«Здесь уютно и есть WI-FI». Интервью с сотрудником Асеевки Яковом Бондаревым

О том, почему не любит экскурсии, зачем жить по принципу Slow Life и как привлечь в библиотеку молодых людей


Очки с толстыми линзами, пучок на голове и непременно строгость во взгляде – так должен выглядеть научный сотрудник библиотеки? Работник курской «Асеевки» Яков Бондарев разрушает эти стереотипы. Стильный, энергичный, с отличным чувством юмора, этот молодой историк сравнивает себя со следователем, распутывающим клубок запутанных дел из прошлого. Еще в школе он понял, что категорически не хочет быть похожим на учителя истории с сухим пересказом параграфа из учебника. Окончив истфак, начал выступать перед аудиторией с уникальными лекциями, походящими на модный ныне жанр «StandUp».

Яков Бондарев

сотрудник библиотеки им. Н. Асеева

Несколько фактов о прогрессивном библиотекаре:

1. За 5 лет работы в областной научной библиотеке имени Николая Асеева разработал около 20 авторских лекций.
2. Рекордное число слушателей – 416.
3. Собирает все выпуски журнала «Вокруг Света» с 2001 года.
4. Планирует написать книгу по краеведению для самых маленьких.
5. 12 лет играет в «Что? Где? Когда?».
6. Входит в семерку сотрудников библиотеки мужского пола из общей численности коллектива — более 90 человек.
7. Организовывал городские лекции «на траве» в парке Бородино.
8. Выполняя заявку воинской части, выступал со своими лекциями перед солдатами-срочниками.
8. Пишет в газеты и выступает на радио.
9. Преподает в «Детском университете» ЮЗГУ.
10. Знает загадку про хитрую этажность Асеевки, ключ к которой откроет в конце интервью.


У тебя даже и имя уникальное, откуда-то из глубины веков… Знакомые зовут тебя Яшкой, что стало неким узнаваемым брендом в Курске.

— Родители назвали в честь дедушки. Мой папа — Александр Яковлевич, а я — Яков Александрович. Во всем университете, а учился я в КГУ, было всего три Якова. Конечно, сейчас я свое имя очень ценю за уникальность, а в детстве оно раздражало ровно по той же причине. Кстати, работники банка, выдавая мне пластиковую карту, вернули мое имя к его иудейским корням, написав на латинице «IAKOV». Удивишься, но у сестры тоже ветхозаветное имя — Елизавета. В год ее рождения, в 94-ом, в Россию приезжала британская королева Елизавета II, что вдохновило родителей назвать так дочь.

А родители имеют отношение к науке?

— Нет. Они железнодорожники, как говорится технари. Но никогда не препятствовали нашему с сестрой выбору. У нас огромная домашняя библиотека, и я был самостоятельным в добывании знаний. А когда в Курске нашел археологический кружок, а потом поехал на первые в своей жизни раскопки, только поддерживали. Думаю, это большая трагедия, когда родители указывают, куда поступать. Из-за некой мнимой престижности так раздуты экономические и юридические факультеты. Выбор родителей как «русская рулетка»
— перспективы успешности чада с навязанным образованием весьма неясны. Если нет поддержки, стоит противостоять общественному и родительскому мнению — тем интереснее будет добиваться своего и ликовать, достигнув цель.

Ты работаешь в библиотеке, и к престижным профессиям библиотечное дело наше общество явно не относит…

— Да, к счастью, я от общественного мнения не завишу. И, кстати, на зарплату в библиотеке вполне можно жить. Когда пришел сюда по объявлению, не питал никаких иллюзий. Как раз заканчивали ремонт на нескольких этажах, так что здесь сейчас современные уютные залы. И брали меня изначально как компьютерщика, в требованиях было указано владение графическими редакторами и программой работы с сайтом. Так что библиотека не отстает от времени. Я работник сектора электронной информации и периодических изданий, в мои обязанности входит, в том числе, и электронная помощь населению. Но в ней наши посетители нуждаются все реже, и среди них немалая доля продвинутых пенсионеров с ноутбуками.

Ты ведешь большую краеведческую работу, что не может не радовать. Значит, на смену таким мастодонтам, авторам масштабных исследований, как основатель курского краеведческого общества Юрий Бугров, историк-краевед Владимир Степанов, приходит молодежь. Но это же и странно – крайне непопулярная ныне профессия «историк», в век компьютерных технологий и интернета…

— На самом деле, моё место в популяризации краеведческого знания довольно скромное. В Курске живут и работают замечательные молодые историки, археологи, архивисты. Но я вижу, что наш труд разделяется, и в этом есть практическая необходимость. Или ты фокусируешься на науке, или пытаешься рассказывать людям на понятном языке обо всём интересном и важном в нашей истории. Это можно сравнить с тяжёлой работой ныряльщика за жемчугом и ювелира, который пытается этот жемчуг сделать ещё краше. Я восхищаюсь профессионалами, которые могут ездить по архивам всей страны в поисках ответа или объективного освещения какой-то темы.

Что заставило искать работу по объявлению? Так не хотел работать в школе учителем истории?

— Я хотел преподавать в своем вузе. Но есть такое модное веяние как «оптимизация»: даже у состоявшихся уважаемых педагогов сокращают ставки, обновления кадрового состава почти нет. По окончании вуза поступил в аспирантуру, начал писать диссертацию по историческим аспектам произведений французских философов Мишеля Фуко и Жан-Поля Сартра, работая одновременно на кафедре теории языка. В школу не рвался, для меня это место, где нет профессионального развития. Я хотел бы вести свои лекции с позиции дискуссии, побуждая интерес к диалогу. А школьники, прежде всего, слушатели. Какой у них жизненный опыт или багаж знаний? Самая благодатная аудитория среди них, к слову, это пяти-, шестиклассники, и дети в возрасте 11-13 лет. Они самоопределяются, открыты к познанию жизни, из них можно лепить новых людей буквально за один урок. А мировоззрение так много в жизни значит… Оно определяет судьбу.

Какова твоя целевая аудитория сейчас, кто он, типичный курянин — посетитель библиотеки XXI века?

— Библиотека принимает в свое пространство всех, ее не закроешь, не откажешь в посещении без причин, дресс-код, как и во всех заведениях, не пустят разве что только голышом или в плавках, но в таком виде еще никого не было и, надеюсь, не будет. В этом смысле у нас срез всего современного городского общества. Читательский билет выдают владельцам паспортов, то есть по достижении 14-летнего возраста. Вот с 14-ти лет и ходят за книгами. Много абитуриентов и студентов первых курсов университетов. Много пенсионеров, молодость которых пришлась на то время, когда пропагандировалось, что мы — самая читающая нация в мире. В отдельных случаях я осознаю, что наблюдаю, как проходят их последние годы жизни. Ходил, например, много лет один дедушка к нам, а потом перестал. И я вспоминаю, что он 27-ого года рождения…

Посетителей достаточно? Я знаю, пожалуй, только одну девушку, которая берет в библиотеке книги для домашнего чтения…

— Хотелось бы больше. Во многих городах библиотечное пространство рассматривается, в том числе, как коворкинг-центр, то есть «коллективный офис», в котором каждый занимается своим делом. Здесь уютно и есть WI-FI, почему не сделать библиотеку более популярным местом отдыха, работы, неформального общения. В регионах отдельные залы сдают в аренду, скажем, коллегиям адвокатов, и из этого получается взаимовыгодное сотрудничество для обеих сторон.

Информация на сайте библиотеки об одной из твоих последних лекций «Открытия Российских ученых»: «…вызвал интерес рассказ о знаменитых советских изобретателях: Г. Петрове, выдающемся химике, разработавшем технологии моющего средства и клея БФ; В. И. Левкове, который успешно применил технологию воздушной подушки; о В. Г. Шухове, авторе гиперболоидных конструкций – Шуховских». Как ты стал лектором?

— Круг моих обязанностей ширился, и я спросил у руководства, не могу ли вести научно-популярные лекции. Под рукой хорошая историческая литература, а находить интересующую информацию для меня бесценно, как и формировать ее в лекции и делиться своими открытиями. Но читать одну и ту же лекцию дважды мне неинтересно. Похожих, как две капли воды, нет: обязательно откопаю что-то новое, добавлю слайды. Со временем стал читать лекции в различных учреждениях Курска: школах, техникумах, воинских частях…

Интересно, что за лекцию ты предложил суровым людям в погонах?..

— Для меня важен запрос. Если его нет, напрашиваться сам я не буду. А из военной части химбригады поступила заявка рассказать в лекционном формате что-нибудь на тему военной доблести российских солдат.

То есть ты, как историк, признаешь, что мы непобедимая нация?

— Я, как историк, доверяю фактам. История, определяющая сознание нашего общества, разная: школьная, патриотическая, киноэкранная, и все эти истории имеют мало общего с реальной… Я рассказывал армейцам, как наши славные воины в разные времена совершали многотысячные марш-броски, воевали в нечеловеческих условиях, и все же побеждали. Русский человек крайне вынослив. И нередко погибал скорее от инфекций, чем от вражеского штыка. Но всегда нужно помнить, что выносливости и терпению может прийти конец. И тогда в русской истории происходит своеобразная «перезагрузка».

Скажи честно, в твоей жизни случались провальные лекции?

— Да! Тьфу-тьфу, всего одна – на нее пришла только одна женщина средних лет. Это было одно из моих открытых занятий в креативном пространстве «Лабораториум», на которые обычно приходило 30-40 человек — вольных слушателей, обычных горожан. С автором проекта, экспертом в области американской литературы Алексеем Саловым мы обычно записывали короткие видео-анонсы предстоящих лекций, как сделали и на этот раз. Тема была такой: «Феномен жестокости в истории», в ролике я рассказал о том, как четвертовали Степана Разина, и думаю, что тема показалась слишком эмоционально тяжелой для потенциальной аудитории. Ну что ж, это опыт. Я сделал выводы. А лекцию для единственного слушателя все же прочитал!

А экскурсии ты не пробовал проводить? С тобой было бы очень интересно прогуляться по городу.

— Я полагаю, что экскурсии в привычном своем понимании не всегда интересны и увлекательны. Мне самому неинтересно бегать за гидом, когда информации слишком много, и ничего из нее не усваивается. Я за импровизированные экскурсии – с поездками на случайном трамвае или автобусе, со жребием, например, где делаем остановку – если увидим черную кошку или выйдет местный житель из подъезда. Я их называю «холистические путешествия» по городу. Совсем недавно BBС выпустили сериал под названием «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли». В нем по сюжету всякое случайное действие героев имеет свои далеко идущие последствия. Каждому знакомы такие деньки, когда вдруг выходишь не на той остановке, и планы на день приходится корректировать на ходу — ветка возможных исходов этого дня становится шире с каждой минутой. То же самое можно проделывать и с экскурсиями по городу. Момент случайности привносит в жизнь самые яркие краски! Не люблю ничего специального, заученного, идущего по строгому многолетнему сценарию.

Ты много читаешь и, наверняка, владеешь принципами скорочтения…

— Убежден, что скорочтение подходит только для официальных и технических текстов. А для эмоционального восприятия художественной литературы и удовольствия от прочтения важна неспешность, перечитывание, пометки на полях… Нашим сознанием усваивается всего около 15-20% информации при чтении, а со временем в памяти остается всего примерно 5%. Так что никаких «проглатываний» литературы, оптимально – это 2-3 книги в год. Куда мы все торопимся? Я за популярную ныне философию намеренного замедления жизни — «Slow Life». Очень жаль, что в школе не всегда учат, как правильно пользоваться текстом и как эффективнее искать то, что нужно. Это, в отличие от расчета квадратного корня, пригодится абсолютно всем, даже малочитающим людям и представителям самых простых рабочих профессий.

Что ты читаешь сейчас?

— Я очень люблю закидывать в свой мозг новую информацию и часто из тех областей знаний, от которых я далек – математика, физика, химия. Это развивает. И, кстати, очень помогает на игре «Что? Где? Когда?». Недавно прочитал книгу «Жизнь замечательных устройств» кандидата химических наук Аркадия Курамшина про лабораторные устройства, например, усвоил принцип работы холодильника Либиха и ловушки Дина-Старка. Очень познавательно, рекомендую! А еще мой совет всем — перечитывать произведения школьной программы. Трагедия нашего среднего образования в том, что мы читаем не те книги, которые мы читаем. В сознательном возрасте мы совсем иначе их воспринимаем.

Читатели разделились на два лагеря: противники электронных и бумажных носителей. А ты к какому стану примыкаешь?

— Я не понимаю разговоров про формат книг. Какая разница? Лишь бы они несли важную и доступную информацию. Хоть свиток папируса, я с удовольствием прочитаю текст. И, кстати, выбрасывание книг на помойку считаю абсолютной глупостью, поэтому напоминаю, что в нашей библиотеке действует буккроссинг, мы принимаем книги от населения в любом объёме.

Но ведь буккроссинг – это книгообмен, а не принятие книг в дар?..

— Мы принимаем от населения и обмениваемся с ним же, так что у нас полноценный обмен книгами. Часто удается даже обновлять свои фонды за счет библиотек жителей Курска – приносят более поздние издания, чем есть в наших фондах. А пару лет назад одна семья, переезжающая в другую страну, передала нам целый грузовик своих книг. Поэтому каждый курянин может принести книги, которые ему уже не нужны, и стать для библиотеки меценатом.

Теперь настало время для ответа на загадку: сколько этажей в библиотеке имени Асеева?

— Со стороны архива, так же, как и с переднего фасада увидим 4 этажа. Внутри посетителю доступно для обозрения 3. А вот со стороны улицы Кати Зеленко – 6. Но на самом-то деле есть еще и нижние этажи, где располагается наше центральное хранилище, там нет окон и почти никогда не бывают посторонние. Исключение составляет лишь один день в году, в апреле, когда проходит акция «Ночь библиотек». Так что приходите, и мы вместе продолжим счет этажей Асеевки!

Фото из личного архива

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: