Архитектор Михаил Заутренников: «Ты придумываешь не просто дом, а то, как устроена жизнь людей в этом доме».
Героями совместного проекта с магазином «СЕРЖ» становятся талантливые, умные, яркие мужчины г. Курска. Михаил Заутренников — архитектор, соавтор проекта по ревитализации центра Курска, победитель архитектурного конкурса «Курск 2032», лауреат премии общественного признания «Курская антоновка» в номинации «Творчество», финалист и участник программы «Архитекторы.рф»
Михаил, твой дедушка — Заслуженный художник России, а отец — архитектор. Они повлияли на то, чтобы ты стал архитектором?
— Я с самого детства любил рисовать, вокруг были краски, интересная бумага. Больше всего я любил маркеры и карандаши. Рисовал много, перевел огромное количество бумаги. Когда пришло время определяться, я решил стать архитектором, по темпераменту мне это больше подходит. Архитектура как режиссура: ты придумываешь не просто дом, ты придумываешь, как устроена жизнь людей в этом доме. Когда я делал проект для конкурса «Курск 2032», я придумывал, как все строения будут функционировать, как люди будут идти сквозь квартал, что они будут видеть. Это не просто дома и фасады, это программирование мира. И как раз это мне и нравилось с детства: я рисовал вещи, которых не может быть, фантазировал о чем-то невероятном.
Каково себя ощущать человеком, который меняет историю тысячелетнего города? Не просто меняет облик города, архитектуру, но и задает какое-то направление движения в будущее. Что почувствовали, когда победили в конкурсе «Курск2032»?
— Проект «Курск2032» — это наш совместный проект с Кириллом Будыкиным. Он мой одногруппник, мы вместе учились в Курске. Потом я перевелся в Воронеж, но мы продолжаем общаться и работать вместе. Он живет в Курске, но работает удаленно в Москве. Первый этап проекта «Курск 2032» мы делали три месяца, второй еще три, в общей сложности получилось полгода. Я работал каждый день без выходных, это был длинный и тяжелый марафон. Когда ты выходишь из конкурса, ты уже не думаешь ни о чем, просто выдыхаешь и не соображаешь. На первом этапе конкурса было народное голосование за проекты, мы взяли «Приз зрительских симпатий». Приятно было получить награду именно от общественности. Я не ощущаю себя человеком, который меняет тысячелетний город. Сейчас я чувствую только ответственность. Мне бы хотелось, чтобы наш проект был реализован как можно ближе к тому, что мы придумали.
От проекта могут быть отступления?
— Да, могут и они точно будут. Наш проект стал собственностью администрации области, его рассматривают как эталон, но теперь им занимаются другие проектировщики. Очень важно сохранить то, что мы хотели заложить в проект: чтобы территория центра города была открытой, общедоступной площадкой, чтобы она снова стала агорой, как это и было до того, как там появился «Электроаппарат». Здесь была крепость, а когда в 18 веке стены крепости были разобраны, здесь собирались все горожане: они приходили в Знаменский собор или в суд, чтобы решать свои проблемы. Там же потом был институт, дворянское собрание. Это был центр, самое важное пространство в городе. Сейчас у Курска нет центра города. Считается, что улица Ленина — центр города, но это не так. Улица Ленина — это бывшая улица Московская, которая вела к центру города. Самое важное, чтобы к 2032 году эта площадка опять стала таким пространством, которое бы объединяло всех жителей города.
Что сейчас происходит по проекту «Курск 2032»?
— Идет дальнейшая разработка стратегии, идет поиск инвесторов. Сейчас я учусь в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» по программе «Архитекторы.рф» и одновременно участвую в создании концепции реализации проекта «Курск 2032». Готовлю рекомендации о том, как правильно понимать наш проект, что в нем самое важное. В этом документе я хочу закрепить ценности, создать стратегию развития территории. Сейчас над центром города работает ОБУ «Курскгражданпроект». Меня приглашают на градостроительные советы, чтобы спросить мое мнение как автора.
На территории центра уже делают краеведческий музей, под него приспосабливают бывшее здание мужской гимназии. Знаю, что сроки этих работ сжатые. Сейчас там идет реставрация с реновацией под новую функцию. Здание будет выглядеть так же, его отреставрируют, починят крышу, но внутри функция будет новая: не завод, а музей.
Почему ты с отделения архитектуры КГУ перевелся в Воронеж? И почему сейчас в «Стрелке», а не в Московском архитектурном институте, например?
— Воронеж выбрал потому, что сам город больше, там более старый и известный институт, с воронежским дипломом можно работать за границей. МАРХИ — это классическое университетское образование, там ходят на пары, делают задания, а «Стрелка» — это новый вид образования, дополнительный уровень подготовки для готовых специалистов. Сюда попадают уже с дипломом, и не обязательно с дипломом архитектора. «Стрелка» — это институт медиа, архитектуры и дизайна, развивающий программу «Архитекторы. рф», которую курирует Минстрой России и Правительство РФ. Программа потрясающая, туда все хотят попасть, там очень серьезный конкурс: 6 000 человек подали заявки, а отобрали всего 100. Обучающихся возят по всему миру. У нас был первый модуль обучения в Москве, а второй — в Европе, мы ездили в Париж, Бордо, Амстердам, Ротердам, Гамбург. Нам показывали самые крутые реализованные проекты в сфере урбанистика, читали лекции известные профессионалы. Например, перед нами выступал главный архитектор Голландии. Там были невероятные люди. В общем, на сегодня эта обучающая платформа — лучшая в России.
Как ты попал в эти 100 человек? По каким качествам был отбор?
— Оценки в дипломе никого не интересуют. Сначала ты отправляешь портфолио, и если все устраивает, ты проходишь на онлайн-собеседование. Нужно было ответить на несколько вопросов, написать мотивационное письмо, рассказать о том, что хочешь сделать в рамках программы. Мне это было интересно, потому что я хочу дальше развивать проект «Курск 2032».
Расскажи про города и страны, из которых можно почерпнуть полезный опыт.
— Если из российских, то это Тула. Её история очень похожа на Курск, там решали схожие проблемы. Исторически центр там тоже был в упадке, но теперь это такое место, где и все жители города могут отдохнуть, и куда туристы приезжают специально. Центр Тулы стал суперпопулярным местом, туда вернули людей. У нас тоже остро стоит эта проблема. Прежде всего можно было бы открыть вход на территорию исторического ядра города, чтобы уже сейчас можно было прийти посмотреть, что там происходит, провести какое-то мероприятие, погулять.
А кроме Тулы? Где хорошо организованы общественные пространства, где есть идеальные архитектурные решения?
— Я могу рассказать о кейсах, схожих с нашим. Например, в центре Вены были императорские конюшни. Конечно, последние 100 лет они пустовали, и эта площадка — огромная и пустая — была выключена из центра города. В конце 80-х годов власти приняли решение вернуть ее к жизни. Сейчас там открыты два художественных музея. Тут схожесть с нами — у нас хотят тоже хотят сделать музеи: краеведческий и художественный. В итоге в центре Вены сделали модное пространство, и сейчас все приезжающие туристы первым делом идут именно туда. Это не только исторический центр, но еще современное и интересное для людей пространство. Когда ты делаешь общественное пространство, важно понимать, что залог успеха — это посещаемость.
Есть мнение, что новое здание построить дешевле, чем реконструировать старое…
— Для развития туризма важно сохранить исторические здания. Интерес к старым зданиями в том, что они выполнены по технологиям, которые сейчас уже недоступны. Сейчас невозможно построить дом в классицизме, потому что там использовался ручной труд. Это здание как скульптура, каждый кирпич изготавливался вручную, детали вытачивались вручную. И в этом ценность — в рукотворности. Чтобы сделать такое здание сейчас, нужно потратить колоссальные деньги. Мы живем в индустриальную эпоху, материалы и конструкции производятся на заводах.
А туристов привлекает история?
— Не только. Людей и новое привлекает. Например, парк «Зарядье». Это сейчас самое посещаемое место в России. На его территории абсолютно новые здания, наверху — парк, под землей — филармония, музеи, магазины, вокруг него — старые храмы Зарядья. Это симбиоз нового и старого. Как сохранить старую архитектуру? Нужно искать для нее новую функцию. Если это старое здание и оно не нужно обществу и людям, то никак невозможно объяснить его ценность. Нужно превращать здание в реально функционирующее.
В проекте «Курск 2032» как раз такое и будет?
— У ансамбля Знаменского монастыря есть охранная зона. Там нельзя построить ничего нового, но участок от Центрального рынка к Красной площади не входит в этот ансамбль. Там, где сейчас пустырь, можно что-то новое построить, что будет вписываться в панораму и вместе с ансамблем создавать единый образ. В рекомендациях я как раз описываю, как этого достичь. Я разрабатываю такое объемное пятно, чтобы архитекторы, которые придут потом, могли бы в этом объемном пятне посадить здания таким образом, чтобы они не перекрывали виды. Высота построек не должна быть выше 12 м от уровня земли. А вообще, если будет проведен международный архитектурный конкурс на застройку склона, это было бы лучшим подарком к тысячелетию города.
Может ли архитектор влиять на жизнь города и на психологию людей?
— Я считаю, что архитектор может и должен это делать! Архитектора специально учат комплексно смотреть на город: понимать, как работает транспортная система города, как город должен выглядеть, как должны передвигаться люди.
Архитектор должен понимать многое, особенно если говорить о городе, когда ты занимаешься не отдельно стоящими домами, а целыми комплексами. У нас есть большой инструментарий: можно делать схемы, визуализации и даже мультфильмы, чтобы объяснить как все должно работать. Сейчас я понимаю, что еще важно уметь говорить публично, потому что архитектор это тот человек, который «наводит мосты». Мало что-то придумать, важно еще объяснить это людям, донести идею. Сам он не решает, как все будет в итоге, но он рекомендует, предлагает варианты инвесторам, чиновникам, а для этого нужно быть тонким психологом.
В вузах должны учить разговаривать. За рубежом студенты с первых курсов делают презентации в PowerPoint и рассказывают. У нас только картинки и планшеты. На самом деле, много талантливых ребят и в Курске, которые делают великолепные проекты, но которым не хватает глубины в силу отсутствия опыта. Надо обязательно ехать в Москву, чтобы поработать там несколько лет для опыта. Но я верю, что у провинциальных городов есть будущее, здесь много нерешенных задач и очень много работы.
Поэтому ты решил вернуться в Курск?
— Приезжал на время по личным причинам, а потом принял участие в конкурсе. Прошел собеседование в программу «Архитекторы. рф». Сейчас я учусь и, когда закончится эта программа, не знаю что будет дальше. Я не считаю правильным замыкаться на одном городе, тем более сейчас можно работать удаленно откуда угодно.
Сегодня ты в костюмах из магазина «СЕРЖ», а вообще что любишь носить? Какой стиль предпочитаешь?
— Костюмы надеваю на деловые встречи и торжественные мероприятия. В «СЕРЖ» мне нравится обслуживание, как рекомендуют и подбирают варианты одежды. Костюмы хорошо сидят и, чувствуется, что это качественные вещи, ощущается их стоимость. В повседневной жизни люблю casual: рубашка, джинсы и пиджак. Мне комфортно в этом.
Что бы ты посоветовал курским студентам-архитекторам читать, смотреть, изучать?
— Прежде всего надо подписаться на YouTube-каналы: «Стрелка» и программу «Архитекторы.рф». Там выкладывается много интересных лекций, это позволит следить за последними трендами. В основном, все архитекторы работают в двух программах: Archiсad и Revit. Я работаю в Archiсad, Rhinoceros 3D, Cinema 4D.
Посоветовал бы к прочтению главную книгу, которая перевернула урбанистику — Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов». Еще из любимых: «Зачем нужна архитектура?» Пола Голдбергера и «Город для пешехода» Джефа Спека.
Из художественной литературы по теме интересен роман Айн Рэнд «Источник». Он про индивидуальности и их роль в обществе. Из журналов порекомендую мой любимый российский «Arch:speech» и классический «Проект Россия». Из зарубежных — сайт ArchDaily.
Каким ты видишь Курск через 20 лет?
— Через 20 лет я вижу Курск современным городом, с сохраненной историей. Таким городом куряне гордятся, сюда приезжает много туристов. На самом деле, благодаря реновации центра можно было бы изменить позиционирование города. Прежде всего нужно отталкиваться от того позитива, что уже есть в городе. Это холмы, это история, известные люди, Курская дуга. Странно, что в Курске сегодня нет места, где можно было бы услышать рассказ о городе. И картинная галерея имени Дейнеки — это один из интересных брендов Курска. Это классный музей, там потрясающий персонал, у них отличная коллекция. То место, которое они занимают сейчас, не привлекательно для посетителей и не соответствует масштабу галереи.
Если подумать, то у нас много культурных брендов, которые можно развить!
— Да! А у нас замкнулось все на антоновке. Это архаика. А можно отталкиваться от таких вещей как курский детинец со всеми историческими зданиями: например, Знаменский собор, который уникален тем, что у него было две колокольни, на одной из которых были часы с курантами. Ведь это не свойственно православной традиции, где принято ставить одну. Если этому зданию вернуть его первоначальный вид, это было бы невероятно круто. Объект стал бы снова уникальным.