И все-таки он в российском прокате. Стоит ли идти на фильм «Курск»
Яков Бондарев размышляет, почему фильму «Курск» всё-таки выдали прокатное удостоверение
В кинотеатре «Люксор» сегодня начали демонстрировать экшн-фильм датского режиссёра Томаса Винтерберга. На предпоказ, который провели в кинотеатре за несколько дней до всероссийской премьеры, приглашали родственников тех курян, которые погибли на злополучной лодке. Но ожидаемо никто из них не пришёл. Пропускать через себя в миллионный раз сцены смерти сыновей должно быть адски трудно.
Мне было всего десять лет в тот чёрный август. Атомный ракетоносный подводный крейсер «Курск» был моим ровесником, его начали строить в 1990 году, и сегодня он бы успешно шёл прямым курсом к своему 30-летнему юбилею. Но не сложилось. Взрыв торпед внутри атомохода похоронил 118 человек на плоском дне ледяного Баренцева моря.
За все 19 лет, прошедших со дня катастрофы, никто, кроме команды Винтерберга, так и не попытался художественно осмыслить трагедию «Курска». Выход картины «72 метра» в 2004 году не в счёт — слишком уж универсальным оказался этот фильм, словно совместивший в себе все случаи с подводными лодками разом. Были еще «Враждебные воды» до трагедии «Курска» и «К-19» после неё, с Харрисоном Фордом и Рутгером Хауэром соответственно, но они про другие случаи с русскими субмаринами.
Практически у всех иностранных и отечественных фильмов есть одно общее — они превозносят мужество русских подводников. Тем удивительнее было следить краем глаза за сложностями истории создания фильма «Курск». В 2017 году кинокомпания Люка Бессона EuropaCorp неожиданно отказывается от всякого упоминания Президента Путина в фильме, делая упор на человеческих судьбах, а не на политической составляющей.
В это же время министерство обороны России водит за нос создателей фильма, то обещая позволить снимать в аутентичном пейзаже Североморска и Баренцева моря и помочь с консультациями, то отказываясь наотрез сотрудничать с иностранцами из-за секретности информации.
И действительно, многие аспекты гибели лодки, в том числе и те, что рассказаны в фильме, нельзя проверить по всем имеющимся документам — они просто закрыты для публичного доступа. И когда будут опубликованы настоящие результаты расследования — не известно. Возможно, тогда, когда в живых не останется даже тех, кто следил за трагедией по сводкам теленовостей в детстве.
Когда кинокартина уже была показана в Торонто в сентябре 2018 года, в России фильму всё никак не хотели выдавать прокатное удостоверение. Многие журналисты и кинокритики стали поговаривать, что это никогда не случится. Но стоит посмотреть фильм, чтобы понять, что они так и не поняли, почему фильм спустя несколько переносов и отмен, наконец, будет показан в России ко Дню кораблестроителей. К слову, в Украине, в момент написания рецензии выход фильма в широкий прокат был запрещен. Отчего так?
Вроде бы режиссёр придерживается официальной версии о взрыве торпеды и отметает все конспирологические версии об умышленной ликвидации лодки в ходе секретной миссии иностранных сил. Пожалуй, одно из сильных несоответствий — это продолжительность жизни несчастных моряков — в фильме, снятом по книге Роберта Мура «Время умирать», показано, что они были живы ещё несколько дней после падения субмарины на дно моря. Но судя по комментариям судмедэкспертов, подводники погибли через 7-8 часов после взрывов.
В сюжете ничего сверхъестественного тоже нет. Он грамотно закольцован — начинается со свадебных торжеств одного из членов экипажа и заканчивается отпеванием погибших. Для того, чтобы купить шампанское на свадьбу, герой отдаёт свои наручные часы, так как денег не хватает даже на еду. Авторы здесь не выдумывают: зарплаты если и выплачивались, то были жутко мизерными. Так, например командир атомной подводной лодки «Курск» получал на руки 6000 рублей. Машинист московского метро получал в то время в два раза больше. Прототип Михаила Аверина (Шонратс), совершенно внешне на него не похожий Дмитрий Колесников, получал чуть более 2000 рублей. В квартирах будущих жертв трагедии фактически не было отопления, постоянно отключали воду и электричество. У командира в квартире рядом с обрезанной отопительной батареей стояла труба с водой и кипятильником внутри, которая должна была давать хоть какое-то тепло. У одного из членов экипажа — керосиновая лампа. Поэтому огромная печка посреди квартирки киногероя Аверина не такая уж и фантастика.
Не упущены моменты и со скандально знаменитой пресс-конференцией в Доме Офицеров в посёлке Видяево, базы к которой был приписан «Курск». Винтерберг показал её по- своему, то есть без политиков. Женщины не могли больше выносить отсутствие какой-либо информации о своих мужчинах в первые дни после беды, поэтому у многих сдавали нервы. С Президентом Путиным, кажется, никто и никогда так резко не разговаривал, как в те дни. И он это прекрасно понимал. Уже тогда основная предпосылка, перерастающая в причину гибели подводников, была возложена президентом на разворованную армию и лихие 90-е.
И вот тут мы внезапно находим ключ к ответу на вопрос: почему этот фильм всё-таки дошёл до нас? Думается, что чиновники от Минкульта вдруг увидели, что всё, о чём речь идёт в фильме, сказал бы и сам Президент России. Более того, его тезисы о причинах гибели и чудовищных проблемах при попытках спасения экипажа почти дословно воспроизводят военные походу фильма. А тот факт, что фигуры Президента и его легендарных благоглупостей, сказанных в интервью Ларри Кингу, в киноленте нет и близко, то можно вдруг представить себе, что это способ уйти от ассоциации с неудобной проблемой, возникшей в самом начале правления нынешнего Президента в далёком 2000 году.
Для российских зрителей фильм будет слабой тенью настоящей трагедии, но было бы несправедливо судить, не посмотрев это кино и не вспомнив воинов, стоявших на страже безопасности самой большой страны в мире и делавших свою работу не за копейки и комфортные квартиры, а потому что они были уверены, что честь и защита России — не пустые слова для нормального человека.