loader image

Бизнес-практика. Руководитель актёрской школы «ОБРАЗ Family» — о том, почему не нужно «пахать»

Екатерина Емельянова — о том, почему в Курске стоит вести бизнес


Новая героиня рубрики «Бизнес-практика» — Екатерина Емельянова — руководитель актерской школы «ОБРАЗ family», практикующий психолог, гештальт-терапевт, ведущая тренингов и обучающих программ.

Узнали у курского предпринимателя, как развивать бизнес без денег, что нужно делать руководителю для создания правильной атмосферы в коллективе и почему не стоит пахать, но важно развиваться.


Как получилось, что вы решили создать именно театральную школу? Был опыт?

— По первому образованию я журналист, по второму — психолог. Театральная сфера плотно связана с психологией, так что любопытство к себе и людям привело меня к тому, чем сегодня занимаюсь.

Сейчас мне 30, а актерскую школу я организовала в достаточно нежном возрасте — 22 года. До этого успела поработать в сфере журналистики: была ведущей на радио, брала интервью, работала с творческими людьми, с театральными деятелями. Некоторое время я напрямую соприкасалась с московской театральной школой «Образ» под руководством Сергея Базарова. Пару лет я жила в столице и работала в корпоративном издании театральной школы. Там я трудилась на двух позициях: административной и творческой, — то есть знала эту организацию с разных сторон. К тому, чем я сейчас занимаюсь, это имело прямое отношение.

Когда вернулись в Курск и как открыли школу?

Вернулась сюда в 2011 году. Заканчивала обучение, работала в сфере журналистики и оказалась в среде предпринимателей, увлеченных инвестированием, и начала с ними общаться. Периодически у нас проходили мозговые штурмы, где делились идеями для новых проектов. На одной из таких планерок я выдала идею о создании театральной школы и на мое удивление, ребята имевшие опыт в бизнесе, это подхватили и сказали: «Давай делать!».

Мы организовали в Курске мастер-класс Сергея Базарова, он с радостью приехал, собралось много людей. После этого первого опыта, мы получили обратную связь от участников. Они говорили, что им не хватало подобных мастер-классов, что будет здорово, если появится школа актерского мастерства. Так мы решили создать школу «Образ» в Курске.

Наше решение прожило полтора месяца. Месяц подготовки и пара недель после мастер-класса Сергея Базарова. Потом у моих партнеров начались проблемы в бизнесе, это отразилось на наших отношениях, и мы, к сожалению, расстались. Я осталась в сильном стрессе и без копейки денег. «Образ» создавался без вложений.

Я решила не бросать начатое. У меня уже были обязательства перед людьми, которые приходили на мастер-классы и хотели продолжать обучение, и перед первыми педагогами школы. Поэтому на морально-волевых усилиях и моей вере в дело и в себя это все продолжилось.

Что было дальше? Какой-то бизнес-план существовал?

— Бизнес-план изначально был, но когда я потеряла ресурсы и людей, которые изначально меня хотели поддержать, он уже не пригодился. Был единственный план — выжить. А еще решить простые задачи: найти пространство, пригласить педагогов за деньги, которые мы можем им предложить, и студентов, дав им интересную программу обучения.

Плана финансового развития не существовало, потому что на тот момент идей про заработок, честно говоря, не было. Хотелось нести творчество в массы, поэтому я готова была зарабатывать на другой работе, а деньги вкладывать в «Образ». Какая-то коммерческая составляющая появилась значительно позже.

С чем столкнулись и как решали вопросы по поводу помещения, педагогов? Кто были первыми, кто отозвался?

— Денег не было вообще никаких. Нас принимали то в йога-студии, то в различных танцевальных школах, то во Дворце пионеров. Мы арендовывали помещения ровно на три часа, которые длится занятие, и в таком режиме существовали первые полтора года, перебивались с места на место. Даже как-то занимались в музыкальном клубе, похожем на гараж. Приходили после музыкантов, там пахло алкоголем и ношенными носками. Мы мужественно терпели эти испытания, потому что хотелось делать свое дело.

Поскольку до этого я работала журналистом в сфере театра, Ольга Люстик, заведующая литературной частью Курского драматического театра, меня поддерживала и приглашала брать интервью перед разными значимыми событиями. Первые люди, с кем я сотрудничала, были актеры Курского Драмтеатра Мария Нестерова и Евгений Сетьков. Я отношусь к ним с большим уважением и с благодарностью за то, что они тогда вовлеклись в это. Вот так это все и начало жить.

Всегда считалось, что профессия психолога не очень востребована у нас, что это неприбыльно. Как приставка «психологическая» влилась в деятельность вашей школы?

— «Образ» всегда позиционировался как актерско-психологическая школа. Концепция никогда не менялась.

Когда мы открывались, предполагали, что будем работать на людей, которые хотят заниматься театром и саморазвитием. Поэтому некоторое совмещение актерского мастерства и психологии подразумевалось с самого начала. Сейчас, когда я имею глубокое полноценное образование в профессии гештальт-терапевта и психолога, я понимаю, что многое пересекается между театром и психологией. Когда образование стало позволять, я создала выделенные программы по психологии для учеников своей школы.

Расскажите о своих ошибках, если они были, и как их решали?

— Я бы не сказала что то, чем я занимаюсь, какая-то сложная деятельность, поэтому фатальных или неординарных ошибок не было. Первая трудность, которая ждет начинающего предпринимателя, это определение локации, в которую захотят прийти люди. Если вы далеко от остановки или где-нибудь во дворах, что с нами тоже случалось, то люди не приходят.

Второе —  это грамотный подбор сотрудников, которые действительно готовы работать, а не изображать деятельность. У нас с этим ошибок, на мой взгляд, не было.

Насчет денег… Я не думаю, что всегда нужны какие-то серьезные финансовые вложения, чтобы организовать бизнес. Ошибка: тормозить себя мыслями о недостатке ресурсов. Важно иметь опору на кого-то, кто может дать совет. Важно постоянно совершенствоваться, обучаться.

Нужно предлагать интересный продукт, с этим тоже могут быть ошибки. Нам с продуктом сразу повезло: не было денег, но нам помогло выжить интересное предложение. Люди пришли и дали нам первые финансы на развитие, появились деньги на оплату аренды студии и зарплату педагогам.

А еще может быть ошибкой — отсутствие опоры на обратную связь с покупателем, потребителем услуг. У нас появлялись проекты, которые не вызывали интерес. Возможно, педагог оказался с другим профилем, либо цель, которую мы ставили перед учениками, не отвечала их актуальным жизненным задачам. Это достаточно быстро вычислялось и менялось, поэтому больших ошибок не возникало.

Сейчас мне не хватает опоры на господдержку, на программы и, здесь, скорее, мое упущение. Ошибка начинающих бизнесменов в том, что они не прибегают к помощи людей, которые располагают финансами для быстрого и большого роста.

Ошибкой может быть отсутствие финансовых подсчетов, незнание, сколько ты зарабатываешь. Многие предприниматели оказываются в позиции, когда они считают своими деньгами деньги бизнеса. Но это не мой случай, потому что, как я уже сказала, очень долгое время я вообще не прикасалась к тому, что зарабатывала студия, все уходило в развитие.

Это было оправдано?

— Да, это в итоге окупилось. Сейчас идет 8-й год существования школы, и для меня финансовая мотивация стала важной. Я востребованный психолог, и все мое свободное время выкупают. А еще у меня есть семья и, если я отдаю время этому делу, оно должно для меня иметь обоснование, почему я туда иду.

Сколько сейчас у вас педагогов, клиентов?

— Все педагоги у нас из Курского драматического театра и одна актриса из театра кукол. Всех профессионалов мы пригласили из востребованных театров области. В начале у нас было два педагога, сейчас их — шесть. Когда мы начинали работать, у нас было две группы, сейчас — восемь, в них обучают актерскому мастерству и ораторскому искусству.

Что касается клиентов — помогли соцсети, они дали первых учеников. Потом сработало «сарафанное радио». За эти годы школа сильно разрослась. В первый год существования было 16 студентов, сейчас их около 70 — это взрослые и дети из разных групп.

Сколько выпустилось человек из школы «Образ»?

— Около 500 человек. На старте группа всегда больше, к финалу она сокращается процентов на 60. Соответственно пришло больше 1000 человек на разные программы, в том числе на пробные занятия. Остались люди, у которых есть навык учиться, страсть к этому и разные возможности. Это естественный отбор в творческой среде.

Как проходит обучение в школе и сколько стоят курсы?

— В нашей школе есть разные курсы актерского мастерства. Классическое 9-месячное обучение является хорошей подготовкой для поступления в театральные вузы. Есть трех- и шестимесячные курсы с четкой специализацией: актерско-режиссерский курс, актерское мастерство для развития чувства юмора, пластики, эмоциональной свободы. Ораторское искусство — это направление, где занимаются деловые люди с четкой задачей на выступления на вебинарах, совещаниях, больших сценах.

Стоимость одного курса 3000-3500 рублей в месяц. Курс «Мастер общения» — один из наших успешных проектов. Этот курс длится два с половиной месяца и стоит 6700 рублей. Группа по нему собирается быстро и, я всегда восхищаюсь качеством людей, которые на него приходят.

Сейчас появилось много подобных курсов, альтернативных студий. Что отличает вашу театральную школу? Вы говорили, что важна обратная связь с потребителем услуг. Может быть, дело в этом?

— У нас не очень большие группы и задача индивидуального подхода встает каждый раз. «Мастер общения» — это единственный курс, который я веду сейчас в школе, поэтому про него охотнее говорю. Для меня и второго педагога этого направления — Михаила Тюленева, каждая новая группа — это всегда вызов, чтобы найти ключи к этим людям. Несмотря на то, что у нас есть прописанные программы, мы всегда «переобуваемся», чтобы сделать учеников более свободными теми способами, которые подходят именно им.

Главное, что мы даем в нашей школе — это возможность поверить в себя, ведь многим из нас не хватает поддержки или нам ее не дали вовремя. На таких курсах ее много! И нашей педагогической, и поддержки группы, которая болеет за каждого, которая помнит каждую интонацию и каждый жест, может это все проанализировать и сказать: «У тебя прогресс! Ты крут!»

Многие предприятия закрываются в первый год своего существования. Почему вам удалось остаться на плаву и продолжить развиваться?

— Я думаю, главное, что определяет жизнь любого предприятия на рынке — это востребованность продукта, его ценность. У нас она была и есть. Второй фактор, который помог всему этому выстрелить —  это то, что я и моя команда не сдавались. Мне кажется, что даже больше я. Если иметь ценный продукт и настойчиво, каждый день делать свое дело, с верой в него, то шансов потонуть нет. Я немного в этом смысле фанатик, мне очень сложно опустить руки. Поэтому на вопрос: «Как вы не потонули в первый год жизни?» у меня такая реакция: «В смысле, потонули?! Если грести — ты не потонешь!»

Что необходимо руководителю, чтобы создать правильную атмосферу в коллективе?

— Нужно соблюдать баланс между дисциплиной и чувствительностью. Дисциплина необходима, чтобы у группы и у дела были границы. К чему мы идем? Какими средствами этого достигаем? Каково вложение каждого человека?

А чувствительность нужна для того, чтобы работать с сиюминутным — с настроением, с какими-то жизненными проблемами, которые фонят у наших учеников или педагогов. Поэтому сочетание двух этих компонентов делает коллектив живучим.

Не всегда это удается, иногда я передавливаю с дисциплиной, иногда где-то слишком иду навстречу, но это всегда достигается в процессе движения. Никогда нет чего-то застывшего. Каждый день нужно искать новый баланс этих двух компонентов.

Как на данный момент вы можете оценить успешность вашего дела? Есть ли новые направления?

— Сейчас я планирую будущее школы. Я больше сфокусирована на том, что у нас сейчас не так, чтобы это исправить, поэтому об этом могу охотнее размышлять. Востребованность нас продолжает делать живучими. Появились хорошие конкуренты, это стимулирует. Их не так много, но они есть — в основном, это студенческие театры. Но до сих пор я не знаю ни одной серьезной коммерческой школы в нашем городе. По-моему, именно специализированной остаемся только мы. Наши ученики — в основном, взрослые люди. И у нас есть разнообразие и среди педагогов, и среди направлений.

Сейчас мы много экспериментируем с подростковыми группами, пригласили на дополнительные занятия педагога по музыкальной терапии и курса «Воспитание искусством». Недавно состоялся мастер-класс с педагогом по теории решения изобретательских задач.

Вообще, новых людей мы с удовольствием зовем. Совместно с заведующей литературной частью Курского драматического театра Ольгой Люстик мы начали проект «Пазл». Это новый формат: смотрим спектакли все вместе и потом обсуждаем их с приглашенными гостями — известными людьми нашего города. Делимся мыслями, анализируем увиденное, каждый замечает что-то свое и привносит личное видение в просмотренный спектакль. У нас уже был в гостях актер Курского драматического театра Заслуженный артист Александр Швачунов. Это было здорово и зрелищно. Мы успели провести мероприятие до второй волны пандемии. Сейчас снова надеемся это повторить.

Как переживали первую волну? Что происходит сейчас в «Образе»?

— Лично я продолжила заниматься тем, чем занималась. По нам ударило нехило, но не утопило. Летом дела пошли лучше, потому что соскучившиеся по свободе люди ринулись к нам с новыми силами. Это было классно. Осенью все стало хуже. Вторая волна нещадно косит людей и многие болеют, но мы держимся, зарабатываем.

Из плюсов. В пандемию возникли и новые направления нашей деятельности. Например, на днях продукт трехмесячной работы на актерском курсе был показан не на театральной сцене, как раньше, а онлайн. Наши ученики сняли мини-фильм. Это совершенно другая форма творчества. В театре артисты работают крупнее, потому что в зале на 800 человек нужно, чтобы на галерке тоже видели, что происходит на сцене. А наш фильм сделан на крупных планах, там нужно не передавить, не сфальшивить, показывать эмоции максимально достоверно. В общем, коронавирус заставил нас развиваться. И сдаваться мы точно не собираемся.

Стоит ли открывать бизнес в Курске? Что можете порекомендовать молодым предпринимателям?

— Мне кажется, на этот вопрос, можно получить только один ответ — бизнес в Курске нужно вести! Нужно любить этот город и использовать те возможности, которые здесь есть. В Курске их немало. Все зависит от масштаба, который вы хотите достичь, от вида деятельности, от того, сколько людей вы хотите в это вовлечь и сколько денег заработать.

Я знаю предпринимателей, которые зарабатывают очень много в нашем городе. Здесь все есть: люди, которые готовы работать, инвесторы, госпрограммы для начинающих предпринимателей.

Как мы будем развиваться, если все сложат руки?! Советы предпринимателям: создавать интересный продукт, не игнорировать обратную связь рынка, быть в постоянном диалоге со своим потребителем, совершенствоваться, найти наставников в бизнесе, людей, которые смогут дать совет или дать пинок. Нужна среда, которая тебя поднимет, если ты начнешь унывать. Важна команда предпринимателей, в которой ты сможешь обсуждать свою работу и получать критическую обратную связь.

Нужно заниматься математикой, многие предприниматели это игнорируют.

Есть среди предпринимателей мнение: чтобы чего-то добиться ты должен пахать, убиваться, тогда будет результат. Согласны ли вы с этим или есть место отдыху?

— Я считаю, что если человек перерабатывает и делает из себя лошадь, он обязательно теряет эффективность и адекватность. Уставший человек не способен к творчеству. Я думаю, что нужно искать баланс. Важно трудиться ежедневно. Ежедневные труды приводят к результату, и никакой магии в этом процессе нет.

Идеи людей, которые хотят работать два часа в день и зарабатывать миллионы — прекрасны, но не реалистичны. Чтобы наш мозг и дело развивалось, нужно каждый день быть в тренинге.

Убиваться точно не надо! Нужно искать баланс, как это происходит в профессиональном спорте: прикладывать усилие и сверхусилие, необходимое для развития, но не ломать себя, не доводить до состояния выгорания. И для того, чтобы этот баланс находить, в бизнесе, как и в спорте, нужен тренер, наставник, психолог, нужна команда людей, которая будет тестировать тебя на адекватность и продвигать к развитию. Поэтому, пахать —  нет. Работать и развиваться — да!