Бизнес-эксперт: 8 советов, как пережить первый год
Узнали у предпринимателей, какие проблемы обязательно возникнут после запуска своего дела и как их можно преодолеть
Вести свой бизнес эффективно — такое же высокое искусство, как пилотировать пассажирский самолет: невероятная ответственность, большие перегрузки, и скорость такая, что дух захватывает.
В партнерстве с оператором мобильной связи Tele2 мы сделали спецпроект «Бизнес-эксперт», героями которого стали успешные представители бизнес-индустрии. Вместе с ними мы разбирались, как найти фирменный стиль, общаться с клиентами, мотивировать персонал, добиваться поставленных целей и экономить затраты компании при помощи тарифов для бизнес-клиентов.
В завершение проекта на улице Ленина появились ситилайты с фотографиями молодых городских бизнесменов, партнеров оператора мобильной связи Tele2. Мы пообщались с каждым участником, попросили вспомнить про трудности, с которыми пришлось столкнуться в первый год работы.
В чем я не разбирался в самом начале, так это в бухгалтерии. Но интуитивно принял верное решение – довериться профессионалам. Пришел в фирму, которая располагалась по соседству с моим самым первым офисом. Мы обсудили особенности и тонкости конкретного бизнеса и выбрали оптимальную систему налогообложения. Прошло много лет, но меня все так же обслуживает эта компания, я доверяю им полностью. Могу позвонить в любое время, чтобы получить консультацию.
Итак, мой совет: на первых порах доверьте налоги профессионалам. Законодательство постоянно меняется, хороший бухгалтер стоит дорого, а вот профильные фирмы предлагают качественные услуги по вполне адекватной цене.
Вспоминаю свой первый год работы стилистом-имиджмейкером. Начинала я свою деятельность с проведения семинаров и тематических мастер-классов в мини-группах у себя дома, а затем и на территориях шоу-румов и салонов красоты. И каждый раз я совершала одну и ту же ошибку. Окрылённая своими новыми знаниями после обучения, преследуя благую цель «сделать мир прекраснее», я выжималась по полной программе. Пыталась выложить все свои умения за один семинар, научить женщин всему и сразу – эдакая школа стиля из 15 тем за один урок. Длительность таких встреч доходила порой до 8 часов. Женщины уходили, перегруженные информацией. Я падала без сил. Финансовая составляющая, конечно же, оставляла желать лучшего. С точки зрения самоотдачи я все делала правильно, но, говоря о ведении бизнеса, можно было бы поступить по-другому.
Во-первых, не затягивать со временем – проводить семинар комфортно для всех в течение 2-2,5 часов, оставляя какое-то количество времени на вопросы. Во-вторых, давать информацию дозировано. Лучше глубже изучать одну тему, чем говорить о десяти сразу, но поверхностно. В третьих, оставлять интригу – что-то начинать, не заканчивая. В четвёртых, сразу приглашать на следующий семинар. В конце мероприятия на позитивной ноте можно предлагать подарочные сертификаты по специальной цене. Так шансы продать свои услуги гораздо выше.
Проблем в первый год было множество: отсутствие опыта, административные барьеры и многое другое.
Главный совет: опыт нарабатывается быстрее, если постоянно заниматься самообразованием, изучать все аспекты ведения бизнеса, анализировать как свои, так и чужие ошибки и никогда не отклоняться от заданной цели.
Старт – это всегда преодоление барьеров и возникновение сложностей, о которых даже не думал раньше. Я, например, и не подозревала, что реклама является такой большой проблемой. Для продвижения мы пока используем только социальные сети. Когда наша площадка открылась, группа была очень активной, в нее каждый день добавлялись десятки новых участников. В определенный момент наступил спад, когда о нас узнала целевая аудитория (фотографы, невесты, художники и другие активные творческие люди). Теперь наша задача – привлекать новых людей: учитывать время публикации, устраивать конкурсы и розыгрыши, публиковать посты, которыми люди захотят делиться. На грамотное продвижение в интернете, оказалось, нужно тратить очень много времени.
Я советую максимально изучать маркетинг. Какой бы важный ты продукт не продавал и какую бы важную услугу не оказывал, если аудитория не знает о тебе – успешного бизнеса не получится.
Любые отношения в бизнесе необходимо оформлять договорами. Мой первый печальный опыт был связан с компанией по изготовлению рекламных конструкций. Работая с представителем этой компании без договора, я передала ему предоплату на изготовление вывески. В результате – ни вывески, ни денег. Спустя 2,5 месяца директор рекламной компании всё же вернула мне свои деньги.
Совет: не связывайтесь с сомнительными организациями и начинайте любые отношения с договора (четкого, детального и при этом понятного). Также имейте в виду, что договор, отправленный по e-mail или по факсу, не имеет юридической силы.
Первый год в бизнесе был тяжелый и суматошный. Я бросил две работы и вместе с партнерами стал поднимать инновационную компанию почти с нуля. У нас не было четкого плана, мы просто действовали на интуиции и голом энтузиазме. А самое главное – мы не считали…
Совет: считайте всё, стройте только пессимистичные планы по поводу расходов. Расходов гораздо больше, чем вы планируете. Порой компании с миллионными оборотами работают в минус только из-за неоптимизированных расходов. Уделите этому особое внимание.
Ну, и не забывайте считать хотя бы базовую воронку продаж. Это сэкономит года вам и вашему бизнесу. Четко определите, сколько обходится привлечение одного клиента, прикиньте, скольких из них вы закроете на сделку. Работайте с этими показателями – и вы обязательно добьетесь успеха.
Успех любого дела во многом зависит от команды, которая работает во имя общей цели. Поэтому надо быть уверенными на 100% в тех людях, которых вы посвящаете в свое дело. В бизнесе нужны «рабочие лошадки» и трудоголики, которые будут тянуть тепловоз вашего общего дела, а не друзья. Нет, безусловно, приятельские отношения в команде никто не отменял, но всегда следует помнить одну народную мудрость: «Дружба — дружбой, а служба — службой». Пусть это будут всего 2-3 человека, но это будут, во-первых, очень надежные люди, а во-вторых, при необходимости они смогут выложиться за десятерых. И вы будете уверены, что ваш корабль не потонет в море, кишащем акулами бизнеса и изобилующем подводными течениями и камнями: команда всегда придет на помощь.
В работе с артистами нужно быть очень ответственным, здесь не может быть никаких «я забыл», «не успел», «не получилось». Если ваш сотрудник попросту забьёт на возложенные на него задачи, это обязательно отразится на репутации компании. Ведь организатор концерта всегда находится между двух огней: музыкантами и зрителями. Поэтому в данном вопросе не может быть никаких компромиссов.
И ещё один немаловажный нюанс, касающийся абсолютно всех: не работайте с плохими людьми. Ваша вера в то, что все они способны превратиться в хороших, — верный рецепт испытывать одно разочарование за другим. Поберегите здоровье, оно вам еще пригодится.
Когда вы начинаете «работать на дядю», перед вами две задачи: найти общий язык с коллегами и разобраться с основными должностными обязанностями. Все. Остальное для вас уже подготовили. Когда же «дядя» – это вы сами, перед вами огромное количество задач. Сегодня утром вам нужно принять на работу нового сотрудника, оформить документы для налоговой, разработать план продвижения на ближайший месяц, днем – найти нового клиента и уладить конфликт с человеком, который сдает вам помещение в аренду, а вечером – пойти на бизнес-ужин и обзавестись несколькими полезными знакомствами. Люди, которые в самом начале бизнеса научились все это делать, как правило, становятся успешными предпринимателями и хорошими руководителями. Но я знаю многих, кто не справился с огромным объемом новых дел.
Чтобы справиться, в самом начале важно организовать самого себя: завести несколько записных книжек, установить полезные приложения, скорректировать режим дня, изменить образ жизни, пожертвовать привычками, научиться концентрироваться на конкретных задачах. Любой хозяин бизнеса вам скажет: невозможно быть успешным, если работать с 9 до 18 с перерывом на обед.
Бешеный ритм, огромный объем работы и отсутствие финансовой отдачи в первые несколько лет обязательно будут вгонять в тоску. Каждая новая неудача будет вызывать желание все бросить. Нужно просто перетерпеть. При этом следует отмерить себе некоторое время «на раскачку». Если в течение пяти лет дело не приносит ни денег, ни удовлетворения, стоит искать себе новое занятие.