Фотопроект «Живое искусство»
Необычный подход студентов худграфа к изучению истории искусств
АЛЕКСАНДРА КРАВЧЕНКО
автор идеи фотопроекта «Живое искусство»
научный сотрудник картинной галереи им. А. А. Дейнеки
аспирант КГУ, будущий преподаватель истории искусств
Идею фотопроекта я подсмотрела в интернете. Тогда, 2 года назад, я училась в магистратуре, во всем мире популярность набирали «ожившие» картины в исполнении студентов и творческих людей. Конечно, хотелось попробовать сделать что-то подобное, но поскольку все мысли были заняты диссертацией, хотелось сделать не просто что-то красивое и интересное, но и полезное.
Сейчас в педагогике распространен такой подход как проектирование предметно-пространственной среды. Это когда студент или школьник становится полноценным участником процесса, который он проходит. Например, мы изучаем славянские обряды — ставим сценку, воссоздаем быт, костюмы и сам обряд. Таким образом, студент получает не только набор знаний, но и представление о том, как это проходило на самом деле, становится непосредственным участником этих событий.
Мне показалось, что в процессе изучения истории искусств этот прием в совокупности с воспроизведением картин мог бы дать неплохие результаты. Когда я студенткой зубрила материал, иногда не понимала некоторых процессов, предпосылок возникновения того или иного явления в искусстве. Особенно тяжело давался 20 век со всем его обилием направлений и течений.
На занятиях по истории искусств я предложила студентам сделать необычный проект: оживить художественное произведение с собой в главной роли. Таким образом, ребята включались в творческий процесс и вместе с этим изучали особенности художественного языка автора, его манеру, время, в которое это произведение было создано.
Вместо реквизита ребята использовали всё, что нашли в фонде худграфа. Недостающие предметы интерьера принесли из дома. В ход пошло все – обрезки ткани, старые вещи, ремни и даже старый потрепанный жизнью ватник. Например, шляпу для одного женского портрета мы скрутили самостоятельно из простой трикотажной кофточки.
Конечно, все это было сумбурно, но весело. И студенты, и я получили огромное удовольствие – делать подходящий макияж, закручиваться в цветные драпировки, вязать банты по моде XIXвека, примерять на себе чей-то чужой образ – это было интересно. Мне кажется, что у ребят появился новый интерес к изучению творчества хотя бы тех художников, работы которых они воплощали в жизнь.
СВЕТЛАНА СКОБЛИКОВА
автор и фотограф проекта «Живое искусство»
магистрант художественно-графического факультета КГУ
Перед нашим студенческим активом поставили задачу – сделать доску почета. Так как студенты худграфа – народ креативный, мы не стали довольствоваться обычными фотографиями «как на паспорт», и предложили Александре продолжить свой проект уже с нами. В течение нескольких недель мы подбирали похожие типажи в искусстве, собирали необходимый реквизит. Я проводила фотосъемку. Результат понравился не только нам. Оценили все, ведь у нас было немало весьма тонких «попаданий в образ».
Jesús Helguera
Мадмуазель Ваган. Поль Эллё.