«Стильно — да, дорого — нет». Флорист и предприниматель Юлия Рудакова — о проекте #Lavka_flox
Расскажите о проекте #Lavka_flox.
— Запускала проект я вместе со своим супругом больше семи лет назад. Изначально муж работал удаленно из другого города, но теперь с нами в Курске. По сути мы начинали с одного мультичеловека, который умеет делать все. Этим человеком была я. Сегодня нас шестеро. Для меня важно, чтобы новый член команды становился частью паззла, и мы вместе создавали очень приятный и дружный коллектив.
Мы выработали определенный стиль, который ассоциируется с нами. Люди поддерживают его, некоторые даже пытаются повторить, перенимают наши фишки. Для нас это показательно, что мы — некий паровозик внутри своего города, и это приятно.
Некоторые говорят, что в Лавке Флокс Стильно, но дорого. Это о вас?
— Стильно — да, дорого — нет. Я периодически провожу анализ и смотрю, насколько наши цены соответствуют средним ценам в Курске. Люди не так часто покупают цветы, поэтому не могут сравнить цены на одни и те же позиции. И это особенность нашего продукта. У нас есть отдельная категория клиентов, у которых идеи, скажем так, не самые бюджетные. Для нас это, безусловно, приятный показатель.
Откуда к вам приезжают цветы?
— Цветочный рынок настолько обширный, что иногда я сама искренне удивляюсь, когда узнаю, откуда приезжают цветы. Большинство цветов прибывают к нам из Голландии, это своеобразный цветочный сток. А вот в Голландию цветы попадают из разных уголков мира: Япония, Южная Америка, Израиль, Кения, Италия и Франция. Все зависит от конкретных цветов и сезона. Осенью, например, к нам прилетают пионы из Новой Зеландии. Представляете, цветок в красивом состоянии приехал в Курск, пролетев половину мира!
После пандемии рынок российских и фермерских цветов Курской области круто шагнул вперед. И уже они могут составить серьезную конкуренцию импортным цветам. Мы с радостью используем российскую розу, это позволяет нам сокращать логистические цепочки.
Мы проводим сезонные недели цветов в поддержку местного фермерства: недели пионов, лаванды, георгинов, хризантем. Мы уже три года сотрудничаем с фермой который срезает целое поле пионов именно для нас на мероприятие. Развивать культуру цветов, знакомить людей с сортами, показывать, как бывает и как легко эти найти, — это тоже наша ценность и наша уникальность.
дополнительные услуги предоставляете клиентам?
— Мы проводим цветочные мастер-классы, оформляем камерные мероприятия и конечно, доставляем цветы. А еще мы первыми в городе запустили цветочную подписку!
Мы развиваем культуру «любви к дому и себе» не только через цветы. У нас есть уникальная для города коллекция ароматов для дома, вазы ручной работы от местных мастеров. А еще мы выпустили собственную коллекцию открыток, родившуюся из нашего понимания, как нужно нашим клиентам. Люди даже стали собирать именно эти открытки для себя целыми сериями — это неожиданно и очень приятно для нас.
Какие есть риски в цветочном бизнесе?
— Первый и главный — мы реализуем продукты, относящиеся к скоропортящимся товарам. Цветы — это сложная логистическая цепь поставщиков и, конечно, случаются накладки. Мы выбираем поставщиков, которые защищают нас от рисков.
Что происходит с цветами, которые уже нельзя продать?
— Они проходят процедуру списания. Мы не выбрасываем их сразу, а сначала проводим над ними эксперименты. Оставляем в зале, создаем разные условия, ставим в разное количество воды, пробуем добавки, ставим рядом с другими цветами и проверяем цветочные мифы, например, что нарцисс портит жизнь всем, кто стоит рядом с ним. Эту важную информацию флористу не расскажет никто, все нужно выяснить самому. Опыт — наше все. Иногда цветы после списания забирают домой флористы или я сама. А потом мы друг другу рассказываем, как долго они простояли. Цветы служат до последней своей минуты.
Раньше, когда я была новичком в этом бизнесе, я не знала ни норм списания, ни правильных объемов закупки, которые влияют на все финансовые цифры. Сейчас мы находимся сильно ниже показателей о допустимых нормах списания в цветочном бизнесе, и это отрадно. Мы умеем хранить цветы, правильно рассчитывать нормы и сроки их реализации, поэтому не уходим в минус.
Можно ли по букету понять, хороший вкус у человека или плохой?
— А этот человек — покупатель или флорист? Чтобы не ошибиться с выбором букета, нужно дать возможность сделать букет профессионалам, чьему вкусу вы доверяете. Вот и все.
Какие сейчас тренды в цветочном бизнесе?
— Сейчас это букеты в садовом стиле с подчеркнутой сезонностью, которые сразу передают эмоцию и момент.
А какие навыки нужны, чтобы заниматься цветами?
— Если планируете заниматься цветами как хобби, то умения работать руками и художественного вкуса вполне достаточно. Если заниматься цветочным бизнесом и делать из него проект, несущий определенные идеи и концепции, тогда необходимо умение быть «физиком» и «лириком» одновременно. Это то, что должно в вас уживаться. Очень важное умение — быстро подстраиваться под любые обстоятельства.
Насколько это прибыльный бизнес?
— Наш проект уже имеет определенную аудиторию, и некую стабильность. Это живой организм, и он не может существовать, не будучи прибыльным. Наверное, сама концепция цветочного бизнеса и скоропортящихся товаров такова. В общем, если бы прибыли не было, не было бы и бизнеса давно.
трудно ли сейчас открыть свой магазин цветов?
— Думаю, нет. В интернете есть множество ресурсов, которые помогут изучить вопрос. Этот бизнес за восемь лет шагнул далеко вперед, он хорошо проработан, существует много экспертов, которые помогут по любым ситуациям. Когда запускался наш проект, было сильно сложнее. Тогда и школ флористики было всего две. Но то, что этот проект появился восемь лет назад, а не сейчас, сыграло одну из решающих ролей в его успешности.
В условиях нынешней политической ситуации есть сложности с логистикой, сказывается на развитии и дороговизна цветов. Но в целом, открыть цветочный магазин не сложно, сложно удержать его. Чтобы сегодня начать свое дело, важно понимать уникальность идеи и продукта. Только тогда люди смогут обратить на вас внимание.
Хотите ли вы масштабироваться?
— Мы не запускаем франшизу, хотя предложения поступают. К сожалению или к счастью, мы делаем слишком штучные вещи и даем слишком «уютный сервис», как я это называю. Для меня это большая ценность. Люди ходят к нам годами. Они знают нас, а мы знаем их. Уникальность проекта заключается в том числе в том, что он не работает на поток. Это бренд, которому верят. Я не представляю, как такой бизнес можно масштабировать. Это изменит проект, заберет его уникальность.