![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/227062019kursk3.jpg)
И все-таки он в российском прокате. Стоит ли идти на фильм «Курск»
Яков Бондарев размышляет, почему фильму «Курск» всё-таки выдали прокатное удостоверение
В кинотеатре «Люксор» сегодня начали демонстрировать экшн-фильм датского режиссёра Томаса Винтерберга. На предпоказ, который провели в кинотеатре за несколько дней до всероссийской премьеры, приглашали родственников тех курян, которые погибли на злополучной лодке. Но ожидаемо никто из них не пришёл. Пропускать через себя в миллионный раз сцены смерти сыновей должно быть адски трудно.
Мне было всего десять лет в тот чёрный август. Атомный ракетоносный подводный крейсер «Курск» был моим ровесником, его начали строить в 1990 году, и сегодня он бы успешно шёл прямым курсом к своему 30-летнему юбилею. Но не сложилось. Взрыв торпед внутри атомохода похоронил 118 человек на плоском дне ледяного Баренцева моря.
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/227062019kursk5-1.jpg)
За все 19 лет, прошедших со дня катастрофы, никто, кроме команды Винтерберга, так и не попытался художественно осмыслить трагедию «Курска». Выход картины «72 метра» в 2004 году не в счёт — слишком уж универсальным оказался этот фильм, словно совместивший в себе все случаи с подводными лодками разом. Были еще «Враждебные воды» до трагедии «Курска» и «К-19» после неё, с Харрисоном Фордом и Рутгером Хауэром соответственно, но они про другие случаи с русскими субмаринами.
Практически у всех иностранных и отечественных фильмов есть одно общее — они превозносят мужество русских подводников. Тем удивительнее было следить краем глаза за сложностями истории создания фильма «Курск». В 2017 году кинокомпания Люка Бессона EuropaCorp неожиданно отказывается от всякого упоминания Президента Путина в фильме, делая упор на человеческих судьбах, а не на политической составляющей.
В это же время министерство обороны России водит за нос создателей фильма, то обещая позволить снимать в аутентичном пейзаже Североморска и Баренцева моря и помочь с консультациями, то отказываясь наотрез сотрудничать с иностранцами из-за секретности информации.
И действительно, многие аспекты гибели лодки, в том числе и те, что рассказаны в фильме, нельзя проверить по всем имеющимся документам — они просто закрыты для публичного доступа. И когда будут опубликованы настоящие результаты расследования — не известно. Возможно, тогда, когда в живых не останется даже тех, кто следил за трагедией по сводкам теленовостей в детстве.
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/227062019kursk1-1.jpg)
Когда кинокартина уже была показана в Торонто в сентябре 2018 года, в России фильму всё никак не хотели выдавать прокатное удостоверение. Многие журналисты и кинокритики стали поговаривать, что это никогда не случится. Но стоит посмотреть фильм, чтобы понять, что они так и не поняли, почему фильм спустя несколько переносов и отмен, наконец, будет показан в России ко Дню кораблестроителей. К слову, в Украине, в момент написания рецензии выход фильма в широкий прокат был запрещен. Отчего так?
Вроде бы режиссёр придерживается официальной версии о взрыве торпеды и отметает все конспирологические версии об умышленной ликвидации лодки в ходе секретной миссии иностранных сил. Пожалуй, одно из сильных несоответствий — это продолжительность жизни несчастных моряков — в фильме, снятом по книге Роберта Мура «Время умирать», показано, что они были живы ещё несколько дней после падения субмарины на дно моря. Но судя по комментариям судмедэкспертов, подводники погибли через 7-8 часов после взрывов.
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/227062019kursk2-1.jpg)
В сюжете ничего сверхъестественного тоже нет. Он грамотно закольцован — начинается со свадебных торжеств одного из членов экипажа и заканчивается отпеванием погибших. Для того, чтобы купить шампанское на свадьбу, герой отдаёт свои наручные часы, так как денег не хватает даже на еду. Авторы здесь не выдумывают: зарплаты если и выплачивались, то были жутко мизерными. Так, например командир атомной подводной лодки «Курск» получал на руки 6000 рублей. Машинист московского метро получал в то время в два раза больше. Прототип Михаила Аверина (Шонратс), совершенно внешне на него не похожий Дмитрий Колесников, получал чуть более 2000 рублей. В квартирах будущих жертв трагедии фактически не было отопления, постоянно отключали воду и электричество. У командира в квартире рядом с обрезанной отопительной батареей стояла труба с водой и кипятильником внутри, которая должна была давать хоть какое-то тепло. У одного из членов экипажа — керосиновая лампа. Поэтому огромная печка посреди квартирки киногероя Аверина не такая уж и фантастика.
![](https://morsmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/06/227062019kursk6-1.jpg)
Не упущены моменты и со скандально знаменитой пресс-конференцией в Доме Офицеров в посёлке Видяево, базы к которой был приписан «Курск». Винтерберг показал её по- своему, то есть без политиков. Женщины не могли больше выносить отсутствие какой-либо информации о своих мужчинах в первые дни после беды, поэтому у многих сдавали нервы. С Президентом Путиным, кажется, никто и никогда так резко не разговаривал, как в те дни. И он это прекрасно понимал. Уже тогда основная предпосылка, перерастающая в причину гибели подводников, была возложена президентом на разворованную армию и лихие 90-е.
И вот тут мы внезапно находим ключ к ответу на вопрос: почему этот фильм всё-таки дошёл до нас? Думается, что чиновники от Минкульта вдруг увидели, что всё, о чём речь идёт в фильме, сказал бы и сам Президент России. Более того, его тезисы о причинах гибели и чудовищных проблемах при попытках спасения экипажа почти дословно воспроизводят военные походу фильма. А тот факт, что фигуры Президента и его легендарных благоглупостей, сказанных в интервью Ларри Кингу, в киноленте нет и близко, то можно вдруг представить себе, что это способ уйти от ассоциации с неудобной проблемой, возникшей в самом начале правления нынешнего Президента в далёком 2000 году.
Для российских зрителей фильм будет слабой тенью настоящей трагедии, но было бы несправедливо судить, не посмотрев это кино и не вспомнив воинов, стоявших на страже безопасности самой большой страны в мире и делавших свою работу не за копейки и комфортные квартиры, а потому что они были уверены, что честь и защита России — не пустые слова для нормального человека.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: