Субъективно: рецензия на фильм «На 50 оттенков темнее»
Первая рецензия в стиле «Гонзо» от нашего кинокритика Бориса Кутафина
Сложно говорить о второй части фильма, не имея ни малейшего представления о первой. Ещё сложнее говорить о второй части фильма, основанного на книге, имя автора которой тебе даже не известно. Когда главного героя романа Хантера Томсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» отправили писать репортаж с места проведения мотоциклетной гонки (а местом этим была пустыня, в которой мотоциклы, разумеется, поднимали пылищу, исключая возможность что-либо толком рассмотреть), герой смиренно констатировал: «Придется нам самим выкручиваться, как угрям», – и добавил: «чистая Гонзо-журналистика».
СЕКС И ОТВРАЩЕНИЕ В КИНО
Никакой объективности. К чёрту объективность! Почему я не смотрел первую часть? Оригинальное название фильма – «Fifty Shades of Grey», где «Grey» (буквально, действительно, «серый») – мужская фамилия. Мне почему-то не хотелось знать об «оттенках» какого-то мужика, и уж тем более – о пятидесяти «оттенках». Хотя вполне возможно, что я бы разглядел меньше (50 «видела» своими глазами и прочими, отсутствующими у меня, органами героиня).
На премьеру второй части заставил пойти редактор. Самому мне, разумеется, в первую очередь было интересно посмотреть, кто будет в зрительном зале. Логика рисовала в голове толпу девиц, упивающихся недавним наступлением полового созревания. Логика была беспрецедентно унижена.
Я мог допустить, что во время сеанса по залу будут раздаваться звуки девичьего умиления и прочие премерзкие отголоски ванильной флейты, но оказалось, что просмотру будет мешать даже не этот карнавал бушующих гормонов. Когда с одной стороны от тебя садится несколько мужиков с пакетами, в которых грякает полная стеклянная тара, ты уже понимаешь, что сеанс будет прелестным. А когда с другой стороны оказывается ещё и дамочка бальзаковского возраста, способная хихикать после каждой фразы, вроде «Не засовывай эти шарики в мой зад», прелесть всего действа увеличивается до сюрреалистичных масштабов.
Смирился с нежеланным соседством. Начинается фильм. Сразу же флешбек, в котором показано детство главного героя (того самого принца без коня, но с плетью). На глазах мальчика отец издевается над матерью. Самое главное, что всё «в лоб»: первая же реплика в фильме – «Заткни свой поганый рот, шлюха тупая». Вот так в самом начале нам дают однозначно понять суть внутреннего конфликта героя. Даже его кредо сформулировали в одном предложении. Больше нет интриги, у зрителя уже не будет возможности с должным вниманием вглядываться в него, постепенно складывая из мелочей сложный и противоречивый образ.
Безусловно, была первая часть – если брать её во внимание, герой раскрывается не в начале истории. Однако не должен ли каждый фильм быть законченным художественным произведением с правильно выстроенным драматизмом? Мужики, пьющие рядом со мной пиво, об этом не слышали. Один из них прошлый фильм видел и объясняет несведущим товарищам, что это только начало «тухловато», а дальше должна быть «жара». Дамочка сидит и помалкивает.
Сюжета в фильме практически нет. Герои после мучительного разрыва встретились, немного поболтали – первая постельная сцена. Мужики довольно открывают очередную бутылку пива, дамочка хихикает. Чёрт возьми, да прелюдии в порно бывают забавнее! Лет 10 назад этот шедевр издавался бы как «фильм категории «B»», «эксплуатационное кино» или просто «эротика». Я не ханжа, но мы кино ведь смотрим, эй! Где сюжет? Перемещения в пространстве – это он? Сюжет? Всё действие, что не проходит в горизонтальной плоскости, можно уместить в несколько предложений. Мой говорящий попугай придумал бы историю поинтересней. А у меня даже нет попугая.
Раньше мне было интересно, как на бумаге выглядели сценарии старых фильмов с Джеки Чаном. Неужели создатели расписывали бои по движениям? Или листы отражали только реплики? Сколько листов уходило на фильм? Эти вопросы Чану больше задать не хочется. Как выглядел сценарий «оттенков», а?! Это был один замызганный жалкий листочек? С книгой всё понятно – там можно описаниями до томика текст добить. Здесь как?
С тем, что действие героев «в ходящем режиме» скудно и убого, мы уже разобрались. Что с диалогами? Да то же самое. Они могли бы и не напрягать, но раздражают сами говорящие головы. Почему глаза ключевых персонажей такие огромные, и как они могут не переставать блестеть? Их чем-то закапывали? Актёры и так отыгрывают всего по 2-3 эмоции, а гигантские зияющие гляделки добивают последний шанс услышать от Станиславского заветное «Верю!». Нет, ну правда – я бы испугался, если бы мне довелось в реальной жизни столкнуться с людьми, чьи отполированные глазные яблоки выражают абсолютное бездушие. Представленная мной сцена теперь снится мне по ночам.
В каком-то смысле, мой кошмар помог мне подвести итог. «На 50 оттенков темнее» – это фильм для людей с «пустыми» глазами. Дело даже не в сексуальной, а в художественной пошлости, которую может не увидеть лишь человек со «стеклянными шариками».