загрузчик изображения

Типография, кинотеатр «Восток», электростанция: новые роли для старых зданий Курска

Пока одни видят в старых заводских корпусах лишь руины, другие рассматривают их как уникальный ресурс для развития. В разных регионах России индустриальные объекты уже стали точками притяжения для креативной молодёжи, бизнеса и туристов. Может ли Курск повторить этот успех?

Мы изучили опыт победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент» Фонда Потанина и вместе с экспертами пофантазировали, как можно трансформировать исторические промышленные здания Курска — от станкостроительного завода до епархиального свечного завода. Оказалось, сценариев — десятки: от цифровых архивов и иммерсивных спектаклей до ландшафтных парков на месте руин. И самое время для таких проектов: приём заявок на конкурс открыт до 16 декабря.


Ликёро-водочный завод

ул. Халтурина, 16

Ликёро-водочный завод основан постановлением графа Сергея Витте как Казённый винный склад № 1. В комплекс ансамбля завода вошли здание казённого винного склада, спиртзавод Сперанского, административный корпус, здание цистерн, сторожка с приёмным покоем. Общая площадь зданий составляет 7,8 кв. км. Все они построены в первые годы XX века. Три исторических здания из списка были признаны объектами культурного наследия регионального значения. Летом 2025 года было объявлено, что территорию завода ждёт восстановление для создания общественного пространства и креативного кластера.

Ликёро-водочный завод — отличный образец хорошо сохранившейся краснокирпичной промышленной архитектуры начала XX века. Обычно именно такие большие здания, расположенные в центральных районах города, особенно привлекательны для проектов редевелопмента и находят инвесторов. Похожих примеров много в крупных городах, их всё больше появляется и в регионах.

Наглядный пример — проект-грантополучатель конкурса «Индустриальный эксперимент», реализованный на базе Наро-Фоминской ткацко-прядильной фабрики. Исторические корпуса поэтапно восстанавливаются, среди арендаторов — предприниматели в сфере креативных индустрий, например, керамическая мастерская. Особое место в кластере занимает культурное пространство, которое играет ключевую роль в перезапуске здания в новом статусе. Команда Центра поддержки и развития культурных и творческих проектов Fabrik в рамках проекта «Переплетения. Арт-резиденция междисциплинарного искусства на бывшей Наро-Фоминской фабрике» создала выставку об истории фабрики, в экспозицию которой вошли воспоминания и фотографии её работников. Выстроить связи прошлого с будущим помогли художники, которых приглашали для создания работ, связанных с фабричными производствами. Ещё одним важным шагом стало восстановление советской мозаики на фасаде фабрики.

Другой пример — проект Музея города Арамиль «СуконкАРТ-резиденция на Арамильской суконной фабрике» в Свердловской области. Индустриальный объект находится в частной собственности, при этом городской музей стал инициатором участия в конкурсе «Индустриальный эксперимент» и на грантовые средства создал экспозицию об истории фабрики. Сейчас там проводят экскурсии по территории, вовлекают городские сообщества в новую жизнь промышленного объекта и привлекают внимание не только местных, но и гостей из других регионов.


Типография «Курск»

ул. Энгельса, 109

Специально для типографии в 1975 году был построен комплекс из двух корпусов. В одном располагался аппарат управления и редакции газет, в другом – производственные цеха. В них предприятия выпускали газеты, журналы, книги, постановления пленумов ЦК партии, решения съездов. По подъездным железнодорожным путям в издательство «Курск» вагонами поступали сотни тонн дефицитной бумаги, которая через некоторое время отправлялась в виде полиграфической продукции в различные уголки страны. В 2015 году предприятие ликвидировано.

Типография — место безусловно знаковое, имеет большой потенциал как объект музеефикации. На первых этапах работы с индустриальным объектом необязательно создавать физический музей — можно обратиться к цифровым инструментам музеефикации. Богатый архивный материал типографии, личные воспоминания работников — все это может стать не только основой для будущей выставки, но и перерабатываться художниками, режиссёрами, музыкантами в разные творческие продукты.

Среди грантополучателей конкурса «Индустриальный эксперимент» есть, например, Региональное агентство творческих инициатив с проектом «Ткань города» на Ярославской большой мануфактуре. Культурный центр «Текстиль» в Ярославле исследует и актуализирует индустриальное наследие фабрики «Красный Перекоп» — района, который формировался вокруг текстильной фабрики на протяжении 300 лет. Команда проекта разработала раздел «Периферия будущего» в экспозиции Музея-фабрики: собрала и проанализировала данные, внедрила практики соучастия для стейкхолдеров и местного сообщества. Итогом проекта стал ряд креативных продуктов на стыке современного искусства, архитектуры, театра и технологий виртуальной реальности. Иммерсивный спектакль «Ткань города», осмысляющий историю Ярославской Большой мануфактуры через архивные документы, саунд-дизайн, перформативные практики и соучастие зрителей, привлёк к промышленному объекту внимание самых разных креативных сообществ.

Еще один интересный проект — «За рекой завод» в Петрозаводске. Зарека — исторический район в южной части города. Команда провела комплексное исследование района для развития Цифрового архива индустриального наследия Петрозаводска. Итогом проекта стало создание просветительского интернет-ресурса. В распоряжении у горожан после завершения проекта оказались интересные культурные продукты: сборник полевых записей, туристический маршрут с использованием онлайн-технологий, лендинг-погружение по материалам прогулок, выставка итогов лабораторий, медиакомната в экспозиции «Галереи промышленной истории» и рекреационная зона у промышленных цехов.



Кинотеатр «Восток»

ул. Бойцов 9-й дивизии, 20а

Кинотеатр пользовался огромной популярностью среди курян. В своей «Книге отзывов» он хранит записи многих знаменитых артистов, которые приезжали в Курск презентовать свои фильмы. Среди них есть Михаил Пуговкин и Леонид Ярмольник. Сегодня это обветшавшее здание, затерявшееся среди частного сектора. По информации на апрель 2025 года, здание бывшего кинотеатра «Восток» включено в программу приватизации имущества Курской области на 2024–2026 годы, его планируют продать.


Проекты в кинотеатрах, как и в других объектах социальной инфраструктуры городов, могут становиться грантополучателями конкруса «Индустриальный эксперимент». Здание кинотеатра «Восток» небольшое, но у него есть потенциал стать районным культурным, общественным центром. В этом смысле интересен опыт Культурного центра «Заря», который базировался как раз в здании бывшего кинотеатра в индустриальном районе Екатеринбурга.


Ещё один пример объектов, имеющих косвенное отношение к промышленным процессам, получивших поддержку Фонда Потанина, — автобусная остановка в пригороде Санкт-Петербурга. Команда фонда развития русской культуры и искусства «Арт-Молодость» создала культурное пространство «Транзитная зона»: сейчас там размещается камерный выставочный зал, событийная программа которого привлекает в том числе местных жителей и дачников.


Электростанция

ул. Нижняя Набережная, 9

«Ансамбль Электрической станции для освещения города» — комплекс зданий электростанции освещения и центральной электростанции. Промышленные здания построены у реки Тускарь в 1903–1936 годах. К электростанции вёл «Иорданский спуск» — насыпной спуск, образованный при засыпке оборонительного рва у бывшей Курской крепости. Дизельное отделение — 1911 год, памятник архитектуры регионального значения.

Электростанции начала ХХ века — это часто очень красивые здания, расположенные в исторически значимых точках. Рассказать больше об их значении для территории, дать возможность горожанам увидеть пространства изнутри или создать выставку, рассказывающую об истории энергетики и особенностях этих важных для городской инфраструктуры объектов, — самые распространенные сценарии ревитализации электростанций.

Команда проекта «Первые электростанции ГОЭЛРО» открыла в инженерном корпусе музея-усадьбы Горки Ленинские экспозицию, рассказывающую о первых частных электростанциях и электростанциях, строящихся по Государственному плану электрификации России. Центром экспозиции стал прекрасно сохранившийся двигатель фирмы Otto-Deutz, который производил электричество на этой, самой инновационной, усадьбе начала XX века. Так, бывшее хозяйственное помещение корпуса было преобразовано в стильное экспозиционное пространство, раскрывающее важную страницу в истории энергетики.


Башни

ул. Павлова

Водокачка была возведена в 1873 году. Башня не только обеспечивало курян водой, но и служила пожарной каланчой для соседнего депо, оставаясь самым высоким зданием города с высотой 25,5 метров. Сегодня строение, являющееся объектом культурного наследия регионального значения, готовят к восстановлению.

ул. Павлова, 1а

Водонапорная башня была построена в 1928—1931 годах. Имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Доступ к ней ограничен, так как она расположена на закрытой территории Курского педагогического колледжа. В середине июля 2025 года было объявлено о планах по реставрации объекта.

Водонапорные башни — один из самых популярных объектов на конкурсе «Индустриальный эксперимент». Эти пространства могут получать самое разное функциональное назначение. Так, например, в фокусе внимания проекта команды Галереи современного искусства A Table Gallery «Башня 1911: запуск арт-резиденции» — одно из старейших промышленных сооружений Челябинска — водонапорная башня, построенная в 1911 году на самой высокой точке города. Она стала значимым элементом городской инфраструктуры и редким примером водонапорных башен, возведённых именно для городского водопровода, но функционировала недолго. После прекращения работы по прямому назначению в 1930-е годы объект был закрыт. В рамках этого проекта стали возможны первый этап сохранения и консервации объекта культурного наследия и запуск арт-резиденции внутри башни. Открытием программы стала выставка «Предел башни», объединившая 12 световых инсталляций челябинских художников и переосмысливающая историю сооружения, его периоды заброшенности и место в городской памяти.


Епархиальный свечной завод

Льва Толстого, 13

История завода началась в 1870 году, когда на Курском епархиальном съезде приняли решение открыть собственное свечное производство. Предприятие построили на месте бывших владений купца Ишунина, строительство завершилось в 1883 году. Изначально завод представлял собой ансамбль из двух зданий: двухэтажного, в котором располагались производственные помещения, и одноэтажного, где находилась кладовая. В 2020 году здание признано объектом культурного наследия регионального значения.

История небольших специфических производств — отличный задел для тематических музеев, объединенных с креативным бизнесом. Так, например, Центр познавательного туризма «Коломенский Посад» разработал проект музейного пространства «Свечной завод», которое задумывалось как часть большого музейного комплекса в Старой Коломне. Грантополучатели регенерировали хозяйственные постройки усадьбы и запустили музейное производство свечей. В объекте появилось пространство для творческих занятий и образовательных программ, кафе «При свечах», информационный центр музея с магазином для продажи готовой продукции и музеефицированное хранение «Свечной склад».

АНО по развитию искусства и социокультурной деятельности «Уральская палата ремесел» в Невьянске Свердловской области прямо сейчас работает над проектом «Культурный прииск на сундучной фабрике Г.Е. Подвинцева». В ходе проекта начнется восстановление здания сундучных мастерских как социокультурного механизма, представляющего новое понимание материального и нематериального наследия индустриальной эпохи Невьянска XIX в. через призму современной культуры. Вместе с жителями будет создана концепция «культурного прииска», заложены основы экспозиции о сундуках, сформирован календарь выставок. Проект создаст основу для полномасштабного восстановления здания сундучной фабрики.


Погреба купца Мальцова

ул. Верхняя Луговая

Погреба располагаются недалеко от Михайловского храма, их хозяин Мальцов владел спиртоочистительным, водочным и уксусным заводами. От усадьбы остались фрагментарно сохранившиеся арочные перекрытия погребов XIX века.  В 2020 году погреба признали выявленным объектом культурного наследия, но в 2021 году экспертиза не выявила мемориальной ценности. Акт экспертизы не был утверждён органом охраны, участок обнесли забором и забросили.  По информации на июль 2025 года, рассматривается вариант создания здесь общественного пространства — сквера, а погреба планируют законсервировать как элементы благоустройства. 


Не каждый руинированный объект подлежит восстановлению — часто это нецелесообразно экономически и не востребовано в культурном поле. Однако даже в случае отказа от сохранения разрушенного здания можно не только сохранить наследие, но и органично встроить его в ландшафт. Пример тонкой работы с индустриальной руиной в природной среде — проект «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья» Ассоциации «Клуб друзей Кенозерского национального парка» в Архангельской области. Средства гранта команда использовала, чтобы разработать проект ландшафтно-индустриального парка, рассказывающего об истории Унского лесопильного завода, знаменитого экспортом пиломатериалов. На заводе использовались паровые двигатели, известные как локомобили, которые обеспечивали электроэнергией и приводили в движение промышленное оборудование. Сохранившиеся части заводской инфраструктуры стали главными объектами внимания в рамках проекта. Команда проекта подчеркивает, что первостепенная его значимость — в гармоничном осмыслении и представлении индустриальной истории, сохранении памяти о людях, чья работа составляла историю этого завода.

Цель конкурса «Индустриальный эксперимент» — выявлять и продвигать лучшие практики трансформации индустриального наследия, формируя современные точки роста и социально-экономического развития территорий. Подать заявку на конкурс «Индустриальный эксперимент» программы Фонда Потанина «Музей без границ» можно до 16 декабря. Участвовать могут культурные учреждения и НКО, которые планируют музеефицировать и ревитализировать объекты индустриального наследия, построенные 40 и более лет назад. Записи вебинаров и лекций, чек-листы, разбор кейсов и другие полезные материалы можно найти в группе ВКонтакте и Телеграм-канале конкурса.