Оркестр им. Лундстрема: продолжение легенды
Какое значение у усов Олега Лундстрема и как подтягивать музыку ушами, «Морс» узнал у художественного руководителя знаменитого оркестра им. Олега Лундстрема.
Выступление джаз-бэндов — особое удовольствие для каждого зрителя. Именно с этого стоить начинать знакомство с джазовым искусством. Именно этим можно наслаждаться будучи убеленным сединами корифеем джаза. А если выступает такой именитый оркестр, каким является детище Олега Лундстрема, то сложно даже оценить степень удовольствия, которое вливается в душу вместе со стопроцентными хитами.
Официальный рекордсмен Книги рекордов Гиннеса, как самый «долгоиграющий» оркестр России — существует 81 год. Кузница кадров для музыкантов: через него прошли и стали знаменитыми многие знаковые исполнители, в частности, Игорь Бутман, который тоже в этом году приехал на «Джазовую провинцию». Народный артист России, аранжировщик и композитор Борис Фрумкин в качестве рулевого тоже добавляет статуса оркестру, у которого всего 10 лет назад было название, не включающее в себя это печальное и простое «имени Олега Лундстрема». В 2007 году Борис Михайлович встал на место руководителя оркестра. К тому моменту коллектив уже год находился без рулевого. Но произошло это совершенно неожиданно для него самого.
БОРИС ФРУМКИН, художественный руководитель оркестра им. Олега Лундстрема:
«Я жил и работал в Германии с 1996 года, возвращаться в Москву не собирался. Но в 2006 году, откликнувшись на предложение Михаила Швыдкого, осуществил свою давнюю задумку — концерт джазового трио с большим струнным оркестром. Это был «Кроссовер концерт», как его назвали, вместе с камерным оркестром «Солисты Москвы» под управлением и при участии Юрия Башмета. Выступление имело оглушительный успех, который в итоге стал толчком к моему приходу в оркестр имени Олега Лундстрема, оставшемуся на тот момент без руководителя».
Борис Фрумкин работал с легендарным ансамблем «Мелодия», записал музыку к десяткам мультипликационных и художественных кинофильмов, среди которых «Бременские музыканты», «Джентльмены удачи», «Военно-полевой роман», «Москва слезам не верит».
Кто был на концерте оркестра, наверняка отметил уникальную слаженность, точность исполнения. Добавить к этому живость и эмоциональность — и становится понятно, как на протяжении такого долгого времени джаз-бэнд умудряется сохранить свою популярность.
Говоря о трудностях изнанки музыкальной жизни, Борис Михайлович невольно начинает одушевлять свой коллектив.
«Оркестр – это организм, который не допускает отсутствия руководителя. Необходимо собираться на репетиции не только, чтобы разобрать новый материал. Если не играть постоянно, пропадает строй. Духовые инструменты не имеют клавиш. Каждый звук мало того, что существует в определенной аппликатуре, так еще и «подтягивается ушами», то есть при его извлечении музыканты ориентируются на слух. Репетиции необходимы для того, чтобы люди постоянно находились в этой звуковой гигиене».
Сейчас в репертуаре оркестра порядка 400 аранжировок. Среди них и популярные, и классические, и аранжированные самим Олегом Леонидовичем композиции. Его дело продолжает и Борис Михайлович. Коллектив также исполняет и новые композиции, даже недельного возраста. Одна из таких пьес «Конец октября», написанная нашим собеседником, кстати, прозвучала в Курске. Можно только представить, как трудятся музыканты для того, чтобы выйти на сцену в красивых костюмах и вдохнуть в свои инструменты настоящую живую музыку.
Кстати, о музыкантах. Мне казалось, что попасть в такой коллектив невероятно сложно. В принципе так оно и есть. Никакого конкурса, какой обычно проводится для набора участников симфонических оркестров, у джаз-бэнда нет. Однако люди в него попадают именно такие, какие нужно — штучный товар. Только вот однозначного ответа на вопрос, как же приходят музыканты в оркестр, у Фрумкина не нашлось.
«Просто так случается, что какой-то музыкант необходим оркестру, — и он появляется».
Как сообщает официальный сайт оркестра, в его эстрадных программах принимали участие легенды 60-х, лучшие певцы и певицы СССР: Валентина Дворянинова, квартет «Аккорд», Дмирий Ромашков, квартет «Гайя», Ара Арсенян, Галина Козакова, Вероника Круглова, Майя Кристалинская, Сергей Сорокин, Гюли Чохели. В 70-е популярность в оркестре приобрели Ирина Понаровская и Алла Пугачева. В 80-е годы с большим успехом здесь работали Ирина Отиева, Светлана Рубинина, Ольга Кормухина, квартет «Москва-транзит», позднее, в 90-е годы Армине Саркисян. Сейчас эта традиция продолжается. В Курске вместе с подопечными Бориса Фрумкина выступала одна из самых востребованных джазовых певиц России Анна Бутурлина.
«Есть у нас проект «Король Джаза», в рамках которого мы приглашаем музыкантов. В частности, с нами играл Игорь Бутман, Валерий Киселев, очень талантливый саксофонист Сергей Головня «.
Оркестр до сих пор успешно выполняет свою самую главную функцию — популяризацию джазового искусства, потому что репертуар у него самый беспроигрышный, так или иначе знакомый каждому, заставляющий если не трепетать от восторга, то хотя бы получать моральное удовлетворение от того, что ты не просто слушаешь музыку, но еще и знаешь, чья она.
Борис Михайлович, говоря о подборе новых композиций, сетует на то, что в последнее время сильно оскуднела школа аранжировщиков.
«В каждом крупном городе всего по одному биг-бэнду. Крайне сократилось количество людей, которые пишут для нас пьесы. Нет аранжировщиков, нет школы, преемственности. Ведь обеспечение биг-бэндов репертуаром – это целая наука».
Затронув тему репертуара, Борис Михайлович рассказал, что очень часто концерты они завершают пьесой «Настроение» из «Серенады солнечной долины». Пожалуй, это является визитной карточкой коллектива. Сразу ему вспомнилась смешная традиция. У Олега Леонидовича Лундстрема всю жизнь были шикарные усы. Но в один прекрасный день он их сбрил. После этого следующие несколько концертов прошли не на том уровне, на котором хотелось бы. Лундстрем снова отрастил усы и больше их не трогал. Поэтому некоторое время амулетом оркестра считались усы. В память об этом случае оркестр время от времени исполняет пьесу «Усы твоего папаши» из репертуара оркестра Вуди Германа.
В Курске эта задорная пьеса, подкрепленная таким забавным моментом, прозвучала. Вообще выступление оркестра на «Джазовой провинции» получилось ожидаемо блистательным. С Борисом Михайловичем мы беседовали за пару часов до концерта, когда по всей сцене были разбросаны кофры и шнуры, парни с трубами и саксофонами в повседневной одежде переговаривались и шутили в паузах, мелодии то и дело прерывались просьбами к звукорежиссеру. Наверное, поэтому я была сражена наповал, когда увидела оркестрантов во всем своем великолепии — сосредоточенно улыбающихся, в алых бабочках, играющих не просто слаженно, но еще и с какой-то едва уловимой ноткой восторга. Видимо, той самой, которая заставляла Олега Леонидовича в течение всей жизни пестовать свое детище.
«Мы вспоминаем Олега Леонидовича каждый день. И не только потому, что выходим на сцену после слов «Встречайте, оркестр имени Лундстрема!». Он живет с нами, в наших традициях, в воспоминаниях тех музыкантов, которые знали его лично и до сих пор играют в коллективе».