САМ СЕБЕ ТУРОПЕРАТОР
Вольный путешественник Алексей Пищулин рассказал «Морсу», почему обходит стороной турагентства, не следит за курсом валют и не приемлет стереотипы
АЛЕКСЕЙ ПИЩУЛИН
путешественник, журналист,
автор книги «Мечта о Калифорнии или 7 000 миль на знакомство с Америкой»
На ноябрь 2015 года налетал 70 тысяч километров. Дважды пересек Соединенные Штаты Америки от Атлантического океана до Тихого и наоборот. С 2012 года увлекся автостопом, преодолев к сегодняшнему дню 22 810 километров. Общее количество остановленных машин – 315.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Все началось с армии. Хотя… нет. Все началось с родителей и книг.
Родители были увлечены походами на байдарках. Мне было восемь, когда они впервые взяли меня с собой сплавляться по реке Псёл. Потом мне подарили легендарного советского «Школьника». Помню свой дебютный велосипедный марафон. Стартовал он от Первоймайского парка, а финишировал в парке Пионеров. Тогда казалось, что я совершил настоящее кругосветное путешествие.
Признаться, путешествовал часто. «Экскурсионные туры» брал прямо с полок домашней библиотеки. Симпатизировал американскому «гиду» — Фенимору Куперу. Мне импонировало, что природа в его прозе становилась едва ли не главным действующим лицом. Так я заочно влюбился в североамериканскую природу, мечтал исколесить тихоокеанский штат Калифорнию и вообще начать путешествовать без «посредников».
«Невозможно познать мир, сидя на одном месте, прочитать обо всем в книгах, не увидев удивительные вещи воочию»
В КАЛИФОРНИИ… БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Мечта сбылась в 19. По программе международного студенческого обмена я улетел в Америку. В первую же ночь гулял по Бродвею, а засыпал уже в стенах знаменитого Колумбийского университета. Девять недель работал в детском лагере «Киванис» в техобслуживании. Недурно освоил минитрактор «Джон Дир» и получил забавное прозвище «Alexey on tractor», поскольку его управление начальство доверило только мне. По вечерам у костра с украинцем Ильей мы исполняли на русском «Гардемарины, вперед!», а по выходным я гулял по округе пешком или ездил в соседние города на велосипеде, который сам отремонтировал. В такие моменты я невольно вспоминал свои «марафоны» в родном Курске. Тот отрезок пути между двумя парками оказался меньше, чем я предполагал в детстве. Мир открыл для меня бесчисленное множество других дорог.
Все заработанные в лагере деньги я потратил на путешествие по Америке. Для того чтобы «сбылась» Калифорния, стал подрабатывать в гараже у белорусов.
«Часто я представлял себе, как иду по выжженной солнцем земле Калифорнии. Полагаясь на обещания дальнобойщиков взять меня с собой в рейс, я терпеливо ждал своего часа. Но поездка по разным причинам откладывалась. Мой работодатель договорился с шефом автокомпании на этот счет. Но после того как в грузовике, готовом через два часа отправиться в рейс, обнаружился перевес груза, поездка вновь сорвалась. До вылета в Россию оставались считанные дни. Казалось, поздно ехать на Запад».
Но волею случая я нашел аэропорт, где приобрел авиабилет до Калифорнии всего за 175 долларов. Так, наконец, сбылась мечта о «золотом штате».
На знакомство с Америкой оказалось мало и 3,5 месяцев. Через год я снова отправился в Штаты. Потом подсчитал свои «американские каникулы». Оказалось, я дважды пересек США от Атлантического океана до Тихого и наоборот.
НА БАЙКАЛ!
Армию тоже считаю путешествием. Мысль об автостопе посетила меня именно там. Долг Родине я отдавал в одном из живописнейших мест России – на Кольском полуострове. Место службы выбрал сам. Нас водили на сопки рыть окопы. По целым неделям мы жили в палатках – один на один с суровой, но фантастически красивой северной природой. Она мне чем-то напомнила североамериканскую. Помню, как мысленно осекся на этом сравнении. Начал проводить параллели с Америкой. Выходило, что ее я знал лучше, чем свою страну. Пришло время знакомиться с Россией.
Спустя три недели после армии я отправился в свое самое первое путешествие на попутках. Конечным пунктом значился Байкал. В дороге я намеревался навестить сослуживцев. Вышел на трассу Е 144. Большой палец вверх. Взгляд устремлен на водителей.
«Самое сложное поймать первую машину, а уж потом все идет как надо».
Первая удача «затормозила» в облике отечественного автопрома – старенького «Жигуленка». За окнами полусотни остановленных мною машин проносились Воронеж, Тамбов, Пенза, Саранск, Арзамас, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Уфа, Челябинск, Тюмень, Красноярск… Подвозившим меня водителям очень нравилось, что я еду к сослуживцам. Они тут же вспоминали свои армейские годы. Одним словом, трудностей в общении не возникало.
На выезде из Уфы я встретил двух автостопщиков из Новгорода. Они долго не могли поймать попутку. Впоследствии и мне приходилось стоять на обочине с увесистым рюкзаком за спиной по нескольку часов, но это было исключение из правила. В основном в ожидании транспорта проходило не более 15 минут.
Чемоданный short–лист автостопщика по версии Алексей Пищулина:
Большой вместительный рюкзак.
Палатка (легкая, моя весит полтора килограмма).
Карманный атлас, карты.
Телефон (он же будильник и часы).
Ручка и блокнот.
Дождевик.
Сувениры для водителей (магниты, например).
Паспорт.
Термобелье.
Минимальная аптечка.
Дорога до Байкала заняла у меня месяц. Обратно я уже возвращался на поезде, потому что очень спешил на учебу.
Достигнув желаемой цели, я решил: хорошее дело — автостоп, нужно продолжать, потому что есть еще места, куда тянет. А тянуло к пяти морям, горным пейзажам и людям, облюбовавшим эти места.
АВТОСТОП «ДРУЖБА НАРОДОВ»
О «неспокойном» Кавказе и Ближнем Востоке мои коллеги часто пишут в новостных сводках.
«Я отправился на Кавказ и Ближний Восток с интересом путешественника, а не журналиста».
В новостях – политика, а там — люди. Они любят и ждут гостей, и, как выяснилось, особенно рады путешественникам из России. Могу сказать, что меня они впустили не только в свои дома и семьи, но и в свои сердца.
В этом путешествии под девизом «Дружба народов» я провел 96 дней. Проехал автостопом по дорогам Абхазии, Чечни, Ингушетии, Дагестана, Грузии, Турции, Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана. Оставил позади Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное, Каспийское моря, преодолел 15 тысяч километров и потратил в общей сложности 26 тысяч рублей.
В Ростовской области водители предостерегали от волков, а в Калмыкии — от самой затеи: ехать на Восток. Какие только доводы не приводили сердобольные дальнобойщики, грозили даже пленом. Но эти отговорки убедили меня в обратном. Стереотипы надо разрушать!
Кавказ сразу же поразил гостеприимством и радушием.
«Часто к себе в гости меня приглашали водители. Подходили ко мне люди и на улице. Им интересно было со мной пообщаться, узнать, зачем я приехал».
Ингуши удивили меня знанием своей родословной. Братья Аслан и Магомед, у которых я прожил три дня, показали родовые башни Ингушетии, построенные в X – XVII веках и указали именно на те, откуда пошел их род.
Первая ночь в Грузии запомнилась… памятником Сталину. В доме бывшего милиционера Бакура Бадриевича, у которого я остался на ночь, повсюду висели портреты «вождя народов», а в сарае стояло двухметровое изваяние. 25 лет назад Бакур забрал демонтированный монумент к себе на хранение. Сколько не пытались купить у милиционера редкий по нынешним временам памятник – не отдает ни за какие деньги.
«В своих путевых заметках, которые были опубликованы, я не старался скрыть хорошее про Кавказ и Ближний Восток или, наоборот, плохое. Я писал, как есть. Грузины, не зная, что я журналист и что я буду писать про свое путешествие, благодарили меня за то, что я приехал, за то, что не побоялся».
ТОП – 5 незабываемых блюд и закусок, которые Алексей Пищулин попробовал в многочисленных путешествиях:
- Кукурузная лепешка «Тако» с начинкой из сыра и жареных кузнечиков (Мехико, Мексика).
- Жареный на костре зефир «Marshmallow» с кусочками шоколада, положенные между медовыми хлебцами. (Нью-Йорк, США).
- Бутерброд с маслом и сырой форелью (поселок Луостари, Мурманская область, Россия).
- Чепалгаш — лепешки из теста с творогом, пожаренные без масла (Грозный, Чечня).
- Хлеб «Жингалов хац» с начинкой из 12 трав (город Степанакерт, Нагорный Карабах).
Меня подвозили геологи, пожарные, педагоги, сборщики лифтов, ученые, стилисты. В этом автостопе я останавливал не только машины, но и повозки, запряженные лошадьми, потому что на Принцевых островах, куда удалось добраться, автомобили запрещены. Я побывал в горах, где проходили съемки 23-го фильма о Джеймсе Бонде «Skyfall», забирался на Эльбрус, бродил вблизи спящих вулканов.
В Ереване встретил японца Шути. Он показал мне парочку недорогих хостелов. Выяснилось, что Шути уже три года преподает в Армении японский язык.
Турецкий Токат мне показал водитель Али, который работает медбратом в городском морге. Там же Али и напоил меня чаем…
В Турции мне даже подарили советский фотоаппарат «Зенит», продавцы фруктово-овощных лавок с радостью угощали дынями, а гостеприимные жители провинций звали к себе домой на обед и давали еды в дорогу.
В горном кафе Немрут-Дага (гора на юго-востоке Турции) я разговорился с москвичкой фрилансером Аней и фотографом из Швейцарии Томом. От швейцарца узнал, как он и его соотечественники оборудуют в своих домах бункера на случай конца света.
«На вершине Немрут-Дага в палатке читал «Гиперболоид инженера Гарина», греясь свечой, которую взял из армянской церкви в Стамбуле. Кстати, для того, чтобы оказаться на этой вершине, прошел 10 километров пешком».
В столице турецкого Курдистана на ночлег меня взял водитель Сэйфетин. Из мебели в квартире хозяина была только тумба под телевизором. Ужинали мы прямо на полу и общались с помощью гугл-переводчика на его телефоне, так как во всех поездках я намеренно брал простейший телефон. Пятеро детишек Сэйфетина не присоединились к трапезе, зато с интересом наблюдали за нашим «переводным» разговором. Оказалось, у одного из них был день рождения. Я, не растерявшись, преподнес имениннику пустяковый сувенир из России. Глава семейства долго сопротивлялся этому подарку, боясь обидеть меня, но понял – сопротивляться бесполезно и преподнес мне ответный презент – белоснежные брюки.
Там же, в турецком Курдистане со мной познакомились девушки. Удивился, правда, что сами проявили инициативу. Тюбэ, Бенозер и две Жеан приглашали кататься на лошадях, подарили на память сувениры.
Такой она была другая, не курортная Турция.
В автостопе «Дружба народов» Алексей провел 95 ночей.
Из них:
26 — в палатке,
20 – в гостях у знакомых,
7 – в мечетях,
1 – при православной церкви,
5 – у родственников,
3 – у друзей,
2 – на заправках,
1 – на автостанции,
2 – на чердаке,
1 – на гидростанции,
1 – в Доме культуры,
5 – в санатории,
9 – в хостелах,
5 – в гостиницах,
4 – на съемной квартире,
2 – в транспорте.
Я и дальше намерен избегать маршрутов туроператоров. Быть может, где-то они и совпадут, но я непременно сверну за угол. Не из принципа. Из интереса.
9 советов автостопщику от Алексея Пищулина:
1. Заранее подготовьте сопроводительное письмо с описанием примерного маршрута и цели путешествия (экспедиции), с просьбой к местным органам власти, работникам посольств и транспортных компаний оказывать содействие. Дублируйте текст на языки тех стран, которые планируете посетить. Наклейте свое фото, заручитесь подписью какого-нибудь пользующегося уважением лица, заверьте печатью организации.
2. Не голосуйте на спусках и подъемах, на мостах и эстакадах, в черте населенных пунктов, перед постами ДПС и развилками. Это плохие позиции. Если машина долго не останавливается, пройдите вперед.
Голосуя, наладьте с водителем зрительный контакт. Если он не остановился, но хотя бы показал знаками, почему не может взять попутчика, значит – вы все делаете правильно.
3. Когда автомобиль остановился, нужно обозначить, куда вам нужно ехать. Называйте не конечный пункт путешествия (чтобы доехать, к примеру, от Курска до Владивостока, понадобится сотня машин), а какой-нибудь ближайший город. Лучше всего подойдет фраза «Не подбросите в сторону … сколько по пути?»
4. Не все любят болтунов. Старайтесь разговорить самого водителя, задавайте наводящие вопросы. Это, к тому же, лучший источник информации о местах, которые вы собираетесь посетить.
5. Автостоп – не халява. Вы платите общением и хорошим настроением. Улыбайтесь! Унылые попутчики никому не нужны.
6. Водитель часто хочет накормить встретившегося путешественника, зовет в гости. Но старайтесь и вы угостить его яблоком или конфетой, подарите на память маленький сувенир – он этого совсем не ожидает.
7. Путешествуйте с комфортом. Приехав на день в новый город, оставьте рюкзак в любом магазине, библиотеке, кафе или общежитии и гуляйте налегке, но при этом ценные вещи носите с собой.
8. Если на улице дождь и в палатке ночевать нельзя, либо это по каким-то причинам опасно, попросите провести ночь в местной церкви, мечети, на заправке или в любом жилом доме.
9. Будьте скромны, когда вам делают добро, просите меньшего. Будьте уважительны к другим людям, народам, традициям, соблюдайте порядки тех мест, куда приехали.
В статье использованы фото из личного архива Алексея Пищулина