Блогер и наездница Нина Принц: «Если не выполнять все четко, то лошадь просто перестанет слушаться»
Уверенно. Вольнолюбиво. Восхитительно. Так в манеже появились норвежские фьордские пони. С нового шоу Нины Принц «Голос» началось открытие «Кубка Губернатора Курской области по конному спорту (конкур)». Призовой фонд турниров в этом году составил один миллион рублей.
«Кубок Губернатора Курской области» — значимое событие в мире конного спорта, которое собирает лучших наездников со всей России. В этом году соревнования проходили с 17 по 20 ноября. За призовые места боролись участники из Курской, Орловской, Воронежской, Брянской, Ленинградской и Тамбовской областей. Звездным гостем «Кубка Губернатора Курской области» стала блогер Нина Принц, выступившая с двумя конными шоу «Голос» и «ВозДУХ» и мастер-классом по работе с лошадьми на свободе.
Нина, с самого детства ваша жизнь связана с лошадьми. Вы были совсем маленькой, когда отправились за границу на поиски пони. Расскажите о вашей первой встрече с Диадемом и Принцем.
— Сколько себя помню, всегда была рядом с лошадьми. Когда мне исполнилось 11 лет, я поняла, что мне нужна лошадь более спортивной и профессиональной породы, потому что я занималась конкуром. И тогда с семьей отправились на поиски пони в Германию, но лошади или не подходили мне по характеру, или же продавались по слишком высокой цене. Последнее место, где мы просто остановились переночевать, оказалось небольшой конюшней фьордов. Когда я впервые их увидела, то сначала подумала, что таких лошадей вообще не существует. Первая мысль была, что они некрасивые, потому что, если не работать с такой лошадью, она становится непропорциональной. Но мне безумно понравился Диадем и Принц. Так, мы решили взять двух фьордов. Норвежская фьордская порода не предназначена для конкура, поэтому я отказалась от спорта. И, как видите, все было не зря.
Как вы помогали фьордам адаптироваться к жизни в России?
— Работа, работа и еще раз работа. Было очень сложно адаптировать таких лошадей. У нас Диадем аллергик — постоянно случаются аллергические реакции на сено или даже воду. Это северные лошади, поэтому из-за плотной шерсти им летом очень тяжело. Кроме того, фьордов нужно было приучать к сену и мюслям, потому что они гуляли на пастбище и не знали, что это такое.
Пони породы Норвежская фьордская — это «аборигенные лошади», которые не были выведены человеком. Фьорды достаточно крупные. Приручив их, люди стали использовать северных лошадей в военном деле, на каменоломнях и в других отраслях. Долгое время пони этой породы были запрещены к вывозу из Норвегии. Однако, сейчас ситуация изменилась, и фьордов можно встретить по всему миру.
Как отметила Нина, пони породы Норвежская фьордская не подходят для конкура. Наездница занимается с Диадемом и Принцем классической выездкой и «работой на свободе» — выполнением элементов без амуниции. Такая дрессировка демонстрирует отношения человека и лошади, построенные исключительно на доверии.
Нина, ваши лошади часто выступают без амуниции. Почему вы оставили профессиональный спорт и начали заниматься такой дисциплиной как «работа с лошадьми на свободе»?
— Одной из причин, почему я перестала заниматься спортом, стало падение с лошади. Я тогда ударилась о жерди. Это сказалось на спине, она до сих пор ноет на погоду или же от стресса, когда очень сильно переживаю.
С приездом фьордов я поняла, что сама хочу их воспитать. Когда только начинала, не было ничего, что могло бы мне в этом помочь: ни вебинаров, ни семинаров, ни тренировок. Только короткие видео на YouTube. Через год-полтора нашли академию. В ней мы проучились онлайн три года, и только потом нашла тренера. Все это очень сложно далось, ведь ты выходишь на манеж и не знаешь, что делать, хотя только что посмотрел видео, почитал на английском книгу, но все равно ничего не понимаешь. Но когда пройдешь все эти девять кругов ада, будешь по-настоящему ценить то, что делаешь.
На мой взгляд, контакт с лошадью особенно важен, когда она выступает без амуниции. Как вам удается наладить эту связь?
— С трудом, большой стресс и у меня, и у лошади. Перед выступлением думаю, как отреагируют зрители, понравится им или нет. Но когда выхожу и начинает играть музыка, полностью абстрагируюсь от всех мыслей и проблем: есть только я и лошади. Перестаю нервничать и излучать эти эмоции на лошадей, и они тоже погружаются в образ, и мы работаем. Но, опять же — это может прийти только с практикой. И я до сих пор учусь, потому что на некоторых площадках лошади могут перенервничать и из-за этого, например, убегать. Все равно приходится в какие-то моменты импровизировать.
Была такая история. Три дня подряд выступала с одной и той же программой в конноспортивном клубе. Две девушки (они работали в том КСК тренерами) присутствовали на всех выступлениях. Я к ним как-то подхожу и спрашиваю — не надоело ли им сидеть и смотреть одну и ту же программу. А они говорят: «Нина, у тебя каждый раз программа отличается, так интересно!». У меня все шоу запланированы одинаковыми, но на самом деле могу иногда какой-то элемент убрать, добавить или поменять. Это зависит от того, что чувствует лошадь в момент выступления.
Чему вас научила работа с лошадьми?
— Несколько лет назад я могла сидеть посреди плаца и просто рыдать из-за того, что ничего не получается. Подсказать было некому. Сидишь и пытаешься самостоятельно додумать, что нужно делать. Да, есть много методик, но они вытекают из работы с определенными лошадьми. А характер обучения, восприятие и обработка информации у всех совершенно разные. Приходится или что-то свое додумывать, или смешивать методики, и все равно создавать новое.
Лошади научили меня стойкости, спокойствию, дзену, а также быть упорной. И самое важное — анализировать, что происходит вокруг. Я работаю полностью всем телом. Если подниму руку, и это не было запланировано, лошадь будет считывать это как сигнал, который она не знает, и тогда все команды и трюки будут смазанные. Каждый шаг, каждый поворот — как танец. Если не выполнять все четко, то лошадь просто перестанет слушаться.
Насколько трудно разрабатывать шоу-программы?
— Шоу-программы — это исключительно вдохновение. От музыки, лошадей, ситуации в мире. Каждая программа посвящается кому-то или чему-то, это не просто ряд элементов под музыку. В шоу есть свой смысл, каждый зритель понимает по-своему. Например, «ВозДУХ» — история о духе лошади. В этой программе показываю, что лошадь может работать в абсолютно разных дисциплинах. Когда показываешь отношения между человеком и лошадью, а не элементы, то зрители прекрасно видят и чувствуют это. Достаточно сложно, и именно это я демонстрирую в своих номерах. Я могу убрать абсолютно все элементы, и все равно шоу будет достаточно зрелищным, потому что энергия от меня и лошадей передается зрителям.
Работа с лошадьми — это непосильный труд, с которым может справиться далеко не каждый. Но у вас это прекрасно получается. Более того, вы находите время вести соцсети и заниматься журналистикой. Как вам это удается?
— Крайне сложно. То, чему меня научила мама, — расставлять приоритеты в жизни. Иногда приходится чем-то жертвовать, чаще всего — личной жизнью. У меня в сутках 25 часов, а не 24. Практически не гуляю, у меня очень мало друзей — они просто не выдерживают: я или на конюшне, или на учебе, или просто занята, принимая участие в мероприятиях. Иногда даже бывает депрессия из-за работы. Все расписано на месяц вперед. На учебе иногда могут быть проблемы из-за того, что приходится пропускать занятия, как сейчас. Поэтому расставляю приоритеты и следую четкому расписанию.
Будущее очень интересное!
— Если посмотреть, например, Первый канал, который освещает фигурное катание, хоккей, футбол, не увидите ни одной по-настоящему интересной программы про лошадей. Я ездила во Владивосток, конюхам там сложно, у них ничего нет. А вот соцсети, телевидение — это очень большая сила, с помощью которой можно объединить наш русский конный народ.
Я вижу себя автором и ведущей программы, на которую могу приглашать и разных экспертов, и диетологов, и русские бренды. Сейчас все иностранное ушло и думаешь, где искать замену подкормки, хорошую одежду. А ведь Нина бегает и все это тестирует, смотрит! Сейчас буду готовить очень большой проект о российском производстве. Мы же любим все заграничное, но наши бренды ничем не уступают. Мы должны продвигать российское производство, и я думаю, что это мое будущее.
Я блогер и журналист. Это позволяет мне вести контент профессионально: правильно предоставлять информацию, составлять вопросы и работать с аудиторией. Я уже в принципе работаю. Приезд на «Кубок Губернатора Курской области по конному спорту» — тоже работа. И это очень важно. Люблю приезжать со своими лошадьми в другие города, знакомиться и общаться с людьми, объединять наш конный мир.