Ник Перумов: «Если текст не захватил с первых страниц, лучше не пытаться читать дальше»

 

Фантаст Ник Перумов  презентовал в Курске новую книгу и поговорил с поклонниками о старых


Кто такой Ник Перумов

 

В 1982 году Перумов нашёл книгу великого Джона Толкина о всепоглощающей силе кольца всевластья и с тех пор заболел фантастикой. Через несколько лет тогда ещё Николай Данилович Перумов начал самостоятельно писать книги на основе вселенной Средиземья. Взлёт одного из первых российских фантастов произошёл в 1993 году после опубликования книги-трилогии «Кольцо Тьмы». В 1998 году Перумов с семьей переехал в США. Писал там книги и работал по своей основной специальности — биофизика. В 2003 году суммарный тираж книг писателя превысил цифру в 1 миллион.


12 сентября Перумов приехал в Курск, чтобы встретиться с читателями. В нашем городе автор оказался впервые, до этого объездив всю страну, кроме разве что Камчатки. Формальным поводом для встречи стала презентация новой книги «Охотники. Мегалиты Империи».

По словам автора, история получился очень короткой, поэтому читатели могут насладится ей прочитав всего два тома. Обычно повествования Перумова растягиваются на много томов, но времена вынуждают писателей переходить на более компактные тексты.

Основа новой книги стара как мир — герои обнаруживают смертельную угрозу и реагируют по-геройски, то есть стараясь ликвидировать опасность любыми способами. Но Перумов принадлежит к плеяде современных писателей-фантастов, поэтому вплетая разных героев и десятки хитроумных изгибов сюжетной линии, делает роман по-настоящему захватывающим.

Тысячи лет назад поздно вечером охотники рассаживались перед костром и слушали удивительные истории. Сейчас роль старейшины, который рассказывает красочные байки длиной в несколько томов играют фантасты. И Перумов уже 25 лет принадлежит к числу сильнейших рассказчиков в этом жанре.


Об историях

— В Курске вижу отличающийся от дома уличный пейзаж, других людей, и воображение тут же принимается за работу. Оно начинает населять пейзаж героями, а за героями вскоре выстраивается история. Так называемое вдохновение — это просто желание оживить всё вокруг себя, населить мир героями, персонажами рассказать их историю.

Всю жизнь, начиная со школьных лет, я любил рассказывать истории. В 70-е годы попал пионерский лагерь, где надо было уметь постоять за себя — дети были весьма жестоки. Наверное, помните эту фразочку «После уроков выходи махаться!». И вот я поймал себя на том, что у меня хорошо получается пересказывать истории. И хулиганы слушали эти мои незатейливые пересказы историй про Шерлока Холмса и «махаться» не приходилось. Вот там всё и началось.

О списке чтения тогда и сегодня

— В нашей семье уцелели книги, изданные ещё до Первой Мировой войны. Это, например, первые издания русских поэтов Серебряного века. Так я узнал Гумилева в раннем детстве. Чуть позже и Ахматову, и Мандельштама, и Брюсова, и Волошина, и многих других. Всю эту плеяду поэтов, которые раздвинули пределы воображения и доступного в поэзии.

Мой дедушка рассказывал, как ещё пятилетним ребенком запомнил торжественную встречу членов крейсера «Варяг», затопленного в Чемульпо. От этого рассказа я перешёл на книгу Степанова «Порт-Артур». С этого всё начиналось, это были книги, которые открывали колоссальный мир.

Сегодня без печатного текста, без книги, без бумажной книги я жить не могу — у меня довольно большая библиотека на английском и на русском. Я читал и продолжаю читать историческую литературу, пытаясь разобраться в исторических событиях. В каком-то плане человеческие мотивы из истории использую в своих книгах. А вот русской фантастики я сейчас читаю меньше, чем бы мне этого хотелось.

Про толкинистскую юность

— Есть легенда о том, как «Кольцо Тьмы» писалось на хоббитских игрищах 1990 года, где я записывал рассказы игроков. Пытаясь обидеть, мне говорили, что эти рассказы с минимальной литературной обработкой я и сделал романом. Но это, разумеется, сказки, потому что я никогда не принадлежал к ролевому сообществу.

Для меня книги Толкина были очень персональным опытом. В 1982 году в мои руки попала книжка «Хранители», первоначальный вариант первого тома «Властелин Колец», я и тогда не принадлежал к этому сообществу — это было только моё. Вспоминаю бессонные ночи над оригинальным текстом: я, тогда ещё не хорошо знавший английский язык, одолевал бастионы профессора Толкина и возведённые им лексические конструкции.

Это было хорошее время. Дело не в том, что трава была зеленее, небо голубее, а девки — краше. Тогда перед нами лежал новый, неведомый мир, и мы его открывали. Открытие этого мира для меня — самое мощное литературное переживание, которое было у меня в жизни.

О несостоявшейся карьере

— Я по образованию биофизик, и немалое время работал в биологической науке, в том числе в американских университетах. Этот опыт помогает: можно использовать интересные моменты из науки и переносить их в фантастику. Например, в моей имперской дилогии «Череп на рукаве», есть необычные живые организмы. Без своего биологического бэкграунда я бы это не написал, вышло бы по-дилетантски и неинтересно.

И, конечно, помогает дисциплина разума, привычка к естественнонаучному подходу. Есть огромный пласт людей, которые пишут неплохо, но у них нет понимания, о том как устроен мир, как он работает, как в нём крутятся шестерёнки. При этом, когда пишешь фэнтези, нельзя увлекаться наукой. Не нужно придумывать дракону огнемётный механизм, который чётко соответствует всем законам физики, и помещать ему в желудок элементы зажигания. Это убьёт всю магию.

Об экранизации Питером Джексоном

— Довольно часто меня спрашивают, почему я до сих пор не стучу в дверь Джексона, размахивая текстом своего романа. Дело в том, что толкиновское наследие защищено авторскими законом и торговыми марками. И выходит, что даже придуманного Толкином слова без разрешения его наследников использовать нельзя.

Моих книг за рубежом много. Например, одно издание «Кольца Тьмы» вышло в Швеции. Но шведов как читателей маловато. Для того, чтобы выпускать по-настоящему популярное издание, нужно выпускать его на английском языке и на англоязычном рынке, но это невозможно как раз из-за авторских прав. Остаётся теперь только на китайском издать, глядишь, чего и получится.

О забытом герое

— Если здесь кто-то не знает, у меня есть аккаунт в ВКонтакте. Он подтверждён на подлинность администрацией. Если вы зайдёте на мою страничку, введёте хештэг #професса, то увидите там начало новой истории, которая называется «Когда мир изменился», повествующей о том, что случилось с Фессом, когда мир действительно изменился. Не все это приняли. Но мне кажется, что такой герой имеет право посмотреть, как изменился мир. Над этим романом я и работаю. То есть продолжение приключений Фесса будет.

О Мэри Блэкуотер

— Так получилось, что я довольно хорошо знаю англосаксонский мир изнутри. Поэтому было интересно столкнуть псевдовикторианскую Англию с почти сказочной Русью. Молли Блэкуотер пришла из того же мира, что и все классические герои британской литературы, которых мы все любим, а это и Мэри Поппинс, и Шерлок Холмс, и Винни-Пух, и Питер Пэн. Можно сказать, что все они сложились в мой персонаж.

Что касается продолжения, у нас на сайте лежит маленькая повесть-приквел «Ведуньин двор» и есть прямое продолжение Молли Блэкуотер — «Магия имени Тора». Надеюсь, его проиллюстрирует та же художница — Екатерина Гаевская, что украсила своими рисунками предыдущие книги цикла.

Об отношении к конкурентам

— Никого не расцениваю как конкурента. Если кому-то нравится Сергей Лукьяненко, кому-то нравится Панов, кому-то Пехов, кому-то Ольга Громыко, то это хорошо, потому что если читатель вступил в жанр, то рано или поздно он захочет попробовать что-то ещё.

У меня есть правило: если кто-то что-то сделал очень хорошо, то десять раз подумай, прежде чем займёшься этим. Есть роман «Русь изначальная» великого русского писателя Валентина Иванова. Он написал всего три романа за всю свою жизнь. И каждый из этих романов — просто кладезь. Трудно писать подобное, когда есть такая вершина, нужно абсолютно новое и неведомое. В своё время такое новое предложила Мария Семёнова, выступив с «Волкодавом». И если меня именуют отцом российской фантастики, то она, бесспорно, мама.

О странных вопросах

— Самый любопытный вопрос задал мне молодой человек на фестивале в Санкт-Петербурге. Он спросил меня очень серьёзно: «Почему в ваших книгах нет представителей сексуальных меньшинств?». Я немного растерялся и не смог дать точный ответ.

О скучных книгах

— Если текст вас не захватил с первых страниц, то лучше не пытаться читать дальше. Хотя мне иногда говорили, дескать, взял вашу книгу, полистал, что-то не зашло, отложил, а потом через какое-то время опять открыл и понеслось. Такое исключать, конечно, нельзя, но насиловать себя не надо. Попробуйте почитать другое или других авторов.


Фото: Светлана Бондарева

Поглотитель текстов, конструктор фраз и абзацев. За плечами года раскопных лет в средневековой земле и старых архивах. Собиратель интересных фактов и рецептов бутербродов. Всегда готов находить на страницах городских хроник новые факты, делиться знаниями и учиться чему-то новому у других.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: