«Нет, нам не платят». Курские волонтеры о том, что такое помогать
6 курских волонтеров о том, что дороже денег
По данным ТАСС, с 2014 по 2019 год число волонтёров в России возросло в трое. 15% населения страны состоит в каком-либо общественном объединении, а это каждый пятый человек. Становится больше волонтёрских программ таких как: СВОД (Союз волонтерских организаций и движений), Ассоциация Волонтерских Центров, Волонтеры Победы, Волонтеры-медики и многие другие региональные и муниципальные объединения.
Поговорили с курскими волонтёрами о том, что значит «помогать» и с какими трудностями они сталкиваются.
Арсений Хайдук
Студент 6-го курса педиатрического факультета КГМУ. Работает в ковид-отделении ОКИБ им. Семашко
«Маленькое дело, которое доверят именно вам, будет очень важно для кого-то»
— Специфика вуза позволяет мне участвовать в различных мероприятиях, где необходима помощь волонтеров: медицинское сопровождение массовых мероприятий, проведение тренингов и подобное. Эта хорошая возможность провести свободное время с пользой, плюс — интересно.
Вообще волонтерская деятельность держит в гуще событий. Ты будто держишь руку на пульсе города, знаешь, чем он живет. Правда, бывают проблемы с учёбой — трудно совмещать.
На передовую ковида я не рвался. Я просто начал активно искать работу в январе 2020. На 6-м курсе уже хочется иметь независимость, а для этого необходим заработок. Образование позволяло устроиться на должность медбрата, и именно такую вакансию я начал искать. К сожалению, первые три месяца не мог никуда устроиться. Начался карантин, и походы в больницу я заменил звонками с целью узнать про вакансии для меня. Сначала звонил в ОКИБ им. Семашко. Мне сказали мест нет, попросили оставить номер телефона, обещали связаться, если что-то появится. Так и получилось. Примерно через две недели попросили приехать, сказали, что есть работа в ковид-отделении. Я согласился. Можно сказать, ковид сам нашел меня.
В работе с ковидом есть особенности, которые и представляют основные сложности. Все знают, какая сейчас обстановка: заболевших много, а значит, и работы тоже. Трудности возникают и в соблюдении мер защиты себя от заражения. Мне приходится ходить в двух очках: своих для зрения и защитных. Это неудобно. В защитных костюмах жарко, особенно это было заметно летом. Но мы привыкли ко всему, и сейчас это не так критично.
Мой совет тем, кто хочет стать волонтером: не сомневайтесь. Может показаться, что вы не сможете быть полезным, что, возможно, и не стоит пробовать, но оно того стоит. И даже маленькое дело, которое доверят именно вам, будет очень важно для кого-то.
Данила Комаров
Автор проекта Фонда президентских грантов «Традиционное Айкидо — гармония в семье». Учредитель военно-патриотического клуба прикладного рукопашного боя КОТАИ.
«Если кто-то в помощи другим ищет выгоду для себя, волонтёр ли он?»
— Я был воспитан так, что желание помогать людям было всегда. Меня учили быть добрым, сильным, помогать слабым. А кто такой сильный человек? Это тот, кто способен защищать. А можно ли назвать волонтёра сильным человеком? Конечно, ведь волонтёр не только защищает, он поддерживает, советует, дарит тепло, делает наш мир лучше, а это под силу только сильному человеку.
Еще в школе я с друзьями пошел в библиотеку для слепых, нужно было начитывать истории и сказки для слепых детей. Это было весело, плюс делали доброе дело.
Сейчас могу сказать, что я больше, чем волонтёр, так как являюсь одним из организаторов мероприятий для добровольцев. К примеру, недавно проводили «Чистые игры». Собирались волонтёры, приходили и те, кто не равнодушен к своему городу. Вместе мы очищали от мусора лесопарковые зоны. Это была игра-соревнование «кто соберёт больше мусора». Так можно повеселиться, сделать полезное дело и получить приз. В эту же программу входят «Эко уроки», где рассказывается о том, как сортировать мусор, какой перерабатывается, а какой — нет.
Ещё я занимаюсь педагогикой. Многие бы назвали меня тренером по айкидо, но я не могу так сказать, я наставник. Кто объяснит ребенку, когда можно бить, а когда нельзя, кого можно бить, а кого нельзя? Родители должны осознавать, для чего отдают ребёнка обучаться боевым искусствам, чтобы намерения не были антисоциальными. Должно быть осознание того, что ребёнок идет не в игровую комнату. Он идёт туда, где его обучают, воспитывают, наставляют.
Считаю, что каждый волонтёр должен для себя ответить на один простой вопрос «Зачем?» Есть волонтёрские движения, где платят за работу. Не понимаю, почему они, в таком случае, называют себя добровольцами, это не так. Если кто-то в помощи другим ищет выгоду для себя, волонтёр ли он?
Екатерина Нелепина
Волонтер олимпиады, фестиваля Молодежи и Студентов, чемпионата мира по футболу, Team-лидер бессмертного полка в Москве 2019, волонтёр Конституции. Реализует проект «Краеведческие посиделки».
«Почему я этим занимаюсь? Мне интересно»
Моя волонтёрская жизнь началась в 2013 году, тогда мы с друзьями во дворе организовали отряд «Юные помощники курян». Помогали бабушкам: покупали им продукты, стояли в очереди, расклеивали поздравления ветеранам, ходили к ним в гости.
Когда стало известно, что будет набор волонтёров на Олимпиаду в Сочи, захотела попасть туда. Прошла тестирование, потом обучение в Твери и Воронеже, и вот пришло подтверждение, что я волонтёр на эстафете Олимпийского огня. В феврале была уже в Сочи.
С развитием волонтёрского движения возникает непонимание среди окружающих людей. Были вопросы от сотрудников, с которыми я работаю: «Зачем тебе это нужно?», «Вам же платят?». Нет, нам не платят. Волонтёрская деятельность не предполагает вознаграждения. Почему я этим занимаюсь? Мне интересно. Я общаюсь с людьми, узнаю что-то новое, помогаю делать город лучше, организовывать мероприятия, решать какие-то проблемы.
Я приобрела много друзей в различных уголках страны. В прошлом году была экспертом на конкурсе добровольцев России. И там услышала о многих проектах, которые волонтёры реализуют в разных городах, заразилась идеей создать что-то своё. Так появился проект, который я осуществляю со своими студентами, — «Краеведческие посиделки», направленный на организацию досуга бабушек во дворах. По сути, единственное развлечение у бабушек — это посидеть на лавочке у дома. Два года назад бабушки из моего двора сказали мне: «Вот у нас всё плохо, у нас тут кладбище было, мы на кладбище живем…». Так как я преподаю краеведение, решила рассказать им, что там не было кладбища. Они попросили рассказать что-нибудь ещё, и я начала им приносить настольные игры, связанные с краеведением, фотографии прошедших лет, приходили со студентами, делали мини-экскурсии. Сейчас у нас в планах сделать виртуальные экскурсии, которые можно демонстрировать во дворах.
Волонтёром быть не трудно, самое главное — желание быть активным и готовым оказать помощь. Когда занимаешься этим, испытываешь такие сильные эмоции, которые меняют тебя в лучшую сторону. Многие говорят, это использование труда, но нет. Это интерес и желание быть полезным.
Яна Гончарова
Руководитель проекта «Безопасность наших детей».
«В такие моменты понимаешь, что деньги, на самом деле, ничего не стоят»
— После трагических событий, которые произошли в нашем городе, когда пропал мальчик, возникла мысль, что можно попытаться предотвратить появление таких происшествий. Появился проект «Безопасность наших детей». Начали создавать на базе материалов МЧС и МВД памятки, видеоролики, аудиокниги, мультфильмы по безопасности детей.
Главная цель нашей работы — формировать навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости — действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.
Если наши материалы отложатся в сознании детей, и это позволит спасти жизнь хотя бы одному ребёнку, значит всё не зря.
Вообще волонтёрская деятельность очень многое дает: начинаешь видеть больше зла и больше добра, видишь, кому нужна помощь и стараешься помогать. Да и не трудно это, если есть желание помогать другим и умеешь радоваться, когда радуются те, кто совсем недавно чувствовал себя плохо. В такие моменты понимаешь, что деньги, на самом деле, ничего не стоят, не всё можно купить, люди должны помогать друг другу, это очень важно!
Деятельность такого рода даёт множество эмоций, и они разные. Положительных эмоций, конечно, больше, особенно, когда работаешь с детьми! Дети — наше будущее, и с тем, что мы в них вложим сейчас, они пойдут во взрослую жизнь. Задача — вложить в детей как можно больше хорошего.
Анна Егорова
Руководитель военно-патриотического клуба «Гранит». Работает с инклюзивными детьми и взрослыми. Организовывала мастер-класс для Курского отделения Всероссийского общества слепых, мини-реконструкцию боя 1943 года. Занимается
начальной военной подготовкой.
«Когда общаешься с абсолютно разными людьми, перестаёшь бояться трудностей»
Намерений стать волонтёром у меня не было, получилось само собой. Когда участвуешь в волонтёрских добровольных проектах, рассказываешь людям об истории, работаешь с детками, сталкиваешься с трудными жизненными ситуациями, втягиваешься в эту среду.
В 2013 году появилась идея заняться патриотическим воспитанием — создать военно-патриотический клуб. Наша деятельность начиналась с нуля. Полностью создавалась материально-техническая база, с этим нам помогли родители курсантов. В 2015 году мы впервые поехали в Москву, где наши дети стали победителями Всероссийских соревнований. В 2018 году мы доросли до того, что стали отдельным юридическим лицом как Курская региональная общественная организация «Гранит».
Наш клуб занимается патриотическим воспитанием детей и молодёжи. Помимо того, что организация сама проводит соревнования, мастер-классы, профильные смены, мы ещё работаем и с детьми по профилю начальной военной подготовки. Сюда входит: разборка-сборка автомата, пистолета, строевая подготовка и многое другое.
По-моему основная проблема, которая может возникнуть — это то, что в нашей деятельности необходимо иметь неплохую материально-техническую базу. Отсутствие финансирования у многих вызывает проблемы.
Когда общаешься с абсолютно разными людьми, ты перестаёшь бояться трудностей, какие-то твои личные проблемы перестают казаться глобальными. Но, как известно, у медали есть две стороны: одна — это то, что мы видим на брошюрах: счастливые лица, горящие глаза, а другое — все те трудности, с которыми и волонтёры и наши подопечные сталкиваются ежедневно.
Татьяна Мирзаханова
Руководит инклюзивным проектом «Дышим вместе», является председателем АНО «Инклюзивный центр реализации социальных программ поддержки детей, подростков и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью «Дышим вместе». Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка в Курской области.
«Каждый из нас особенный, а быть особенным человеком — не означает быть изолированным»
— Волонтёрская деятельность пришла ко мне сама. Много лет назад я открывала свою студию раннего развития «Ладошки». Мы занимались Монтессори, методом развития малышей раннего возраста с 8 месяцев до 3-х лет. Через месяц в нашем центре появилась слепая девочка, мы стали с ней заниматься. Со временем в моей жизни особых детей становилось всё больше и больше. Постепенно мы стали проводить с друзьями благотворительные праздники для них, а в 2017 году возник такой проект «Дышим вместе».
Если мыслить глубоко, то каждый из нас особенный, а быть особенным человеком — это не обозначает быть изолированным. Некоторые семьи, которые воспитывают особенного ребенка, оказываются в глубочайшей социальной изоляции. В период пандемии мы поняли, как это может быть тяжело.
Наша деятельность имеет разные направления. Во-первых, мы стараемся помочь тем самым особым детям, подросткам и молодым людям с ограниченными возможностями. Во-вторых, даём понять, как необходимо воспринимать ситуацию. Мы выезжаем в школы с «Интерактивными уроками добра», на которых помогаем детям через себя понять, что такое особое детство. Например, завязываем руки и даём совершенно простую задачу, которая вдруг становится сложной.
В прошлом году возникли инклюзивные пикники. Выбираем игры, чтобы участники всех категорий были в равных условиях. А еще убираем лес и просто говорим. Иногда проводим интерактивные экскурсии: выезжаем в пожарную часть, авиаполк и так далее. В таком взаимодействии мы учимся уважать особого ребёнка, понимать его как равноценного участника жизни.
Есть отдельное направление по работе с родителями особенных детей «Особый случай». Это информационные встречи, где мы рассказываем о том, кто и как может помочь. Ведь родителям тоже необходим отдых и разгрузка.