В нашей рубрике вместе с магазином «Серж» мы говорим с интересными, творческими и стильными мужчинами нашего города.

Новый герой — Сергей Проскурин, руководитель Губернаторского камерного оркестра и советник губернатора по вопросам культуры.

Сергей Георгиевич, хочется поговорить не только о Губернаторском оркестре. Какова история появления Русского камерного оркестра и в чем была его уникальность?

— Он был создан еще в Швеции, и главная идея заключалась в том, чтобы существовал он не в Москве или в Петербурге, а именно в тихом провинциальном городе. И это очень непростая задача. Особенно для нашего города, в котором нет консерватории или других высших учебных заведений. Но были энтузиасты, которые хотели работать, которые хотели играть. И я был потрясен, когда нам удалось собрать оркестр, удивляющий мастерством собравшихся в нем музыкантов, и самое главное — он пользовался большой популярностью. Мы давали около 40 концертов в год только в Курске. При этом активно гастролировали по Европе, США. Эти гастроли давали оркестру шанс расти. К тому же, это уникальный шанс выступить с солистами Шведской королевской оперы, Датской оперы, а также музыкантами из Германии, Великобритании, Ирландии.

В этом году Русскому камерному оркестру исполнилось бы 18 лет, не жалко, что этого не случится?

— Ну почему же! Оркестр по-прежнему жив. Просто теперь он называется Губернаторский. Это новый трамплин, новый глоток воздуха. Поэтому я думаю, что оркестру столько лет, сколько он есть.

Что случилось, когда вы приняли решение о переезде в Саратов и почему вернулись?

— К сожалению, оркестр здесь не развивался. Да, когда-то экономическая ситуация была другой. У нас играли музыканты из Волгограда, из Москвы. Понимаете, чтобы музыкант начал играть в оркестре, он должен отучиться семь лет в музыкальной школе, четыре года в колледже, пять лет в консерватории. Найти хорошего музыканта в провинции очень непросто. Курский государственный университет не имел таких возможностей, как филармония.

А почему вам не удавалось стать частью филармонии?

— Предыдущие руководители культуры считали, что это не нужно. Поэтому я принял решение уехать в Саратов на кафедру дирижирования. Но пришел Роман Владимирович Старовойт, свежий человек, и пригласил меня работать, предложил создать губернаторский оркестр. Так и вышло, что Русский камерный оркестр получил второе дыхание.

Какие проекты под эгидой Русского камерного оркестра воплощались в жизнь? Будут ли они продолжаться дальше?

— Конечно, будут! 15 июня прошла Марьинская Музыкальная Ассамблея, в сентябре планируем провести проект с музыкантами из Москвы, «Камерный оркестр – детям», будет и проект совместно с фондом Владимира Спивакова. И обязательно проведем Международный фестиваль оперы с участием артистов из европейских опер и Большого театра. Думаем, что у этого фестиваля будет большой успех, так как ни в Курске, ни в ближайших городах нет оперных театров. Поэтому планируем, что после Курска побываем с выступлениями в Белгороде, Брянске, Туле и у других соседей.

У нас уже есть приглашение в Германию, в Швецию, есть предложение в московских концертных площадках. Нас ждет интересная жизнь.

Значит, нас ждет новый репертуар?

— Конечно! Сейчас мы его расширяем. Делаем современную музыку, будем играть с джаз-музыкантами, поп-музыкантами, играть шоу-концерты. Сейчас такое время, что нельзя держаться в узком поле, публику нужно заинтересовывать. И в то же время нужно знакомить ее с классической музыкой, приводить к самым глубинам, к самым ее истокам. Именно этим мы и собираемся заниматься.

На взгляд дилетанта, работа дирижера заключается в том, чтобы заставить оркестр играть по нотам. Как на самом деле?

— Начнем с того, что музыку нельзя играть по нотам. Между нот находится очень много чувств. Между строчек, между партитурными линейками находится очень много того, что хотел сказать композитор. И это надо прочитать. Можно сделать совершенно по-разному. Одну и ту же музыку разные исполнители могут сыграть настолько по-разному, что ее и узнать-то будет сложно. А дирижер должен достаточно хорошо знать эпоху, из которой родилась эта музыка, какие переживания композитора, какие мысли были у него при ее создании.

Дирижером может стать каждый или для этого нужен талант?

— Вы знаете, когда я сам был музыкантом оркестра, замечал, что пока дирижер проходит по сцене к дирижерскому пульту, уже было понятно: оркестр будет доминировать или дирижер будет управлять оркестром. Это необъяснимое чувство. Качество дирижера есть не у всех. Даже у людей, у которых многое получается. Профессия дирижера заключается в том, чтобы послать определенную энергию. А уж как ты ее пошлешь — взглядом, движением, может состоянием — это не важно. Главное, чтобы музыканты поняли и прониклись твоей идеей.

Правда ли, что сейчас публика больше любит глазами?

— Безусловно! Тенденция именно смотреть, а не слушать, сейчас развита очень сильно. Поэтому, если есть какие-то краски, которые визуально влияют на слушателя, это сильно помогает.

Есть ли какие-то правила, которые необходимо соблюдать оркестру, исполняющим классику, и дирижеру, в частности? К примеру, всегда белый верх, темный низ?

— В свете последней тенденции, конечно же, от одежды тоже много зависит. Играть строгую музыку одетыми в шортах — это, как минимум, неправильно, как максимум, выглядит неуважительно по отношению и к зрителям, и к музыке. Конечно, стараемся подбирать одежду в зависимости от репертуара.

А какое лично у вас отношение к костюмам?

Я люблю традиционный стиль в одежде. Ну и во время дирижирования чаще всего выбираю строгий стиль. Вообще в жизни костюмы не очень люблю, но использую пиджаки.

Сегодня я в костюме от «Сержа». Люблю этот магазин за необыкновенный выбор. Вся представленная одежда настолько стильная, элегантная, такого отличного качества, что невозможно пройти мимо и не приобрести. Каждая коллекция достойная, просто как произведение искусства.

Ценю руководителя магазина Людмилу Плаксину за её внимательность к посетителям, за творческий подход. Уже более 20 лет «Серж» радует курян. Желаю ему процветания.

Рубрика создается совместно с
сетью магазинов мужской одежды «Серж»

sergkursk.ru

Смотрите также

Все в отца

В День отца «Морс» собрал в одном месте увлеченных пап и поинтересовался у них, ...

“Архитектурой бы занялись”. Чего горожанам не хватает в Курске?

Набережная, зоопарк, крематорий и еще несколько интересных мест, которые нам нужны

Курский музыкант сделал апгрейд кубика Рубика. И назвал его «Буквик»

Чтобы собрать головоломку теперь придется учить древнеславянский Гитарист курской группы Joobba Кирилл Смирнов создал ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: