Фотограф Андрей Рыжков: «Работа в губернаторской команде спасла меня от курских свадеб»

Андрей Рыжков когда-то делал эффектные снимки в жанре ню, работал свадебным и клубным фотографом, но около полугода назад в его ленте в соцсетях появился губернатор Курской области. Так круто Романа Старовойта, пожалуй, никто в городе не снимает. Перед новым годом BAR&GRILL «Серебряная FABRIKA», вдохновленный работами Андрея, даже выпустил календарь со снимками губернатора.

В день российской печати – 13 января 2020 года, Рыжков получил диплом губернатора Курской области за победу в специальной номинации конкурса «Лучшая фотоиллюстрация» – «Лица власти».

Поговорили о признании, о его работе в губернаторском пуле и о том, что ему нравится фотографировать больше всего.


Я тебя поздравляю с победой в номинации «Лучшая фотоиллюстрация».

Награждения были приурочены ко Дню российской печати. Я даже не знал, о чем номинация, не воспринимал ее серьезно. Для меня главнее отклики обычных людей. Важно, когда человек рассказывает, что мое фото его на что-то сподвигло. Я оцениваю свою работу через такую связь.

Через народную?

Да. Я понимаю, что бывают мероприятия, на которых надо кого-то награждать. Для меня была выделена отдельная номинация, это уже говорит о том, что ее просто не было бы.

Сам губернатор вручил тебе награду, на фото с ним ты счастливый!

Да я же фотограф! Я же знаю, как получаться на фотографиях счастливым.

Что подарили?

Диплом, блокнот, ручка… Все дорогое. И еще жесткий диск. У меня как-то спрашивали, что мне нужно для работы. Я говорил про диск. Но теперь у меня есть первая официальная фотография с губернатором. Для меня этот момент имел значение.

Ты был инженером, работал на производстве, потом стал фотографировать мероприятия, свадьбы. Как оказался в губернаторской команде?

Меня позвали на Среднерусский экономический форум фотографировать. Я там поработал и, когда возвращался со второго дня форума, мне позвонили из команды губернатора, пресс–секретарь и предложила работать фотографом. Я на это сказал, что мне надо подумать. Для меня это было что-то внезапное, свалилось на голову. Я и в клубах не хотел работать, мне это не нравилось. Но жизнь меня поставила перед фактом, я втянулся и даже получил известность благодаря клубам. Вот и тут так же. Я никогда не думал, что буду работать в губернаторской команде. Раньше проходил мимо Дома Советов и считал его зданием из другого мира.

Что повлияло на твое решение?

Как-то у нас была неформальная встреча после выборов с сотрудниками всего штаба, и я сказал, что работа в губернаторской команде спасла меня от курских свадеб. Еще до работы в губернаторском пуле я начал задумываться, не мог себя найти, постоянно искал свой формат работы. Снимал свадьбы, потому что звали, платили. Но мне хотелось чего-то другого. Листаю ленту во ВКонтакте и не понимаю, откуда нежность всякая в свадебных фотографах. Понимаю, что я не хочу так думать и не могу так думать. Прихожу на свадьбу, и меня бросает в дрожь от того, что мне надо фотографировать букет. Мне настолько это не нравится, мне просто дико от этого! Я думал даже найти человека, чтобы вдвоем ходить фотографировать: он — что нужно, а я – что хочу.

Я всегда искал свое. Однажды позвали снимать армейские игры, я даже бесплатно туда пошел, потому что заинтересовало. И на тех играх я понял, что это то, что мне нравится фотографировать. А не вечеринки в клубах с ярмаркой тщеславия. И, работая уже у губернатора, на съемках подобных мероприятий, я осознавал, что это именно то, чего я хотел.

Что тебе интересно снимать?

Мне хочется снимать историю. Мне нравится, когда есть контекст. Ради одного изображения снимать мне не интересно. Куда бы я ни приходил, я стараюсь снимать так, чтобы мне самому интересно это было делать. Тебе может какой-то умник написать, что у тебя плохие фотографии, и ты на это никак не повлияешь. Но на свою вовлеченность ты можешь повлиять. И тогда перед собой будешь честен: ты выложился, ты старался. И перед людьми: ты даешь им больше, чем они ожидали.

Какие особенности появились в твоей работе? В чем разница между свадебным фотографом и корпоративным?

Если сравнивать с кино, работа свадебного фотографа похожа на фильмы про кунг-фу. То есть много всяких телодвижений, различные ракурсы, активность и разные кадры. А работа официальным фотографом больше похожа на самурайское кино: если ты обнажаешь клинок, у тебя должен быть один пораженный противник. То есть ты просто делаешь один кадр.

Эта работа хороша тем, что на ней можно бесконечно заниматься перфекционизмом, доводить кадр до совершенства, пока он не получится максимально хорошо. И сконцентрированность на одном человеке сужает поле, ты находишься в нем, применяешь свою фантазию, свои наработки. На свадьбе тоже есть главные герои, но там много всего происходит, поэтому ты находишься в ощущении сверхздадачности и можешь потеряться в погоне за зайцами.

Тебе много приходится ездить? Где был и что видел необычного?

Другие города у губернатора часто, но я не всегда попадаю с ним в поездки. Проехав по нашей области, я понял, что проблем там у людей столько, что я не понимаю как их, вообще, можно охватить. Я когда перекидываю это на Президента, думаю: а у него вся страна. Как это делать?

Мы были под Курчатовом, в поселке имени Карла Либкнехта. Там я понял, что власть и народ находятся в непрерывном динамическом колесе Сансары! То есть люди достойны того, что имеют. К нам подошли пьяные люди, повели нас в общежитие. Видно, что помещение выкрашено, но там и наплевано, и стены разрисованы. Да, оно в плачевном состоянии, но видно, что ЖКХ что-то сделало, а эти наплевали и испоганили. Я на месте жкхшника пришел бы, на это все посмотрел и решил, что я для этих людей больше ничего делать не буду. И слава Богу, что мне не приходится решать такие проблемы! Есть люди, которые получают зарплату, и пускай они реагируют.

Или, например, на Ермошкином озере постоянно бьют фонари. Повесили новые — было хорошо. А потом разбили фонари, растащили скамейки. И кто-то из тех, кто плевался или бил фонари, теперь пишет в соцсетях, что его ущемляют в правах. Я спрашиваю у себя: а захотел бы я что-то делать потом для этих людей? Наверное, не очень. Сделай добро и на него наплюют. Не делать? Но надо же все равно стремиться исправлять! Должна быть динамическая система перехода власти в народ. Это непрерывная работа по воздействию друг на друга.

Какие-то интересные ситуации происходили ?

Интересный момент мне запомнился, когда в Черемисиново был забег. На определенном участке нам преградил путь автобус администрации: ехать дальше нельзя. И мне говорит пресс-секретарь «Ну что, побежишь?». Я взял фотоаппарат и побежал. Мне это напомнило «Ералаш». Я бегу до группы, останавливаюсь, фотографирую, потом бегу дальше, обгоняю, еще раз фотографирую… и слышу, что Роман Владимирович говорит: «Мне стыдно перед фотографом». Вот этот момент мне запомнился.

Чем был интересен этот момент? Я не представляю, чтобы какой-то другой фотограф взял и побежал. А мне это самому интересно! Нам ведь всегда показывают только старт и финиш. Люди никогда не видят, что происходит в забеге. А это любопытно. Сейчас я бы, наверное, уже не стал повторяться, а тогда захотелось «побегать изнутри».

Как складывается твое взаимодействие с коллективом, с командой губернатора?

У меня свое отношение к миру и к окружающим, я лишний раз никуда не лезу. Но коллектив мне нравится. Когда мы куда-то едем все вместе, всегда все хорошо проходит. Я, бывает, теряюсь в своих мыслях, и мне периодически кто-то из команды говорит, что надо делать. Тогда я прихожу и делаю. Работа ведется в основном через пресс-секретаря, именно он формирует повестку.

Ты сам отбираешь, какие работы выставлять в соцсетях?

У меня всегда проблемы с выборкой фото. Я просто формирую некоторый поток, 20-30 фотографий, которые мне нравятся, а уже из них выбирает пресс-секретарь.

Чем эта работа интересна тебе?

Мне просто сейчас это интересно. До этого некоторые заказчики говорили: «Ты идеальный мужской фотограф!». Еще тогда я подумал, что мужчины как раз менее всего любят фотографироваться. А тут как раз — и события интересные, и герой. Когда мне ее предложили, я сначала немного выделывался, не хотел идти. А теперь понимаю, что сейчас бы не смог без этого жить.

Это самый живой формат, чтобы рассказать историю! Это 20 фотографий, из которых надо выбрать одну. Позавчера увидел пост, в котором всего один снимок. Но я смотрю на него, душа радуется. Всего один! Там больше ничего и не нужно было. И ты понимаешь, что это работа целой команды: кто-то выбрал, кто-то написал текст и все выглядит лаконично и завершенно. Я не вмешиваюсь в работу журналистов, я не компетентен, чтобы их оценивать, но вот фотографирую я так, как хочу. И я чувствую, что эти фотографии нужны. В клубе сфотографируешь людей и думаешь: надо это им или не надо? Я не вижу в этом никакой серьезности. А здесь я востребован! Меня никто не ограничивает, я могу много снимать, но хайповать нет нужды. Я понял: каким-бы ты ни был человеком, но ты должен работать так, чтобы хороший результат был у всей команды.

За время работы поменял мнение о чем-то или о ком-то?

Ты можешь думать что-то насчет людей, а лично сказать, что думаешь, тяжелее, все претензии пропадают. Я всегда думал, что сотрудники Дома Советов как клубок змей в корзинке: плетут интриги, распускают сплетни, устраивают перевороты. А когда сам сюда попал без знакомств и связей, увидел все изнутри, поменял свое мнение. Все люди разные. И с возрастом ты понимаешь, что нужно находить свое место, просто взаимодействовать с людьми и не оценивать никого.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: