Художник Анастасия Бабынина — о том, почему известные художники — крутые пиарщики


Анастасия Бабынина — художник, дизайнер, иллюстратор комиксов, модель, мастер тату, начинающий журналист. Она мечтает делать собственные выставки, а в свободное время пишет копии известных картин и портреты. И счастлива.

С чего началось твое увлечение рисованием?

—  Я не ходила в садик и в 4 года родители отдали меня в 4-ю школу искусств, они приврали что мне 6 лет. Начала зарабатывать портретами в 15 лет. У семьи было плохо с деньгами, на мой выпускной родители сказали, что не могут мне дать денег, и я сама рисовала портреты, продавала их, и за свои деньги шила себе выпускное платье. Так до сих пор и занимаюсь портретами.

Какое у тебя образование?

—  Я сейчас учусь на 5 курсе в КГУ на художественно-графическом факультете на специальности «художник-живописец». Я хотела изначально пойти на дизайнера одежды, потому что я еще и шить люблю , но меня отговорили. У папы были знакомые на худграфе, которые сказали, что для Курска дизайнер это бесполезная профессия, лучше пойти на художника и тогда я смогу заниматься всем. Художник-живописец это более широкая профессия, получив которую, ты можешь заниматься абсолютно любыми вещами.

Обыватель бы подумал иначе…

—  Изначально, я тоже так же думала. Но уже сейчас дизайнеры с худграфа просят меня иногда нарисовать что-то, чего они не могут сделать. Недавно знакомая дизайнер интерьера предложила и мы сделали оформление кальянной «Рай» . Я там разрисовывала стены. Сама она этого сделать не может, для нее это сложно. Графические дизайнеры тоже просят меня рисовать, недавно делала эскиз героя для кафе «МорКОФФь» —  Мистера Морковку.

Оформление кальянной «Рай»

Как ты поступила в университет?

—  Было всего 3 бюджетных места. Нас там трое учится. Обучение стоило на тот момент 150 тысяч рублей, сейчас у нас живописец стоит 180 тысяч рублей в год. Не знаю откуда эта цена. Может потому, что мы учимся на базе московской программы и Москва задает цены. ЕГЭ я сдала плохо, но мне повезло, что было 3 вступительных экзамена: портрет, натюрморт и композиция – свой рисунок. И по ним я получила по 90 баллов. Они приплюсовались к баллам ЕГЭ и только тогда общий балл вышел высоким и меня приняли.

Учеба тебе приносит удовольствие или хлопоты?

—  Хлопоты только денежные. А так учеба нравится. Я даже не считаю, что я учусь, я там провожу свое время. Во-первых, с пользой для себя. Во-вторых, мне это нравится. И у нас на худграфе считается, что если художник не выспался, если художник хочет есть, он ничего не напишет. Поэтому иногда мы приходим ко второй паре, захотели —  пошли чаю попили. Занятия проходят в свободной форме. В плане денег, конечно, очень дорого все стоит. Например, масло. Потому что хорошее масло делается из всяких природных компонентов. Холст —  это просто жесть. Раньше на худграфе выдавали все. Сейчас —  нет. В месяц на материалы уходит точно тысяч 20.

Расскажи про свою первую работу

—  Это была моя первая работа маслом. Я пришла на худграф. Нам посадили человека сразу же, дали масло и сказали: «Рисуйте! Пишите! Карандаш мы не используем. Мы сразу пишем маслом. Сделайте свет и тень и все». Нам дали всего 2 цвета. Я при этом масло никогда не держала в руках, никогда не писала человека с натуры. И первый же день на худграфе нам ставят такую задачу. И когда я написала этот портрет, я была в шоке, не понимала как это получилось.

Были какие-то интересные случаи на выездах?

—  Было много интересных ситуаций у нас на пленэрах. Мы ездили в Питер, в Кострому, Псков. У нас есть художественные халаты и мы ходим по городу в этих халатах. Обычно они черные и все замазанные краской. И когда мы пишем на улице, мы тоже все замазаные краской. Смысл в том, что мы выглядим как бомжи. И к нам часто подходят знакомиться бомжи. Они видят как мы выглядим и пытаются пообщаться. Этого очень много всегда. Мы можем зайти в кафе, в ресторан в таком виде. И поскольку ты в другом городе, тебе абсолютно все равно как ты выглядишь.

В каком стиле ты пишешь?

—  У нас на худграфе есть академический стиль, которому нас учат. И от него сложно отойти, потому что 6 лет ты пишешь только в нем. Люди, не близкие к искусству, все любят реализм. То есть как с фотографии. Я этим не хочу заниматься. Потому что я этого уже добилась, умею так делать. Академический стиль тоже хочу уже забросить. Свой стиль я еще не нашла. Это как раз по окончании учебы, обычно после выпусков люди начинают искать свой стиль и, тогда, начинается как раз продажа их картин. У меня это еще впереди.

А что тебе больше нравится рисовать?

—  Больше всего натюрморты. Пейзажи мне нравится делать именно пленэр. Когда ты выходишь на улицу, находишь какое-то красивое место, вдохновляешься им, смотришь на него, начинаешь писать. Это своего рода медитация. В такие моменты у тебя нет мыслей, ты не думаешь ни о чем, просто рисуешь. Обычно это в каких-то лесах, на свежем воздухе и после этого чувствуешь себя отдохнувшим. У тебя чистая голова, совершенно нет никаких посторонних мыслей.

Кто из русских художников тебе нравится?

—  Серов, Иванов, Дейнека. Это опять же все академисты. А так я все-таки хочу переключиться на другой стиль. Каждый художник должен уметь работать в академическом стиле, поэтому я пошла на худграф. Это начальный этап живописи. Тот, кто этого делать не умеет, не считается художником.

Есть те, которые рисуют абстракции, линии, полоски. Вот если этот художник изначально не рисовал в академическом стиле, а сразу начал рисовать линии и полоски и сказал: «Я —  художник!» —  это не художник!!! Хотя, сейчас такой стиль набирает популярность и такие картины сейчас применяют в интерьерах домов. Мне предлагали на одном сайте такие картины делать, но я отказалась.

Наверное, когда ты шла учиться, хотела писать свои картины, участвовать в выставках, а приходиться писать только копии известных картин либо портреты. Нет разочарования?

—  Меня это немножко коробит. Но большого разочарования нет, потому что все-таки я понимаю, что я работаю в своей сфере. Я как-то ради интереса, потому что портреты мне стали надоедать и чтобы себя взбодрить, пошла на работу в «Дом.ру». Я ненавижу общаться по телефону и вообще трачу очень много энергии на разговоры с людьми, не знаю почему, я люблю молчать. А тут специально пошла на такую работу, когда ты звонишь и говоришь: «Мы хотим вам предоставить наш интернет», —  и тебя там посылают. Я поработала две недели. Потом перестала приходить, и меня уволили. Я поняла: то, что я делаю —  это круто! Портреты —  это круто! И все хорошо. Когда учебы не будет, я смогу наконец-то заняться своими картинами, развиваться, продавать их, делать выставки.

Что сейчас заказывают?

—  Когда я только начинала писать портреты, этого нигде не было. У меня было очень много заказов. Учитывая, что я не пиарила ничего. Не было ни одной курской группы по портретам. Сейчас этого просто уйма. Каждый второй хочет заняться портретами, даже тот, кто не умеет: фотошопит что-то, распечатывает на холсте, продает это за нереальные деньги. Я вообще с этого в шоке. Как вообще это покупают?!

Сами себя люди редко заказывают. Обычно на праздники, на дни рождения чьи-то. Обычный реализм. Скучно. Просто заменяют фон, либо одежду иногда. Предоставляют фотографию, и я копирую ее. Потому что другого люди не поймут, к сожалению. Копии тоже заказывают. Натюрморты разные в кухню, цветы. Я радуюсь заказам-копиям и натюрмортам.

Потому что портреты все-таки, когда ты этим занимаешься уже много лет, начинают надоедать. У меня был такой момент, на праздник какой-то было очень много заказов, я в день делала по три заказа и у меня смешалось все, глаза, губы, носы, до такой степени, что я даже не узнала на улице своего отца. Я смотрю на него, понимаю, что я знаю этого человека, но секунды две всматривалась и потом узнала. После этого подумала, что точно надо отдохнуть.

У меня есть очень интересный заказчик. Это достаточно известный в Курске человек, владелец крупной фирмы. У него есть кабинет и там висят все эти картины. Он как собиратель, у него такое хобби. Он придумывает картины сам. Берет кадр из фильма, например, и в этот кадр просит пририсовать инопланетную тарелку или еще что-то. Он у меня заказывал несколько таких картин.

Ему же я делала еще одну копию. Это портрет художника, который жил 200 лет тому назад. Этот клиент дал мне кусок ткани и попросил, чтобы на портрете цвет пальто был точно таким же как цвет этой ткани.

Сколько времени ты тратишь на создание картины? И сколько они стоят?

—  На коммерческий портрет часов 6 уходит. На бумаге я обычно делаю за полтора часа. А именно свои художественные работы, которые делаю для души, их я могу делать очень долго, около месяца. По деньгам: если это холст, то портрет стоит от 5-6 тысяч рублей, если бумага —  от 1500 рублей.

Какой у тебя средний доход?

—  В месяц, наверное, выходит тысяч 30. Плюс-минус опять же. Когда я начала работать маслом на холсте, бывает что заказывают картины и за 9 тысяч рублей.

Курский покупатель, какой он?

—  Обычно люди не понимают, чего они хотят. Не могут сказать похоже или не похоже получилось. У меня был интересный случай. Заказывал портреты мужчина, у которого во ВКонтакте нет фотографий вообще. Он подписан каким-то непонятным английским именем. Короче, он мне заказал девушку. Причем заказал портрет за 9 тысяч и сказал: «Отвезите этот портрет сами ей. Мое имя не говорите. Я доплачу». Я отвезла, подарила ей, она была очень рада. Через 2 недели он мне скидывает фотографию другой девушки и пишет: «Можете теперь вот эту нарисовать?». Ну, я лишних вопросов не задаю. Сумма была поменьше уже, тысяч 6-7. И тоже пожелание его было, чтобы я сама отвезла портрет. Где-то у него даже фантазия проявлялась, он заменял фоны. Вторая девушка оказалась более любопытной, она начала расспрашивать. Я сначала подумала, что это какой-то перезаказ, и он тоже ищет заказы. Но оказалось, что нет. Общались с ним по заказам все время только во ВКонтакте. Так он заказывал мне портреты четырех девушек. Я понимаю, что этот человек с деньгами, он отдавал за портреты по 7-8 тысяч каждый раз и, каждый раз девушки были разные. Четвертая девушка оказалось знакомой моей подруги, и она попросила ссылку на его страницу. Естественно, я прислала, она поблагодарила и все. Потом он мне написал, что хочет заказать свой собственный портрет. Я подумала: «Ну, наконец-то я узнаю эту личность!». И…он куда-то пропал, так и не раскрылся.

Наверняка, у тебя уже есть постоянные клиенты?

—  Да, есть постоянные заказчики. Есть женщина, которая заказывает у меня шаржи. Она их заказывает каждый год, на них ее муж и сын, но в разных вариациях: муж и сын в бане, муж и сын пираты на корабле и тд. Сын получается каждый год взрослее. Я не знаю, как у них это висит. Может быть, на стене по возрастанию. Есть мужчина клиент, заказывал разное, а теперь написал, что не хочет менять художника и хочет заказать портрет. Конечно, всегда приятно такое слышать.

А кого-то из курских VIP-ов рисовала? Политики? Бизнесмены?

—  Был заказ на портрет: человек сидит в кабинете, такой строгий. Знакомое у него лицо, но я не поняла кто это. Смысл в том, что этот портрет был 100*80 см. Огромный, он не входил даже в дверь. Когда его выносили, от него отваливалась несколько раз рамка, потому что невозможно было его нормально вынести. Как они его везли, я тоже не знаю. Это был нереально огромный портрет.

Что для тебя вдохновение?

—  В университете нам говорят, что только дураки ищут вдохновение и нельзя его искать. Просто надо брать и делать. Работайте, работайте и работайте. А так…я получаю вдохновение от просмотра картин других художников. Сейчас в Instagram много художников разных, которые выставляют свои работы. И я просто смотрю и думаю: «Господи! Как они это делают?!». Ты этим настолько вдохновляешься, что берешь и на одном дыхании делаешь, и это получается реально красиво.
Я наблюдаю сейчас за работами одной художницы, она делает очень крутые натюрморты, правда пастелью. Я хочу сделать подобное, только маслом. Я настолько хочу это сделать, что мне даже снятся сны о том, как я это создаю. Бывает, когда ты просыпаешься и у тебя какое-то особое настроение и ты начинаешь что-то писать, будто это не ты, и тебе кажется, что проходит 10 минут, а на самом деле прошло 10 часов и ты уже написал какую-то нереальную картину. Я не понимаю откуда оно берется и как его найти.

Когда пишешь, работаешь в тишине или под музыку? Что слушаешь?

—  Мне нравится настолько разная музыка, что я даже не знаю, как ответить, что я слушаю. Когда работаю, либо включаю музыку, либо — научные программы, научпоки всякие на YouTube смотрю. Там очень много всяких тем, про черные дыры, подобное или что-то про психологию. Мне нравится, когда ты пишешь, и у тебя на заднем фоне играет что-то, научное рассказывают, я вроде бы не придаю этому значения, но потом понимаю, что все-таки что-то запомнила из сказанного, и так «убиваю двух зайцев»: написала картину и узнала что-то для себя новое.

Какие у тебя цели? Какой ты себя видишь через 5 лет?

—  Самая первая цель —  это персональная выставка. Для этого мне нужно сделать много своих картин. Все, что есть сейчас, это учебные работы. Учеба пока занимает много времени и я не могу делать что-то свое. У меня есть идея, я просто боюсь, что Курск это не поймет. Хочу сделать портреты зевающих людей, кошек, собак, любых животных. Я хочу сделать все эти работы, разместить их в помещении, посередине поставить огромную кровать. Я не знаю, откуда ко мне это пришло. Просто хочу сделать это. Идее уже лет пять. Я держу ее в голове и жду. Вот примерно наступило это время и можно начинать. Люди не поймут, но не так, как допустим 5-6 лет назад. Для курских это было бы вообще прям. Для питерских —  нет. Там много такого… в Питере заходишь и там матрас висит на стене, такие интересные работы они делают. У меня много таких идей.

Что нужно, чтобы открыть выставку в Курске?

—  Нужны деньги. Нужно помещение. Если я, допустим, подойду к Радину с такой идеей…не знаю…он, бывает, дает помещения курским художникам под свои выставки даже бесплатно. Но с моей идей —  не знаю. Нужно время, чтобы сделать все эти картины. Это самое главное. А времени сейчас нет.

Курск не очень податливая почва в плане творчества. Тебя посещают мысли о переезде?

—  Хочется. Мне нравится Питер. Я жила там как-то целый месяц и поняла, что к климату можно привыкнуть. В Питере хочется писать. Здесь этого делать не хочется, здесь настолько все повседневно, настолько все… что ты не понимаешь для кого ты это делаешь и для чего. Поэтому хочется, да! Ты знаешь, что можешь сделать что-то крутое, но здесь это не оценят. Рассматриваю и Европу, Польшу, например. У меня есть знакомый дизайнер, он делает логотипы всякие, работает с Польшей и там ему платят нереальные деньги. Везде искусство ценится не так, как в России. У нас в этом плане застой, и все не очень хорошо.

Что для тебя красота?

—  Это такое понятие призрачное. По-моему мнению, красота —  когда ты что-то видишь и тебе это нравится. Или не нравится. В искусстве есть такая фишка: если картина вызывает какие-то чувства, значит, она удалась. Даже если она ужасная. Моя одногруппница нарисовала картину: церковь ночью в лимонном цвете от фонаря. Ты на нее смотришь и отвращение испытываешь. Она выставила эту картину на просмотр и преподаватель сказал на это: «Если она здесь будет висеть и я буду мимо нее проходить, я просто сойду с ума!». А другой преподаватель сказал: «Если она у тебя что-то такое вызывает, значит она уже удалась!». И ее отобрали. Но это лучше чем, когда ты смотришь и ничего не испытываешь.

Слышала о картине Айвазовского «На смерть Александра III», которая хранится запертой в его музее в Феодосии? Про нее есть легенда, что если кто-то ее увидит, тот сойдет с ума.

—  Слышала. А вообще много чего интересного есть в живописи. Но, в основном, это пиар-ходы. Все известные художники —  крутые пиарщики. Тот же самый Ван Гог. У него очень придуманная история, ее на самом деле не было. Это пиар чистой воды, что он в жизни не продал ни одной картины, это все неправда. Он отлично все продавал. Но про ухо не пиар, такое правда было, он напился и чиркнул.

Чего не сделаешь ради искусства и пиара!

—  У меня очень много художников знакомых. Художник, как правило, социально закрытый человек и ему сложно распиариться. Есть много мастеров, которых никто не видел никогда, они пишут у себя в закутке и не могут переступить через себя, чтобы начать реально пиариться, продавать не могут. Я собственно поэтому и пошла в модельную сферу, чтобы у себя такие моменты закрыть. Там мою самооценку подняли до небес.

Фото: Вероника Люнина и личный архив героя

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: