Дизайнер Анна Симакова: «Я, конечно, индивидуальный предприниматель, но это по необходимости»

Анна Симакова — дизайнер костюма, портной, резидент креативного пространства «Веранда», автор проекта школа «Экокреатив», руководитель ателье Nemertes. А еще она — та самая девушка в кокошнике. Она бережно относится к традициям, выступает за повторное использование вещей, сама много работает руками и не хочет масштабировать бизнес. О творчестве, предпринимательстве и, конечно, кокошниках, Аня рассказала журналистам «Морса».


Аня, давай начнем с твоей фишки — кокошников. Ты шьешь их на заказ, проводишь мастер-классы. Почему вдруг кокошники?

— Когда я рассказываю эту историю, люди обычно смеются. Прошлой зимой я сильно болела, лежала с высокой температурой, мне было плохо. И вот как только у меня спала температура, меня просто осенила мысль: «Мне нужно шить кокошник». Я вышла с больничного и сразу же за четыре дня сшила пять своих первых кокошников!

Сначала это были модели на ленточке или на резинке, а теперь у меня свои авторские кокошники — на ободках. Сейчас объясню, почему. На маркетплейсах чаще всего продаются кокошники на резинке. Мне категорически не нравится такой вариант. Длинные волосы эту резинку могут прикрыть, а что делать девушкам с короткими? Резинка сзади выглядит очень не эстетично. От таких кокошников я сразу отказалась и стала делать с ленточками, которые сзади завязывались на бант. Оказалось, они тоже не всем подходят. Однажды кокошник для себя заказала моя мама, которая работает деканом в университете. Представила я маму с ее регалиями, ее положением, в ее возрасте с ленточкой на голове… И решила, что надо придумать какую-то другую конструкцию.

Так появились кокошники на ободках. Это лучший вариант. Подходит для любой головы и прически, удобно носить, а ленточку можно при желании пришить как декоративный элемент.

Я тебя уже и не представляю без этого аксессуара

— Да, это уже моя визитная карточка, неотъемлемая часть моего образа. У меня большая коллекция моделей под разную одежду. Я сначала не знала, как можно носить кокошники с верхней одеждой зимой, теперь знаю. У меня есть и зимние модели. Я их обыгрываю, ношу круглый год, и мне уже даже самой некомфортно, когда я вдруг где-то без кокошника по какой-то причине, например, если прическа не позволяет.

Разве это не «быстрый» тренд?

— Когда я сшила кокошник для себя, я была уверена, что я уже не то, что в последний вагон запрыгиваю, я была уверена, что я уже все вагоны пропустила. Но это был порыв души. Я чувствовала, что мне это нужно. Я сшила, стала носить и продолжаю носить до сих пор. Тренды всегда очень быстро друг друга сменяют, но мы должны оставаться верными своему стилю. В мой стиль кокошники очень органично вписываются, поэтому мне не важно, быстрый это тренд или вообще ушедший, для меня это уже часть моего повседневного бытия.

Есть еще люди, которые так же любят этот аксессуар, как и ты? Часто заказывают?

— Чаще всего их заказывают к каким-то праздникам, к 8 марта, например. У меня были очень интересные новогодние кокошники. Один из них я подарила солистке Курской филармонии. Недавно я делала кокошник для фотосессии. Он не похож на мои модели: огромный, на картонном каркасе, обклеенный тканью и тесьмой. Гиперболизированный, можно сказать, самый необычный из всех, что я делала. Конечно, один из самых дорогих моему сердцу — это кокошник, в котором я выходила замуж в прошлом году.

Я сейчас обучаюсь технике старинной русской вышивки — «сажение по бели», прохожу курс по косникам — украшениям для кос. В дальнейшем хочу создать прорезной венец в этой технике из материалов, близких к тем, которые использовались тогда. Вряд ли найду подходящий перламутр, но точно найду жемчужные бусины неправильной формы. Хочу интегрировать старинную русскую технику в современный костюм.

Кстати, о современном костюме. Ты ведь в своем ателье шьешь не только кокошники…

Конечно! Не шью белье и не работаю с кожей и мехом, весь остальной ассортимент женской одежды я шью. А специализация моя — вечерняя, выпускная и свадебная мода. Ко мне идут за нетипичными платьями. Бессмысленно шить платье, которое можно купить. Скорее всего девушку с таким запросом я даже отправлю в магазин.

Другое дело — если платье стоит сотни тысяч рублей, а нечто подобное девушке хочется. Дело в том, что вся свадебная индустрия имеет очень большую наценку. Платье на заказ зачастую обходится дешевле, чем салонное. И вот девушки показывают референсы, и мы начинаем творить: с другими материалами, с другой фурнитурой. Чаще всего мы даже что-то переделываем в процессе. Например, девушке лиф нравится в одном платье, принцип юбки в другом, а рукава — в третьем. Мы все это миксуем в цельный образ.

Моя задача — сделать так, чтобы платье было сшито для конкретного человека. Чтобы оно подходило ему по стилю, отвечало его запросу и прекрасно сидело на фигуре. Мы почти все имеем нетипичные фигуры. И девушка может искренне хотеть базовое классическое платье, но ни одно в салонах не садится на фигуру. В таком случае я беру заказ. Я ведь не только дизайнер костюма, но еще и портной. В заказах, которые не несут какого-то большого творческого начала и разнообразия, я выполняю свою работу как ремесленник: несу пользу человеку, выполняю его конкретный запрос, потому что по-другому он просто не получит желаемого.

Много ли желающих шить одежду на заказ?

— Да, хватает. Кто-то постоянно, не спеша шьет себе какие-то изделия. Женщине просто понравилась ткань, она купила ее и сделала заказ. И так шьет себе друг за другом изделия, просто потому что любит какие-то дизайнерские интересные решения, а не то, что продаётся в масс-маркете.

Я сотрудничаю со стилистами, фотографами, которые иногда направляют ко мне своих клиентов. Они заказывают не только одежду, но и аксессуары для различных фотосессий: кокошники, ободки с вуалетками, съемные болеро. С весны начинается сезон свадебных и выпускных нарядов.

А еще у меня есть хорошая услуга — ремонт одежды. От нее я не отказываюсь, не смотря на то, что сама больше люблю пошив с нуля.

Ателье — это прибыльный бизнес?

— Конечно, был очень долгий период, когда клиентская база только формировалась, только запускалось сарафанное радио. Я в этот период без поддержки бы не выжила. Это не громкое слово, это действительно так. А сейчас я уже обеспечиваю себя сама. Конечно, зарабатываю не миллионы, но достаточно хорошо для того, чтобы жить по моим не самым широким меркам.

Есть ли планы самой выходить на «большой» рынок — продавать одежду на маркетплейсах, запускать собственный бренд?

— Меня пару лет назад спрашивали, не хочу ли я свой бренд одежды, ведь это то самое творчество. Я эти мысли откладываю на дальнейшую перспективу, ведь может, лет через десять мне надоест индивидуальный пошив. А вот про маркетплейсы я вообще не думаю. Мне не интересно в это вкладываться. Это же мне надо будет нанимать целый штат, который мне будет что-то там отшивать, все это перенаправлять в пункты выдачи. Во-первых, это уже максимальное тиражирование, а я пока не хочу уходить от индивидуального пошива, от уникальности изделия. А во-вторых, у меня нет в планах разрастаться до компании, я все-таки поняла, что я — творец, художник. То есть я, конечно, индивидуальный предприниматель, но, можно сказать, это по необходимости. Я давно поняла, что я хочу работать руками. Понимаю, что сейчас двадцать первый век, что мы идём по пути развития технологий, но ремесленничество у меня в крови. У меня очень большая потребность в том, чтобы работать руками. Я хочу ощущать этот эффект создания из простого плоского куска ткани объёмные конструкции. Пошив одежды — это как скульптура, только я работаю не с мрамором или глиной, а с тканью. Я создаю оболочку человека, которая будет его дополнять, украшать и возвеличивать, как бы пафосно это не звучало.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: