парфюмеры ниши работают с очень необычным сырьём, чтобы отличаться. И, конечно, маркетинг. У меня есть интересный аромат, верх флакона которого выполнен по эскизу ручки органа собора Нотр-Дам-де-Пари. Некоторые флаконы красятся вручную, обжигаются горелкой, в какие-то забивают ржавые гвозди — настоящий хенд мейд! Нишевый парфюм — это независимость от рейтинга и рекламы. Крупных сетей и производителей духов много, но основной ресурс, на который они нацелены, — это деньги. Для меня ароматы — это про любовь.

А как относишься к местному разливу? То есть, к фразе: «можно мне немножко вот этого аромата в свой пузырек»

— Я этим грешил, но считаю, что это неправильно. Это как покупать шнурки вместо целого кроссовка. Никогда не постигнешь полноты аромата от маленького одноразового пузырька. Люди старались. Вкладывались в дизайн упаковки и флакона, а не только аромата. Это единое концептуальное решение. Это общество сверхпотребления научилось для себя приобретать достаточно роскошные продукты, сводя их к утилитарности.

Одного аромата на туалетном столике достаточно? Каким он должен быть?

— Я не рассматриваю аромат как крутой, сексуальный или «вау, все в восторге». Мне это меньше всего интересно. Сегодня я предлагаю другой аспект парфюмерии. Аромат — как твоя личная история. Ты можешь грустить с ароматом, можешь радоваться, ты можешь чувствовать себя тем, кем ты не являешься. Поиграть в героя фильма 50-х годов или ненадолго вернуться в детство. Аромат это инструмент, который запросто может поменять окраску твоего бытия, это психоделический транспорт. Срежиссировать свою жизнь! Человеку много не надо. Вполне достаточно 4-5 флаконов. Чтобы собрать коллекцию настроений.

Про кофе и шампанское

Андрей, правда ли нужно выходить на улицу, чтобы лучше понять аромат на себе?

— Конечно. Ветер и свежее дыхание в этом лучшие помощники. Когда ты продышался, ты воспринимаешь аромат во всей его полноте.

А в магазинах для этого кофе стоит. Чтобы не разбежались на улицу покупатели?

— Кофе — это миф! Парфюмеры даже шутят: «почему, когда вы выбираете кофе, вы не нюхаете духи?» Это сбивает с ароматной дороги, в носу остаются молекулы кофе, и аромат воспринимается неправильно. Лучше выпить стакан воды иди побаловать себя бокалом игристого, и, кстати, надо бы взять за основу. Так мы омываем и очищаем гортань. А вино к тому же ещё и вкусное!

В какое время дня лучше идти за духами?

— Обоняние очень развито до часа дня.

Про подарки и парфюмерных стилистов

Сегодня популярна специальность личного стилиста, который за тебя подберет образы на все случае жизни. А арома-стилисты существуют?

— Я не верю в парфюмерных стилистов, которые навязывают «твой» аромат. Это глупость абсолютная. Я верю в того, кто, выслушав запрос клиента, поможет с выбором заветного флакона, зная ассортимент магазинов, тренды и направления, и просто посветит фонариком, и покажет разные тропинки, но выбор всегда личное решение. Я занимался этим в Москве, не знаю, востребовано ли это у нас. Хороша идея. В виде эксперимента я бы попробовал. Кстати, на этот счет есть хорошая история. Роже Дав, — парфюмер, который создает, достаточно дорогие ароматы в мире, говорил: «час моей работы с вами в лондонском «Harrods» стоит например 100 фунтов стерлингов. Но если ты купишь духи не у них, а у меня, — сделаю скидку 100 с моего флакона».

Намек ясен.

— Вообще, я не сноб. Подберу аромат на любой кошелёк и вкус. Даже в сетевых магазинах могу найти что-то эдакое. Мне нужно, чтобы человек сделал осознанный выбор. При подборе аромата, мне важно узнать, чем он занимается, кем работает, какие фильмы его вдохновляют. Возможно у меня своеобразная манера общения, но я постоянно учусь слушать людей.

В соцсетях ты часто пишешь, что «от Андрея никто не уходит без подарка». Заманчиво, а что даришь?

— Приходите, узнаете. С меня подарок.

АВТОР: Дарья Морозова

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: