
ЖЭК-арт. Искусство курских дворов
Хтонь, народный дадаизм, патология вкуса, дворовый бестиарий, низовое благоустройство, коммуналка со своими внутренними законами и даже фольклор. Всё это характеристики одного явления, которое стало частью городской среды. Веселые цветные пни с глазами, божьи коровки из камней и мухоморы из старых тазов. В 2012 году во Вконтакте появляется сообщество со звучным названием — «ЖЭК-арт», в первом посте которого было написано: «Будем коллекционировать различный муниципальный и совковый треш». Сейчас это уже не только термин, но социальный феномен народной культуры.





ЖЭК-арт набирает обороты и становится интересен даже академическому сообществу. Издана книга «Как воспринимать ЖКХ-арт?», открыт электронный музей ЖЭК-арта, экспозиция «Дом который построил ЖЭК» в Виртуальном музее дизайна Санкт-Петербурга, в РАНХиГСе для студентов провели спецкурс, отдельные объекты нанесли на виртуальную карту Санкт-Петербурга. Современный художник Артём Бизяев разработал набор Lego, посвящённый атрибутам жэк-арта, а Гарри Нуриев создаёт лебедей из автомобильных покрышек для модных выставок. Объекты ЖЭК-арта давно стали мемами: чебоксарский поросенок из покрышек попал в игру Atomic Heart, а шинолебедя рисуют на футболках.
что относится к ЖЭК-арту
Жэк-артом называют явление, когда горожане благоустраивают двор, используя бытовые отходы. Встречаются эти объекты в разных местах. Чаще всего на окраинах города с невысокими многоэтажками, где жители стараются придать индивидуальности своему жилищу и придворовой территории. Есть версия, что связано это с окружающей «серостью» панелек.


Когда появился ЖЭК-арт
Корни этого жанра народной культуры в многоквартирных дворах уходят в эпоху застоя. Тогда появились микрорайоны плотной застройки с песочницей под грибком, металлической ракетой на спортплощадке и огромным Гулливером во дворе детсада. Новоселам не хватало уюта, места для хранения вещей, зелени и простора. В период дефицита действовал принцип «сделай сам», которым люди и руководствовались.
Расцвет низового благоустройство пришёлся на начало нулевых годов. Важную роль в развитии сыграла рубрика «Очумелые ручки» в программе «Пока все дома», где показывали, как из подручного хлама сделать что-то полезное или «вдохнуть новую жизнь в старую вещь». Сегодня черпать вдохновение можно в изданиях для садоводов и в соцсетях, а отдельные детали заказать на маркетплейсах.
Сейчас даже проводятся муниципальные конкурсы на лучшее оформление придомовой зоны, по результатам которых городские власти отмечают победителей. Вероятно, это редкая возможность для жильцов легально изменить окружающее пространство.






Ланка Блик
Свободный художник и фотограф, занимается экологическим искусством
— ЖЭК-арт — явление по-своему любопытное. Мне как человеку, который через творчество дает вторую жизнь вторсырью, сама технология импонирует. Ведь мы не просто попользовались вещью и выбросили, а нашли ей новое применение. К сожалению, эстетика таких арт-объектов порой хромает. Нет правильной насмотренности, чтобы получилось «вкусно». А ведь технология позволяет создавать настоящие шедевры искусства, в том числе и для украшения ландшафта.
Жэк-арт нашего горда я бы сравнила с формами наивного искусства, примечательного своей детской непосредственностью. Полагаю, что искусством сами авторы свои творения не считают. Для них это просто украшение палисадника, как тот же гном из магазина, но которое смастерили своими руками и бесплатно, да и без глубокого смысла. Мы просто хотим сделать мир уютнее и красивее любыми способами — и это явление народного творчества уже стало частью нашей культуры.
Было бы хорошо в таких «актах творчества» использовать больше безопасного вторсырья: металл, дерево. Так как те же покрышки под воздействием солнца отравляют почву.
Важная черта явления — альтруизм. Народные мастера тратят на подобное благоустройство свои деньги и не ждут помощи. Они просто хотят сделать красиво. При этом многие объекты обладают практической ценностью — это ограды палисадников, подставки для цветов, мебель.



Это законно?
Возможности народного творчества во дворах постепенно сужаются. В 2021 году вступили в силу поправки о правилах благоустройства. За лежащие на земле покрышки, которые относятся к отходам III–IV класса опасности, УК и ТСЖ получат сначала предписание, а после штраф. Минприроды запретило использовать покрышки в декоративных целях или закапывать в землю для утилизации. Парадокс ЖЭК-арта в том, что можно говорить о повторном использовании старых вещей и мусора, но не все элементы являются экологичными. Жилищные конторы могут бороться с проявлением стихийного творчества, да и не все соседи его поддержат.

Михаил Заутренников
архитектор, урбанист, победитель архитектурного конкурса «Курск 2032»
— Во всем мире благоустройство придомовой территории и внешний вид фасадов зависит от позиции местного самоуправления. В некоторых районах РФ есть практика строгого дизайн-кода. Например, в Доброграде требования к внешнему виду объектам капитального строительства и ограждению территории закреплены в «Правилах земелепользования и застройки», а все проекты согласовываются с архитектурой комиссией. Этот документ градостроительного зонирования утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В Курске тоже утверждены ПЗЗ, где с недавних пор, действует АГО (архитектурно-градостроительный облик здания). АГО разделен на подзоны, в каждой из которых свой регламент застройки — требования к фасадам и отделочным материалам для новых зданий. К уже существующим постройкам и благоустройству улицы перед ними, в местных ПЗЗ требования не прописаны — надеюсь, когда-нибудь это будет доработано, а у администрации появятся ресурсы и стимул всё это контролировать.



«На самом деле, очень многие создатели ЖКХ-арта даже не знают о существовании этого термина. И вообще я думаю, что в ближайшие десятилетия это явление исчезнет. Потому что уже произойдет реновация. Когда люди переезжают в новые высокие дома, то им украшать свой двор больше не нужно. Кроме того, не останется тех, кто этот арт создает. Их рвение связано не с тем, чтобы создать какой-то дизайн. Это скорее ближе к вязанию и вышиванию — почти все авторы увлекались ими в молодости. У нас сейчас такого нет — у нас есть иные инструменты для творчества. И такие формы художественного выплеска вряд ли будут интересны в будущем. Наше поколение наверняка сделает что-то более интересное, чем ЖКХ-арт, но одновременно его и уничтожит»
Полина Соколова, автор книги «Как воспринимать ЖКХ-арт?»