Курск на картинах и в воспоминаниях Александра Дейнеки
Биография Александра Дейнеки кажется изученной досконально. Еще при его жизни выходили альбомы, каталоги работ, издана его книга «Из моей рабочей практики», но до сих пор остаются белые пятна. В Курске прошло детство и юность будущего художника. Здесь он учился, делал первые шаги в искусстве, участвовал в организации персональных выставок. Сто один год назад Дейнека уехал в Москву. Каким был Курск тогда? Каким оставил потомкам на своих полотнах? Предлагаем отправиться на прогулку по городу в поисках великого художника.
«Сколько я себя помню, я всегда рисовал; мои детские впечатления и наблюдения я старался передать в рисунках — бегущие собаки, птицеловы с клетками, лошади в упряжке и просто лошади, летящие вороны…»
Дом, в котором прошло детство будущего художника, находился на склоне Лысой горы на берегу Тускари. В 1910-е годы семья переезжает на второй этаж дома Ушаковой на углу Челюскинцев и Льва Толстого.
«В детстве сад при доме, где мы жили, казался мне непроходимым. Когда родители переехали в квартиру на горе, мне наш прежний садик показался таким маленьким под горой; зато я увидел десятивёрстные дали с рекой Сеймом, а за ней уходящие к горизонту дубовые леса. Меня тянуло поглядеть: а что там за лесами, какая жизнь, какие люди? Но я не только смотрел на далекие… горизонты. Меня окружала суровая жизнь, временами жестокая.»
Известен точный адрес Дейнеки — улица Белевцевская, дом 34, квартира 5. До наших дней дом не сохранился. Он был разрушен во время войны. Вероятно, что именно его изобразил художник на картине «Мать и сестра», написанной с фотографии 1935 или 1936 года. Примечательно, что Анна Александровна здесь в платье, привезенном Александром Дейнекой из Парижа.
Вспоминая детство, Дейнека напишет, что родным некогда было заниматься его воспитанием — отец и мать рано уходили на работу. Искусствовед Владимир Сысоев пишет, что отец будущего художника работал слесарем в железнодорожном депо, журналист Петр Черемушкин уточняет, что он работал составителем поездов службы движения станции Курск II, а сам Александр Александрович пишет: «…отец мой был железнодорожником, мать работницей». Курск в начале прошлого века был узловой железнодорожной станцией. В 1868 года открыта линия железной дороги Москва — Курск, а через десять лет от станции Курск в Ямской слободе по инициативе местного купечества отведена железнодорожная ветка в центр города. Курск тогда был в числе немногих российских городов, где имелось внутригородское железнодорожное сообщение.
«Провожая отца к поезду, я только и мечтал о том, чтобы поскорее стать машинистом. Мне нравилось, когда отец приходил с работы, замазанный, усталый, но довольный. Я любил потолкаться на станции, поглазеть на стрелочников, на кондукторов, на проезжающий люд. Стать рабочим человеком для меня было самым заветным. Помогать матери, отцу, только об этом я и помышлял в те годы».
Отец бывал дома с семьей лишь по воскресным дням и престольным праздникам, но детская память навсегда сохранила незабываемое впечатление о поездке на паровозе. Художественных традиций в семье не было и только журнал «Нива» из бабушкиного сундука познакомил маленького Сашу с репродукциями великих живописцев. Бабушка подарила внуку альбом, в котором он рисовал лошадей, охотников, прогуливающихся под зонтиком горожан. Позже художник назовет свои первые зарисовки примитивными, но предельно искренними.
Провинциальный Курск начала прошлого века — город неспешный, застроенный двухэтажными домами, наполненный цветущими садами, жители которого заняты повседневным трудом. Ярмарки, где продают лошадей, а те нехотя бегут, понукаемые красавцами цыганами. И конечно, Тускарь — река, которую Дейнека будет рисовать не единожды.
«По праздникам на реке были рабочие гуляния, пели песни, которые запрещались. Мы влезали на деревья и смотрели, как казаки на маленьких сибирских лошадках разгоняли нагайками гулявших. Была суматоха, пыль, крик, и непонятно, что почему? … В половодье мы выплывали на лодке. Нас несла мутная вода вместе с льдинами — это был азарт. Однажды лодку перевернуло, надо было в одежде выплывать. Но азарт и желание пробовать не покидали, что-то задорное оставалось. Я удивлялся всему тому, что неприятность и несчастье не останавливают нас от азарта жизни.»
Азарт жизни. Поэзия,да и только. Развлечения простого люда тоже были простыми: летом ловили рыбу, зимой катались на коньках, устраивали кулачные бои, в которых участвовал и молодой Александр. И хотя тогдашние газеты именовали это варварским развлечением, жители местных соседних слобод сходились померяться силой почти каждое воскресенье.
«Меня улица заставляла драться, это был ее закон. Старше я был на кулачках и, приезжая из Харькова, ходил на замерзшую реку и, идя, думал, что это грубо и дико, а приходил сбрасывал шинель и с азартом лез в гущу; и я бил, и меня тузили, и было замечательно».
В квартале улиц Садовая, Семеновская и Кузнечная над рекой Кур располагался Лазаретный сад. Тогда это было одно из любимых мест для гуляний местной публики. Здесь устраивали танцы, играл военный оркестр и в тени тополей гуляли толпы горожан. Сейчас здесь на углу Садовой и Семеновской находится здание областной глазной больницы. Сад сохранился только фотографиях и картине Дейнеки.
В Курске Дейнека рисовал цветные поля, дворы, пейзажи с деревьями и оврагами, древние храмы. Интересно он описывал крестный ход:
«…огромные толпы людей в ярких костюмах, потных, спешащих за тяжелейшими фонарями в цветах, и меня удивляло, почему эту тяжесть надо тащить двадцать пять верст, и казалось, что это делают по приказу стражников, которые были верхами».
О школьных годах художник ничего не упоминает, но известно, что до 1916 года он учился в училище. Любил математику, слесарил, рисовал. «Хотел быть инженером, — но оказалось не по карману». Долгие годы было принято считать, что учился он в железнодорожном училище, но документальных материалов, подтверждающих этот факт, не обнаружено. Петр Черемушкин в книге «Дейнека. Романтик соцреализма» пишет, что в 1914 Александр поступил в Курское первое высшее начальное училище. Здание, располагавшееся примерно напротив Асеевки было снесено при расширении улицы Ленина в 1960-е годы. По окончании учебы юный выпускник получил книгу Мигеля Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский» с подписью: «Окончившему курс в Курском первом высшем начальном училище Дейнеке Александру за благонравие и хорошие успехи от педагогического совета училища.»
Параллельно с учебой в училище Дейнека посещал художественную студию, организованную Василием Голиковым, Михаилом Якименко-Забугой и Полетико. В 1910 году было организовано Товарищество курских художников для «установления непосредственных сношений между художниками и публикою».
Активное участие в выставках принимали местные художники Александр Дамберг, Лев Квачевский, Казимир Малевич, Григорий Шуклин, Михаил Якименко-Забуга и другие. Выставлял свои работы живший в то время в Курске молодой начинающий живописец Александр Дейнека.
В апреле 1913 года Казимир Малевич привез в Курск выставку с эпатажным названием «Ослиный хвост». Она разместилась в здании второй Курской женской гимназии на Московской улице. Здесь можно было познакомиться с работами Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, братьев Бурлюков.
Неизвестно, видел ли юный Саша Дейнека выставку, но наверняка о ней говорили в Товариществе курских художников, тем более Малевич дружил с Якименко-Забугой. Именно он посоветовал продолжить обучение, и в 1916 году Дейнека уехал в Харьковское художественное училище.
После февральской революции занятия в училище прекратились, а студентов распустили на досрочные каникулы. В начале 1918 года Александр «приехал в Курск, где был инструктором Губнаробраза, Зав.Худ. Секцией (ИЗО), оформлял празднества и работал как декоратор в театре». С 1886 года по 1927 год труппа Курского театра работала в здании на улице Херсонской, напротив дома губернатора. Кстати, уже тогда ему было присвоено имя великого артиста Михаила Щепкина.
Новое время, новый ритм, новые скорости. Кем только не работает Дейнека, а ведь ему только исполнилось девятнадцать. Преподавал рисование в женской гимназии, фотографировал в фас и профиль преступников в уголовном розыске, оформлял агитпоезда. Будучи инструктором губотдела народного образования, разъезжал по губернии, рисовал плакаты и транспаранты. Одно понятно — он теперь художник и даже публикует в журнале профессионально-производственного союза работников искусств «Наш день» манифест «Искусство наших дней». Совершенно в духе времени.
Весной 1919 года отдел народного просвещения Курска объявил конкурс на декорации к нескольким спектаклям. Выставка эскизов и декораций «…была устроена в не сохранившемся каменном здании купеческого лабаза на бывшей Георгиевской площади». Молодому художнику «на конкурсе эскизов декораций для Курского Городского Советского театра присуждены две первых премии за эскизы к пьесе Островского «Гроза» и к сказке Андерсена «Оле-Лукойе»». С 20 сентября до 19 ноября Курск занят Деникиным. Дейнека участвует в боях под Курском как солдат укрепрайона.
«Искусство — это немножко идеал, желание большего, чем видишь, и лучшего, чем живёшь. Я видел самое настоящее веселье — у самых бедных людей. Чистейшую любовь к искусству у самых простых. Беззаботность у людей, живущих среди опасностей».
Дейнека организовал пропагандистские акции в городе и деревне, сотрудничал с местным отделением Российского телеграфного агентства — знаменитые Окна РОСТА. Вероятно об этом периоде, спустя годы, художник напишет «насаждаю на курских ухабах яркий кубизм».
«…под Курском я впервые сел в самолет Фарман, этот старый самолет мне показался тогда прекрасным. Построенный из дерева и покрытый полотном, дрожа и вибрируя, он поднял летчика и меня на высоту версты. И я увидел свой город и залитые солнцем снежные поля. Это было новое и непередаваемое ощущение человека, впервые поднявшегося в воздух и увидевшего родной город в совершенно ином виде. Меня буквально потрясла лавина новых, самых неожиданных впечатлений»
Где же случился это полет? Впервые, аэроплан в Курске увидели 5 мая 1911 года, во время гастролей знаменитого авиатора Сергея Уточкина. Показательные полеты проходили на ипподроме, который располагался на нынешней улице 50 лет Октября, приблизительно на месте завода «Маяк». Каким был город, увиденный с высоты птичьего полета? Может быть как на картине, написанной четырьмя годами ранее.
«Позже я много ездил по России. Европе, Америке, плавал и летал, обогащался впечатлениями. Но самым ярким из них был мой полет в двадцатом году над Курском. Я город сверху не узнал — в таком неожиданном для меня виде показались дома, улицы, сады. Я увидел город в иной перспективе, по-новому, но был еще далек от мысли, что это мне пригодится в искусстве».
В 1920 году Александр Александрович вместе с художником Василием Казанским выполнил роспись в подвале Театра революционной сатиры. Где располагалось здание Теревсата — мнения расходятся. Искусствовед Петр Черемушкин уверен, что это Народный Дом Совета рабочих и красноармейских депутатов в котором сейчас находится филармония на улице Перекальского. А вот краевед Владимир Степанов пишет, что театр располагался в национализированной после революции гостинице Полторацкого при «Кооперативном кафе» на Красной площади. Дейнека трудился в театре на должности художника-декоратора.
В 1921 году художник отправляется в Москву. Начинается учеба в ВХУТЕМАСе. Летом приезжает в Курск, работает над оформлением Рабочего дворца к Восьмому губернскому съезду советов. В рабочий дворец накануне первой годовщины революции переименовали бывшее Дворянское собрание на улице Сонина.
В 1934 году Дейнека написал серию картин под общим названием «Сухие листья». Искусствовед Владимир Сысоев считает, что произведения навеяны смертью отца художника и посещением его могилы в Курске. Картина «Осенний букет» из этого цикла хранится в Курской картинной галерее. Кстати, начало коллекции работ Александра Дейнеки в Курске положено самим автором. В 1935 году он принес в дар недавно открытой в Сергиево-Казанском соборе галерее два произведения — «Футболист» (1932) и «Пионер» (1934). Галерея располагалась по адресу улица Максима Горького, 27 до начала Великой Отечественной войны. В нижней, «зимней» церкви работали изостудии и кружки, а в верхнем ярусе размещалась главная экспозиция.
В 1946 году галерея переехала в бывший особняк купца Пузанова на улице Советской, где пребывала до 1980 года, пока не переехала на улицу Радищева. В 1961 года в Курской галерее впервые открылась персональная выставка Дейнеки. Художник лично присутствовал на вернисаже и подарил галерее картину «В оккупации».
Позже Дейнека подарил галерее картину «После боя». В конце 1960-х — начале 1970-х годов Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР передали галерее ряд произведений 1930—1960-х годов, в числе которых «Женский портрет», «Натурщица», и знаменитый «Автопортрет». Теперь их можно лицезреть в залах Курской областной картинной галереи имени Александра Дейнеки, имя которого она носит с 1969 года.
«Я сейчас разбираюсь в воспоминаниях, они разные — и зрительные, и осязательные, как далекие волны в поисках на радиоприемнике. Вдруг я слышу давнишние и родные голоса — отца, матери, звук песен за рекой, мычание коров, спокойную речь учителя и плач старухи, безнадежный, далекий, над умершим сыном. Потом до меня доходят запахи цветов, самые разные, самые тонкие — ведь каждый цветок пахнет по-своему, как свой запах имеет разный сорт яблок, смородины, деревья, даже птичка лесная и многое, многое».
В 1976 году улицу 3-я Заводская в районе завода КЗТЗ переименовали в честь художника. К столетнему юбилею в 1999 году открыли бронзовый бюст на той же улице и присвоили школе № 27 имя Александра Дейнеки.