Узнали, почему важен стиль, откуда в спонсорах взялся Puma и почему на трибунах ждут не поклонников футбола.


У местного футбольного клуба «Горький» модный логотип, телеграмм-канал и презентация появились раньше, чем первые футболисты. Известно о них не много, официальных игр в турнирах не было. Однако парни эти явно амбициозны.

Бурную деятельность они развернули в декабре 2017. Начали со спонтанной идеи, сидя в баре, а закончили реальным кастингом игроков. Первый просмотр в «Горький» прошёл 4 марта на стадионе в Мокве. 20 человек уже утверждены в составе, но пустуют ещё 3-4 места. Главный критерий отбора — умение хорошо играть, опыт спортивной школы вовсе не обязателен. За плечами команды пока только один товарищеский матч, но заявка на Чемпионат области уже подана. Календарь матчей будет точно известен к концу апреля. О прочих же спортивных планах говорить пока рано.

Мы побывали на первой игре клуба, чтобы поговорить с идейным вдохновителем, тренером и менеджером нового клуба. Да, все эти роли выполняет один человек — Антон Михашенок. Он любит низшие лиги и уверен, что нет ничего честнее локального футбола.

 

Антон Михашенок

27 лет. Спортивный журналист. Тренер и менеджер ФК «Горький»

В том, что вы делаете, есть какая-то высшая цель? Иными словами, для чего это все?

— Без высшей цели я просто не стал бы все это организовывать. Сейчас объясню. Есть множество людей, которые довольно пассивно любят футбол, но хотят хорошо проводить время. А вариантов, как это сделать, не так много — у нас в городе, грубо говоря, есть два бара, три кофейни и драмтеатр. А футбол представляет собой коллаборативный досуг: ты и игру смотришь, и кофе пьешь, и свежим воздухом дышишь. Поэтому нам важно было, например, играть первый матч именно на Боевке — это же круто, это парк! Высокая цель как раз и состоит в том, чтобы создать что-то, чего в городе еще нет. Уровень чемпионата области, скажем, не самый высокий – поэтому вряд ли люди будут приходить и сосредоточенно наблюдать за футболом. Они будут приходить, чтобы интересно проводить время. Наша основная цель – дать людям возможность отдыхать, создать качественно новый вид досуга.

Поэтому мы уже придумали много фишек для зрителей, но все карты раскрывать не будем. Для меня успех — если к нам стабильно будет ходить минимум 100 человек, большинство из которых будет молодежью, не особо увлекающейся футболом. Тогда я пойму, что концепция потихонечку начала заходить. А если к нам будут ходить 20 человек, которые инертно ходят на любой футбол – это провал. Мы хотим выработать базу новых людей, которые будут приводить своих друзей, а те – своих, и так по цепочке.

Из чего складывается образ, который вы создаете? Почему для вас так важны детали?

— Любой футбольный клуб состоит из трех частей – спортивной, финансовой и идеологической. Но что-то же должно нас выделять! Поэтому мы создаем имидж просто уделяя внимание тому, на что другие забивают: от узнаваемого стиля до банального ведения аккаунтов в соцсетях. Я вообще считаю: либо хорошо, либо никак. И хорошо обязательно сразу (по этому принципу мы создавали сайт клуба, когда не было еще ни одного игрока). К примеру, у нас есть дизайнер – дикий перфекционист. Когда мы уже разработали лого и хотели его публиковать, он внезапно пишет «Стоп, стоп, стоп! Не заливайте, через 5 минут перешлю». Оказывается, там был какой-то отступ от буквы на полмиллиметра больше, чем нужно. И только после того, как он все переставил, логотип смог увидеть свет, а я даже не понял, что изменилось. Девчонка, которая помогает с ведением соцсетей, точно такая же ответственная и дотошная. Конечно, с такими людьми ты будешь внимательно относиться к деталям. Детали – это стиль, это узнаваемый почерк. Кроме того, мы пытаемся исправлять все распространенные в среде ФК косяки. К примеру, у нас появилась возможность регистрироваться как юридическому лицу – мы непременно ей воспользовались. Мы – единственный футбольный клуб из списка областного чемпионата, который это сделал. И нам это уже помогло, потому что наш титульный спонсор был согласен сотрудничать только при заключении договора. А у нас был туз в рукаве, благодаря которому мы не лишились больших денег. И хотя бы в этом плане внимание к деталям уже окупилось. Все большое складывается из мелочей – это правда.

Что важнее: спортивные достижения или имидж?

— Я могу ответить и как идеолог, и как тренер – и первое, и второе лоно принадлежат мне. Оба ответа вполне ожидаемы. Изобразим это так: есть два круга. Один – спортивная составляющая, второй – имидж. Они не пересекаются ни в одной точке. Увеличивать оба круга нужно параллельно. Потому что, если растет только имидж и не подкрепляется спортивными успехами – это плохо, если наоборот – тоже плохо. И даже непонятно, что хуже.

Вы сотрудничаете с Puma, для регионального уровня это — нонсенс. Расскажите об этой истории успеха.

— История следующая. У меня были кое-какие связи в Аdidas, я отнес им презентацию нашего клуба, раздумывал о сотрудничестве, но не сложилось. Аdidas и Puma, как известно, соперничающие компании, я бы даже назвал это дерби. И из Аdidas в Рuma уходил работать человек на довольно высокой должности. Параллельно он следил за тем, что мы делаем, читал мои тексты о клубе. То есть он меня откуда-то знал, а я его нет. И вот, в какой-то прекрасный момент, он мне пишет: «Мы готовы поучаствовать в вашем деле. Нам это кажется прикольным и свежим».

Я, конечно, мягко говоря, потерял дар речи, потому что был уверен: мы будем обивать пороги компаний, производящих экипировку, до конца года. А, может, и до конца жизни. И тут такое. В мире всего три клуба, которым Puma предоставляет экипировку бесплатно: «Арсенал», «Боруссия» и мало кому известный клуб «Херцио» из города, где расположена штаб-квартира Puma. Остальные так или иначе что-то платят – может быть, намного меньше, но платят. Мы стали четвертыми. Они вышли на нас сами, и все завертелось. Правда, никаким договором это еще не скрепляли. Пока все неофициально.

С чего начать тем, кто хочет организовать свой футбольный клуб? Что для этого нужно?

— Нужны деньги и свободное время. Причем время — меньшая из проблем. Нужен хотя бы какой-то стартовый капитал, желательно больше пятисот рублей. И нужно быть готовым вкладывать свои деньги, постоянно. Искать спонсоров, обивая пороги всевозможных статусных и не очень заведений. У нас с футбольной культурой в стране все довольно печально. И наше поведение как молодого клуба сейчас напоминает следующее: ты попадаешь в абсолютно темную комнату, где черные стены, завешенные черными шторами окна, и дверь закрыта так, что нет даже щели. И ты пытаешься найти выключатель, при этом не зная, где он. Мы идем на ощупь во всем: в рекламе, в подборе игроков. Потому что нет ориентира, на который мы могли бы смотреть. Вот, что собственно ждет и всех остальных, кто решится на создание ФК.

Нам помогал пример одного бизнесмена из США, который тоже решил основать футбольный клуб в небольшом городке. У него, конечно, все в порядке с деньгами, и он мог бы сразу их все вложить, сделать хороший футбольный клуб и не париться. Но он захотел устроить челлендж — агрегировать местный бизнес, объединить усилия во имя качественного локального продукта. И он хорошо намечает эти траектории в своих текстах, которые публикует на Medium. Они, конечно, «20 minutes read» и на английском, но сверхполезные. Там дотошно расписано все, вплоть до сплита по размерам форменных маек: сколько заказывать S-ок, сколько M-ок, и так далее. Это реально помогает.

О финансах: насколько эффективна система краудфандинга?

— Краудфандинг – прогрессивная система. Сегодня бесспорно есть тенденция к тому, что люди готовы делиться своими деньгами во имя чего-то, что им нравится. Просто они не могут как-то по-другому поучаствовать в этом: к примеру, есть музыкальная группа, которая им нравится, но она не слишком раскрученная. Они не могут пойти туда барабанщиком, они не умеют играть на ударных. Но хотят, чтобы эта группа записала новый альбом, выступила или попала в чарт. Поэтому и переводят ей деньги. То же с футболом. Первое время мы существовали на этой платформе, и это спасало. На деньги, которые нам кидали, мы купили кучу тренировочного оборудования, и мы безмерно благодарны всем, кто это делал. Это круто.

Как попасть в ваш клуб? Обязательно быть профессиональным игроком?

— Совершенно необязательно. Если ты играешь во дворе, но играешь, как бог – добро пожаловать. Мы не требуем обязательного прохождения школы, или чего-то такого. У нас многие выезжают на голом энтузиазме и таланте. А упражнения научиться выполнять никогда не поздно. Состав пока не утвержден до конца, но 20 человек уже есть. Нам, кстати, не помешают еще три классных футболиста.

Смотрите также

Евгений Рагожкин: “Негде ставить машину – купи квартиру в другом районе”

  Активист за соблюдение вежливости на дороге о своих автомобильных буднях

Коллекция: наперстки дизайнера Владимира Тельных

АВТОР: Алина Верютина, Юлия Трофимова ФОТО: Виталий Самофалов    

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: