![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/26062019-11.jpg)
«Некоторые сцены можно было урезать»: рецензия на спектакль драмтеатра «Милый друг»
На сцене Курского драматического театра была представлена постановка «Милый друг». Это история Жоржа Дюруа, написанная Ги Де Мопассаном больше века назад, о человеке без каких-либо талантов, добивающемся денег и места в обществе благодаря пронырливости и внешности.
Следует сразу оговориться, это классическая постановка в самом неподдельном значении этого слова. Глядя на огромное количество бутафорских вырезок из газет с пестрящими названиями Lе Figaro, Le Mond, Le Parisien и оттопыренную из-за Триумфальной арки часть Мулен Руж, можно было смело ожидать, что курские актеры заговорят по-французски. Как можно догадаться, все очень приближенно к эпохе. Женщины обязательно ходят в огромных кринолинах, мужчины одеты во фраки, а бесконечно умиляющая роль дворецкого выглядит театральным рудиментом, благодаря которому бесхитростно и незатейливо раньше связывали события в сюжете. Все это служит украшательством, костюмированным представлением для знакомой всем истории.
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/26062019-2.jpg)
Сюжет начинается с забившегося в угол Жоржа Дюруа, молящего Бога (надо заметить, этот прием будет очень часто разыгрываться), чтобы тот подкинул ему несколько франков. Однако вместо денег герой находит в борделе старого сослуживца Шарля Форестье, который предлагает взять Дюруа под крыло и представить «нужным людям». Из такого начала вырастает история мольеровского Дон Жуана, циника и ханжи.
На сцене превращение героя происходит так же стремительно, как и смена костюмов: если в начале спектакля это простодушный военный без образования, со свойственными деревянными движениями и выправкой, то ближе к середине постановки пластика персонажа начинает отражать его способность «лавировать» между людьми.
Первую часть постановки Дюруа находится в окружении женских персонажей: в объятиях любовницы, в объятиях другой любовницы, наедине с женой Форестье. Именно в начале постановки Дюруа встречает в компании свою будущую возлюбленную и её дочь, которая первой называет его «милым другом». Однако этот символ невинности и чистоты исчезает точно так, как и все хорошее в Дюруа.
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/26062019-5-1.jpg)
Фиглярство — всё, чем занимается герой, однако на протяжении всей истории на каждом повороте душевных сил персонаж начинает говорить с Богом, обращаясь при этом в зал с некоторым кокетством. Тут начинаешь теряться, с кем же на самом деле он разговаривает?
Наличие Мулен Руж на сцене, видимо, не оставило режиссеру выбора и он включил в постановку выскакивающую невпопад целую труппу танцоров кабаре. Поначалу они выполняют декоративную цель, но ближе к концу действия начинают появляться так часто, что своими затягивающимися акробатическими номерами вызывают неуютное ощущение того, что это необходимость в заполнении длительных пауз при смене декорации.
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/26062019-10.jpg)
Сама постановка классического романа вызывает ряд трудностей — слишком обширный сюжет и сложность его передачи на сцене. Некоторые сцены можно было урезать. Особенно странно смотрятся прелюдии к любви, невинно замаскированные под вальсирование. Зачем прятать сексуальные сцены за столь показным приемом, когда уже в следующем акте Дюруа совращает в церкви замужнюю Вирджинию Вальтер в лучших традициях Блудливой Калифорнии? Такие моменты выбиваются из столь патетического повествования, а кроме того и чересчур затянуты на фоне и так запутанного сюжета.
Из-за чего стоило досмотреть невероятно долго растягивающийся спектакль, так это игра некоторых актеров. Поэт Норбер де Варена, долговязый и осунувшийся льстец, типажом напоминающий французского поэта Бодлера, особенно обаятельно получился в исполнении Ивана Пилипенко. Тонкие, вычурные повадки и неторопливая походка с нарочито растянутыми движениями так подходят такому подлому цинику, что образ выходит запоминающимся.
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/26062019-4.jpg)
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/26062019-12.jpg)
Более современная трактовка этого классического произведения сегодня вызвала бы, вероятно, более яркую реакцию публики, чем его традиционное воплощение, как это получилось у актеров драмтеатра. Возможно, труппе не хватило мужества на более смелые и неоднозначные эксперименты.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: