loader image

Коллекция: наперстки дизайнера Владимира Тельных

Удовлетворение от обладания желанным предметом естественно для человеческой природы. Когда к этому чувству добавляется желание упорядочить предметы обладания, появляется коллекция. Считается, что коллекционирование свойственно людям с определенными психологическими чертами. При этом собирателей еще и делят на «результатников», которые стремятся собрать полную серию предметов или определенное их количество, и «процессников», для которых сам процесс охоты важнее самого экспоната.

«Морс» запускает серию статей о коллекциях горожан. Узнаем, как появляется страсть к собирательству, какие необычные объекты попадают в подборку и сколько стоят коллекции.  В первом выпуске  — о диджитабулизме (коллекционировании наперстков) Владимира Тельных.

Владимир Тельных

Художник, дизайнер и декоратор.

Создает картины в технике лоскутного шитья, авторскую деревянную мебель  и предметы интерьера.

 

— Недавно меня спросили: «Если бы можно было оставить только один наперсток, то какой бы ты оставил?». Я сказал: «Никакой». Просто потому, что из них невозможно выбрать: у каждого своя история и каждый я люблю по-своему. Но если бы можно было оставить три, я бы выбрал те, с которых все началось.

Первый — наперсток моей бабушки, которая была портнихой и использовала его по назначению. А назначение его издавна было одно  —  помочь протолкнуть иглу через ткань, не уколовшись. Латунный советский образец лежал в шкатулке, которая предназначалась для швейной машины, и был единственным в нашей семье.

Второй я приобрел в Карелии, когда работал в местной творческой лаборатории по текстилю. Один раз с художниками заговорили о коллекционировании, и оказалось, что многие собирали наперстки. В этот момент я задумался: «Стоп, я тоже шью и по природе своей коллекционер. А почему бы не начать собирать наперстки?». И вот как раз там, в Карелии, купил себе этот наперсток, как и другие коллекционеры. Это было в 2013 году.

А третий  подарила сестра на День рождения. Коллекции тогда еще не было, и подарок просто ассоциировался с моим увлечением шитьем.

 

Интересно, что за 30 лет, которые я занимаюсь работой с тканью, я пользовался наперстками всего пару раз. И не потому, что в основном они предназначены для тонких женских пальцев  — сегодня можно найти просто гигантские. Дело в том, что с наперстком я не чувствую ткань.

Наперстки из коллекции у меня из самых разных материалов: стали, серебра, позолоты, акрилового стекла, кости, кожи, бронзы, латуни, янтаря, перламутра, венецианского стекла, дерева и керамики. Теперь у меня много друзей из других городов, которые тоже собирают наперстки, поэтому если я покупаю что-то в путешествии, то сразу несколько штук, чтобы послать им. На почте, наверное, думают, что это за коробочки я ношу каждый день туда-сюда.

Эти два антикварных напёрстка привезла мне из Салехарда дизайнер по текстилю. Эта девушка  —  любительница старинных вещей с историей. Я не знаю, какой эпохи эти вещи и кому принадлежали. Но они обладают особой энергией.

Это единственный напёрсток в моей коллекции, сделанный на заказ. Однажды я возил свою выставку в Киров, на родину дымковской игрушки.  Попытался найти в сувенирной лавке напёрсток, выполненный в той же технике, но не нашел. И когда через месяц я приехал за своими работами, получил в подарок этот наперсток, сделанный на заказ. Оказалось, у организатора той выставки были знакомые мастера, которым она и передала мое пожелание. Выглядит изделие теплым, словно игрушечным.

Еще один наперсток ручной работы. Это романовская игрушка, промысел Липецкой области. На выставке в доме романовской игрушки с одной знакомой, которая работает там, мы безуспешно целый час пытались найти наперсток. А потом я вернулся в Курск, и спустя некоторое время почтой пришло 3 наперстка с той самой выставки из Липецкой области: один с вот такой сказочной девушкой, другой с птичкой, а третий уже и не помню с чем.

Один наперсток из Вифлеема, где я был уже не первый раз. А другой — из Палестины. Осенью проходят дни российской культуры в Палестине, которые организует Министерство культуры. Я  — один из послов: мы монтируем экспозицию, сопровождаем, выступаем. В прошлом году даже удалось попасть на прием к президенту.

Наперсток из Венецианского стекла мне привезли из Милана. Одна дизайнер несколько недель искала в подарок мне наперсток, но находила лишь сувенирные. Поскольку привезти стандартный было неловко, пришлось повозиться. И вот она искала-искала и нашла это необычный экземпляр.

Пожалуй, в коллекции всего один наперсток, за которым я долго гонялся. На нем изображен наш Президент. Увидев у одной женщины в Москве отлитый из бронзы наперсток с Путиным, я сразу же подумал: «Хочу такой, друзей порадовать». А, может, кого-то позлить. И вот будучи в Кирове,  я забрел в художественный салон и именно там нашел эту штуку. Или это он меня нашел.

 

— Я не стремлюсь ни к определенному числу экземпляров и не мечтаю о каком-то недоступном наперстке. Есть главный момент, очень приятный и положительный  — не все наперстки  куплены мной. И тут я могу порадоваться огромному количеству друзей, которые помнят обо мне и везут наперстки для коллекции со всего мира.

Когда у меня было всего семь наперстков, я хотел сделать для них вращающуюся витрину, чтобы было удобно все обозревать. Думал тогда: штук до 25 когда-нибудь и дойду. На сегодняшний день у меня в коллекции 506 экземпляров, которые очень плотно стоят на семи стеллажах. Недавно я заказал местному художнику картину с наперстком: попросил небольшую, чтобы он не был похож на ведро. А еще у меня на браслете есть серебряный кофейный стаканчик, если отпилить носик — будет напёрсток. Когда я чем-то начинаю увлекаться, мне всегда говорят: «Вова, только без фанатизма!» Но, наверное, фанатизм, уже появился.


АВТОР: Алина Верютина, Юлия Трофимова
ФОТО: Виталий Самофалов