Что железногорский центр искусства «Цикорий» показал на ярмарке Cosmoscow
Куратор центра современного искусства — о том, чем могут удивить публику художники из российской провинции
Ярмарка Cosmoscow — значимое ежегодное событие в мире современного искусства России. В ней участвуют известнейшие московские и зарубежные галереи. Здесь можно увидеть работы современных художников, узнать о новейших тенденциях арт-рынка.
В этом году она прошла с 10 по 13 сентября в Гостином Дворе в Москве. 62 галереи из России, Германии, Франции, Эстонии, Польши, Грузии, Австрии, Италии представили более 300 художников. В онлайн-платформе приняли участие еще 10 галерей из Великобритании, Мексики, Бельгии, Дании, Норвегии и России.
Железногорскому Центру Современного Искусства «Цикорий» — удалось представить на ней свой стенд бесплатно. Попросили куратора проекта Александру Дорофееву поделиться впечатлениями от поездки.
Александра Дорофеева
куратор и идеолог «Цикория»
— В феврале 2020 мне позвонила куратор Музея «Гараж» Анастасия Митюшина, чтобы сообщить, что она предложила кандидатуру ЦСИ «Цикорий» на номинацию «Институция года — 2020» по версии Cosmoscow. У ярмарки есть некоммерческое подразделение: они каждый год выбирают победителей номинаций (есть еще «Художник года») и предоставляют бесплатный стенд на время ярмарки. Мы очень удивились вниманию к нашей неокрепшей, как мы говорим, baby-институции и не поверили своему счастью.
Когда мы всё-таки стали победителями, началась серьёзная подготовка. Эскиз и концепция стенда были готовы за полгода до ярмарки, ещё до пандемии. Это наш первый внешний проект, и мы очень переживали: не хотели по пути потерять наши железногорские искренность и ребячество. Тяжело сохранить легкость и непосредственность, когда идея разработана за шесть месяцев вперед, а мир стремительно меняется. В итоге мы всё равно пошли на импровизацию: монтаж, работа с пространством для нас — всегда святой момент.
В принципе, мы могли поставить для себя любую цель в рамках ярмарки. Нам показалось, что важнее всего устроить для посетителей путешествие по Железногорску: не по известным координатам, а по ощущениям. Для нас это город любви, счастья и свободы. И в моменты усталости (мы были на стенде с утра до позднего вечера, общаясь с посетителями без остановки) мы заряжались энергией тех, кто останавливался, задавал вопросы и потом говорил, что это самый уютный и честный стенд. Значит, всё сработало.
Мы привезли в Москву работы, часть из которых выставлялись на 2-ой Железногорской биеннале. А еще — огромную охотничью сеть. Положили её на пол, поставили на нее диван и три пуфика, обтянутых палаточным брезентом. На них можно было расслабляться и смотреть VR-проект. Если ассистенты других галерей сидели за столиками по направлению к посетителям, мы были обращены к своей же экспозиции. Нужно было не постесняться вступить в наше сообщество, прошуршав по мягкой поверхности сети, подойти ближе. Мы также представляли себе, что, если большинство галерей выглядят вегетарианцами, совершающими ежедневную пробежку, то мы идём им навстречу с пирожными и пиццей.
Стратегия «Цикория» — учитывать любой контекст и воспринимать своё появление в нём как нежное проникновение. Поэтому мы не стали готовить что-то перформативное или странное: нам было важно сделать вид, что мы галерея. Но пока мы делаем вид — очень проникаемся. В итоге получается от чистого сердца. Также, имея опыт выстраивания инфраструктуры с нуля в родном городе, мы относимся с пониманием к ошибкам или организационным сбоям. Мы привыкли самостоятельно решать проблемы и поэтому были симпатичны тем, с кем взаимодействовали по работе.
Конечно, участие на Cosmoscow — это очень престижно, особенно для региональной инициативы. Нас накрыло волнами опыта: мы учимся в поле, и все эти коммуникации с коллекционерами, известными художниками и важными людьми — бесценны.
Ярмарку на VIP-показах посещали многие знаменитости, например, Иван Ургант и Андрей Малахов. Последний очень заинтересовался железногорским стендом — Андрей известен не только как звезда шоу-бизнеса, но и как коллекционер регионального современного искусства.
Мы уже готовим новые форматы и новые взаимодействия с теми, кого мы встретили в течение ярмарки. Жители Курского края, давайте объединяться! Есть ощущение, что сейчас самое время оказаться на гребне волны – в регионах происходит самое интересное.