Артур Тарасенко: задача редактора – сделать зрелище интересным
Редактор «Галилео» о форматах на телевидении, «ушах» и программе докторской колбасы
С 24 по 27 сентября в Курске проходил Всероссийский молодежный МЕДИА форум «Префикс+10». Главная его цель – вовлечь молодёжь в профессиональную сферу современной журналистики. Однако на форуме были не только дети, но и опытные журналисты, фотографы, блоггеры и даже агроинженеры, которым просто нравится писать. За теорию и практику отвечали спикеры: тележурналист канала Россия 2, театральный обозреватель журнала «Русский Репортер, звукорежиссер Радио России и даже человек, который объездил всю Россию автостопом. «Морс» публикует серию статей «Профи» с цитатами самых интересных и полезных выступлений форума.
АРТУР ТАРАСЕНКО
Редактор программы «Галилео» на СТС в период с 8 по 15 сезоны.
Преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики.
«Формат на телевидении – это рецепт, по которому готовится программа. А ингредиенты – это главный секрет. Этот «рецепт» зафиксирован в продюсерской библии – там находятся все правила, что можно, а что нельзя снимать. У каждого полноценного формата есть своя библия».
«Есть технология пакетной съемки. Ведущий программы «Галилео» снимается 3 дня в месяц и успевает записать все подводки и эксперименты, а, например, народную дегустацию в «Контрольной закупке» на 24 выпуска снимают за две ночи каждый месяц. Кстати, в «Контрольной закупке» самый высокий зрительский рейтинг чаще всего получают выпуски про колбасу, поэтому создатели программы называют сами себя «программа докторской колбасы».
Ведущие студийных программ обязательно работают с «ухом» — маленьким наушником, в который они слышат редактора или продюсера. Даже Андрей Малахов не всегда точно понимает, что происходит в студии и как будет развиваться история, поэтому ему могут подсказывать в «ухо»: «Подойди к этой девочке и спроси, кто ей заплел такие косички». Это ни хорошо, ни плохо, потому что невозможно вникать в каждую историю».
«Не всегда ведущий может быть экспертом. Оригинал программы «Голодные игры», которая у нас выходила на «Пятнице!», ведет профессиональный шеф-повар, который разбирается в еде. У нас эту программу вёл Дмитрий Назаров, который из-за сериала «Кухня» воспринимается зрителями именно как повар-эксперт. Но проблема в том, что он не может на уровне профессионального повара оценить блюдо. У программы «Голодные игры» был профессиональный повар-консультант, которому отдавали часть порции. Он пробовал и надиктовывал в «ухо» Назарову, что нужно говорить».
«Есть задумка на этапе сценария, и во время съемок нужно держать драматургию, поэтому редакторы за кадром почти всегда вмешиваются в ход съемок. Например, редакторы «Дома 2» по громкой связи могут сказать участникам: «Хватит говорить о погоде, обсудите Машу с Петей», если история Маши и Пети ключевая в программе».
«Формат программы часто требует отражать какие-то вещи необъективно. И это противоречит журналистским принципам. Когда мы в «Галилео» снимали какие-нибудь фабрики, приходилось даже заранее просить рабочих, чтобы надели форму, шапочку, перчатки. Потому что «Галилео» рисует идеальный правильный мир и не занимается разоблачениями производств, как, например, «Ревизорро».
«Бывает так, что приходит какая-нибудь звезда на программу «Кто хочет стать миллионером?» и уже на четвертом вопросе ошибается. Понятно, что проигрывать ему нельзя, и его начинают тащить. Когда игрок не слушает даже ведущего, который подсказывает правильный вариант ответа, наступает план Б. И игрока просят просто вслух прочитать все варианты ответа, и потом на монтаже отрезаются все ненужные моменты».
«Почему участники не уходят из студии ток-шоу, даже если в студии происходит что-то для них неприятное? Как правило, со всеми участниками подписывают договор. Если они уходят из студии, то этот поступок приравнивается к срыву съемок и они должны выплатить неустойку. А приходят туда, потому что надеются, что каждый докажет свою правоту или за гонорар».
«Задача редактора – сделать зрелище интересным. Такое противоречие между правдой и тем, что мы видим на экране».