loader image

Скалы, деревья, лампа-хинкали: кто придумал дизайн ресторана «Гогия»

Этой весной в центре Курска открылся ресторан грузинской кухни «Гогия». В его интерьере европейский стиль ярко, но деликатно расцвечивается харизматичными мотивами Кавказа. Здесь можно увидеть люстры-хинкали, светящиеся по вечерам стволы деревьев, камин, горящий разноцветным пламенем, и много зелени. О том, как создавалась такая атмосфера, поговорили с дизайнерами интерьера ресторана. Руководителем проекта был Артем Касилов, дизайнером-визуализатором выступил Александр Загородних.

С чего начинается работа над проектом? Было от заказчика какое-то техническое задание?

Артем: Работу над проектом мы начинаем с диалога с владельцами ресторана, чтобы максимально подробно обсудить детали. Мы анализируем помещение, думаем, как можно обыграть его особенности, какие детали стоит внести. Если это ресторан национальной кухни, конечно, изучаем быт страны, природные особенности, традиционные ремесла, орнаменты, цвета. Нам было важно понять, какие элементы могут ассоциироваться у посетителей с Грузией и её кухней.

В ресторане «Гогия» мы планировали представить современное видение классической грузинской кухни: передать национальный колорит, создать атмосферу гостеприимства, но при этом не уходить в этнику. Хотелось сделать отсылки к национальной культуре, но чтобы ресторан выглядел стильным и актуальным. Интерьер сочетает новые материалы, смелые решения и природные грузинские акценты.

если зелень — знакомый людям элемент в ресторанах, то люстры в форме хинкали — это точно эксклюзив.

Александр: Да. Нам хотелось поэкспериментировать со светом. В каждом интерьере есть технический и декоративный свет. Так вот в этом проекте декоративный свет — это хинкали. Идея к нам пришла внезапно, она хорошо сочеталась с самой концепцией. Такие люстры не только вызывают яркую ассоциацию с Грузией, но и делают интерьер неординарным, привносят в него изюминку. Кстати, каждая люстра — это ручная работа.

Есть и другие ассоциации с Грузией. Например, кирпичная стена имитирует скалистую поверхность. Мы специально подбирали фактуру, делали 3D-эффект, а могли бы просто использовать валуны и булыжники, как часто делают.

Цвета интерьера играют одну из важных ролей. Как вы выбирали цветовую палитру для ресторана «Гогия»?

Артем: Цветовая основа интерьера монохромная. Такой прием дает помещению нейтральную базу, а мебель выступает в роли контрастных акцентов на ней. Цветовую палитру нам подсказала сама природа. Мы использовали органические цвета: зеленый, коричневый, древесный и терракотовый, напоминающие теплое солнце. Эти оттенки есть и на стенах, и в мебели.

При этом мы специально сделали потолок чёрным. Он создает сильный контраст в сочетании с яркими цветовыми акцентами, поэтому делает интерьер более выразительным, служит фоном для декоративных элементов, подчеркивает интересные детали. В сочетании с теплыми источниками света все это создает уютную атмосферу. К тому же, мы сделали в помещении весьма хитрое освещение: световой акцент идет на горизонтальные поверхности столов и диванов. И если мы поднимаем голову, то потолок как бы теряется, потому что черный цвет визуально отдаляет поверхность, создавая иллюзию большего объема помещения.

Говорят, что сейчас дизайн создается с «прицелом» на соцсети. Вы заранее знаете, какие зоны в ресторане будут популярны у гостей? Делаете специальные места для фотографий?

Артем: Да, это интересный тренд. Раньше люди делились своими впечатлениями от заведений по сарафанному радио. В эпоху социальных сетей такой эффект, конечно, остался, но к нему добавился еще один. Люди теперь ходят в ресторан, как в театр, то есть в комплексе воспринимают всю гамму чувств и ощущений. Приходят не только поесть, но и насладиться интерьером, сделать эстетичные фотографии, послушать музыку.

При этом создавать дизайн специалиьно для фотографий — слишком прямолинейно. Мы действовали более тонко. Дизайн «Гогии» — это одна большая фотозона, в которой можно найти много мест для интересных кадров. Есть локации с деревьями, камином, есть ландшафтная композиция с зеленью на входе.

Расскажите про камин. Это как раз любимая фотолокация у гостей

Артем: Самой важной частью любого традиционного жилища Грузии был открытий очаг. Он имеет огромное значение в культуре и олицетворяет собой единство семьи. Огонь для грузинских домов часто становится смысловым центром интерьера. Такой важный элемент как огонь у нас воплощен в камине. Это уникальное изделие ручной работы, в нем тоже есть скалистая порода. Заказчики нашли в Курске специалистов, которые смогли реализовать идею. Получилось очень круто!

Александр: Мы расположили камин в баре, чтобы сделать акцентное яркое место. Гость при входе в ресторан сразу обращает на него внимание. Эта деталь выглядит очень реалистично, материал натуральный, соответствует общей эстетике. А то, что огонь горит разноцветным пламенем, добавляет ламповости атмосфере.

Стволы настоящих деревьев тоже служат этой цели?

Александр: Эта деталь отсылает к знаменитым грузинским дворикам. Уютный двор-колодец с пышными деревьями, замысловатой кирпичной кладкой, деревянными балконами становился центром жизни. Здесь играли дети, болтали женщины за домашними хлопотами, мужчины играли в нарды. По вечерам во дворах устраивались застолья, когда каждая семья выносила к столу все, что было дома. Стволы деревьев создают иллюзию естественного ландшафта, в который вписано помещение ресторана. Деревья тоже подчеркивают географическую особенность страны.

Артем: Нам важно было применить натуральное дерево, а не его имитацию. Мы долго выбирали породу и решили остановиться на вязе, его древесина крепкая, твёрдая, упругая. Был долгий процесс вымачивания, обработки, но все сложности оправдались идеей. Натуральный ствол дерева в помещении — это изюминка, такое редко где встретишь. Сочетание деревьев с кольцевыми светильниками создает теплую атмосферу, особенно по вечерам.

Интересно, какие были сложности в работе?

Артем: Когда мы говорим о грузинском ресторане, мы себе представляем какое-то старинное здание, а здесь мы имели дело с первым этажом офисного здания с огромными панорамными окнами, низким потолком и открытыми коммуникациями. Это, кстати, натолкнуло нас на мысль о том, что нужно поддержать минимализм самой архитектуры. Неуместно смотрится, когда архитектура не согласовывается с идеей.

Насколько замысловатые эстетичные интерьеры практичны?

Артем: Современные материалы изначально так проектируются, чтобы их было удобно использовать в интерьерах, в том числе в общественных. Например, ткани для общественных интерьеров имеют большую износостойкость.

В вопросе практичности скорее важна планировка. Это один из начальных этапов любого проекта. Мы рисуем макет из картинок, чтобы показать заказчику, потом лазером измеряем помещение, в итоге получается чертеж. В СССР существовали ГОСТы по расстояниям, сейчас делаем все по определенным правилам. На этом этапе важно совместить логистику, эргономику и коммуникации: запланировать, как будут перемещаться посетители и персонал, где будут системы хранения, бар и другие зоны. На этом этапе важно еще рассчитать посадочные места: мы же делаем проект для бизнеса, поэтому должны продумать, когда окупятся вложения заказчика. В этом проекте заказчик поставил нам задачу оптимизировать параметры проекта, поэтому нам надо было вместить декоративные элементы в площадь так, чтобы они ее преобразили.

Здорово, когда владельцы в декоре продолжают историю, которая началась в дизайне. Знаем, что здесь, например, напитки подают в двухлитровых бокалах. Их расписывала художница Арина Пилипенко из арт-студии «Белый-квадрат». Это не просто часть интерьера, а отдельная фишка ресторана, уникальный арт-объект, которым может воспользоваться каждый гость. Еще здесь появилась полка с грузинскими традиционными скульптурами, которые прекрасно дополняют интерьер.

Как оцениваете проект? Довольны результатом?

Артем: Мы довольны тем, что смогли реализовать все задуманное в рамках бюджета и сроков. Нужно понимать, что дизайн интерьера — это всегда гибкая история, которая зависит от предложений на рынке, быстроменяющихся трендов, вдохновения всей команды, включая заказчиков. Конечно, какие-то моменты поменялись в ходе реализации проекта, но мы очень рады, что нам не пришлось жертвовать идеями. У нас получилось создать интересный интерьер, в котором есть Грузинская теплота, современные технологии и яркие актуальные детали. Все это поддерживается качественным обслуживанием и хорошим меню. Создается особый эффект: гости получают удовольствие и гастрономическое, и эстетическое. Я и члены моей команды часто ходим сюда отдохнуть, рекомендуем друзьям. Знаете, есть такая фраза: в обычный грузинский ресторан идут на шашлык, в хороший приходят на гостеприимство. Сюда мы идем за вторым.