loader image

Субъективно: рецензия на спектакль «#СЛЮБИМЫМИ»

Журналист «Морса» Анна Москалева о том, почему новый спектакль ТЮЗа — это повод признаться в любви


Кто не знаком с советским шедевром кинематографии «С любимыми не расставайтесь», тот я. Стал ли этот факт определяющим в моем восприятии спектакля «#СЛЮБИМЫМИ» по мотивам этого фильма, сложно сказать. Для этого надо узнать мнение людей, посмотревших и фильм, и спектакль. Поэтому мне ничего не остается, как говорить за себя, понятия не имевшей, что именно увижу, а потому не строившей никаких предположений. Надо сказать, мне понравился такой подход. Почти как свидание вслепую.

Сделаю уточнение: как весьма удачное свидание вслепую. Потому что ощущения были схожими — сначала легкий трепет и предвкушение хорошего вечера, потом радость от того, что не обманулась в своих ожиданиях, и, наконец, полное погружение в атмосферу спектакля, от которой потом еще несколько дней ласково щемило сердце. В нем много смешного, по-доброму смешного, ироничного, типичного, узнаваемого.

Итак, сюжет прост — история одной семьи. Правильнее даже сказать, распавшейся семьи, потому что начинается все с того, что главные герои — Митя и Катя — разводятся. По инициативе Мити, внезапно воспылавшего ревностью к фотографу, у которого Катя побывала на откровенной фотосессии.

Спектакль будто сшит из эпизодов, сыгранных в разных локациях — в квартире, баре, зале суда, на улице. И это еще одно его достоинство. Эпизоды не смотрятся разрозненными, они связаны так же органически тесно, как и кадры одного фильма.

Основная история перемежается историями других семей на грани развода. Каждая пара находится в суде. Дело идет к тому, что на вопрос «Является ли ваше желание расторгнуть брак обоюдным» прозвучит «да»… Но в последний момент выясняется, что кто-то из супругов не готов, не желает, не согласен произнести это слово, потому что любовь, или привычка, или просто смирение сильнее слова. Так же, как и в реальной семейной жизни, все эти причины сменяют друг друга, уходят, снова возвращаются.

«Судебные» эпизоды короткие, вкрапленные в сюжет очень прицельно и сыгранные с отмеренной как на весах долей иронией. Акцентирую на этом особое внимание, потому что в противном случае мог бы получиться фарс, совершенно неуместный.

А после ухода очередного семейства неизменно возникает мысль о том, что даже если пары, в которых муж колотит жену в ее же день рождения, не распадаются, то уж Мите с Катей вообще ничто не может помешать сохранить семью. Но практически до финала не видно даже намека на то, каким «клеем» они смогут скрепить все заново. Митя оттолкнул жену сразу же, еще в ЗАГСе, обрубил все канаты и сжег все мосты.

Поэтому ему легко молчать с ней, легко открывать дверь человеку, приехавшему по объявлению о размене квартиры, легко уходить из дома и отправиться на встречу с другой девушкой.

Ему удалось обмануть меня этой легкостью, хотя вопрос, что же тогда его удерживало в браке, который он с удовольствием разрушил, никуда не делся. Но легкость, а с ней и все вопросы, уходят в тот момент, когда Митя остается в одиночестве с заячьими ушками на голове. До этого я видела только мужчину, слегка опьяненного свободой от обязательств, который с радостью знакомится с девушкой, совершенно по-детски дурачится с ней, безбоязненно приглашает в свой дом… Но этот же мужчина мгновенно сник и понял, что делает что-то не то. Метаморфоза происходит при виде жены. Оказывается, ему вовсе не так уж просто отпустить прошлое.

И тут уже начинается совместный с ним же мучительный поиск выхода из ситуации. Ведь дрова-то уже наломаны, мосты сожжены. Попытка сделать хоть что-то оборачивается дракой с тем самым фотографом.

Но зато он находит в себе силы на откровенный разговор с Катей. Разговор, в ходе которого проглядывает намек на благополучный финал. Намек усиливается очередной сценкой из чужой жизни. Шумная компания, празднующая свадьбу, целующиеся молодожены, и глаза Кати, в которых боли и радостных воспоминаний ровно пополам.

Тривиальность задумки с лихвой компенсируется игрой актеров, которую, впрочем, назвать игрой нельзя. Они просто живут. Говорят простые слова, и эмоции у них простые, но сильные. Все просто, но не банально. Это мастерски рассказанная история взята из жизни. А что может быть ближе и понятнее жизни? Поэтому однозначный совет: сходите на этот спектакль. Только непременно с любимыми.