Директор цирка Наталья Леонова: «Волшебство должно начинаться тогда, когда вы покупаете билет»

В ноябре 2021 года Курскому цирку исполняется 50 лет. Праздничные мероприятия из-за пандемии пришлось отложить. В цирке с мая не было представлений: труппы приезжают на гастроли, обживаются, репетируют, но так и не выходят на манеж. Все это время волшебства вместе со зрителями ждет и новый директор цирка – Наталья Леонова.


Наталья, мы в «Морсе» пишем про тех, кто меняет город, и я вот к вам поэтому и пришла. Я уверена, вы — человек, который изменит курский цирк. Расскажите немного о себе, о вашем пути к этой должности.


— Цирк — это мое детство. Это было всегда волшебное место, куда было тяжело достать билет. В детстве я ходила сюда как зритель, а позже вернулась как волонтер «Лиза Алерт». Тогдашний директор Курского цирка Наталья Николаевна Шульга пригласила меня как старшую по профилактике в Курской области поучаствовать в проекте «Безопасное лето». Мы провели здесь два крупных мероприятия: родительское собрание и собрание для деток с программой. Тут выступали артисты, были разные спикеры, в числе которых и я. Мы собрали большую аудиторию, почти 2000 человек! Через несколько лет Наталья Николаевна пригласила меня поучаствовать в сочинском форуме «Южное лето». Меня отпустили с работы, я провела встречу и познакомилась там с руководством Росгосцирка. Мы пообщались, я рассказала о своих идеях, высказала много предложений, а потом вернулась в Курск. Через некоторое время раздался звонок и у меня спросили: «Не хотели бы вы занять должность директора цирка? Давайте проведем собеседование».

В то время, насколько я знаю, вы работали в администрации?

— Да, я была секретарем Романа Владимировича. Это было очень насыщенная и очень интересная работа. С таким количеством людей общаться, узнавать много нового, интересного… Я никогда не была настолько задействована в жизни региона! Уходить мне было очень тяжело. Многие сотрудники плакали, когда прощались, я до сих пор тоже к ним прихожу, они всегда рады увидеть меня.

Когда стали директором цирка, что сразу захотелось изменить? С чего начали работу?


— Первым делом я взяла своих детей, мы зашли в кассу, купили билет и пошли на представление как обычные зрители. Я была удивлена, что не было никакого волшебства. Мы зашли в цирк, а тут нет ни музыки, ни веселья, ни артистов, которые могли бы встречать посетителей. Вот это мне очень не понравилось, захотелось это изменить. Когда ты заходишь в цирк, должны быть совершенно особенные ощущения, звуки, запахи, улыбки…
Знаете, я до сих пор, на репетициях или когда просматриваю полностью представление, хочу посмотреть, как это будет выглядеть с разных мест — пересаживаюсь на первый ряд, в середину, на верхний ряд. Я смотрю, как представление будет выглядеть с разных мест и где его смотреть комфортнее. Ощущение от всего, что происходит на манеже, должно быть особенным — с волшебным настроением, ощущением счастья. Мы можем подарить это нашим детям!

Когда я начала общаться с нашими зрителями и работниками, все очень часто вспоминали оркестр Кальмана, потрясающего человека, который работал тут с 1971 года до своей кончины в 2010. Он посвятил большую часть жизни цирку! Когда во время представления играет живой оркестр — это совсем другие ощущения. Это выступление совсем другого уровня. Конечно, хотелось бы возродить оркестр.

Вы сказали о том, как изменить цирк для зрителей. А как он должен измениться для тех, кто в нем работает?


— Здесь очень много вопросов, которые необходимо решать. Мы много говорим о комфортных условиях для цирковых животных, а как же живут артисты? Когда начались мои трудовые будни, я из здания цирка пошла пешком до нашего общежития на улице Советской. Мне сотрудники предлагали сесть в машину, но я пошла пешком, чтобы пройти этот путь так, как ходят артисты. Дорога занимает более 20 минут неспешным шагом, идти нужно либо в гору, либо под гору. Я начала смотреть, в каких живут условиях наши артисты, зашла в практически каждый номер… К сожалению, наше общежитие — это один подъезд многоквартирного пятиэтажного дома, с маленьким двором без детской площадки, а все наши артисты в основном семейные. Дети артистов должны находиться в хороших условиях: посещать садик, школу, играть на детской площадке. Я как мама это говорю.

Количество номеров, к сожалению, мы расширить не можем, но первостепенная моя задача как директора — создать для артистов комфортные условия! В нескольких метрах от цирка стоит большое шестиэтажное здание, которое строилось как гостиница для артистов, но мы никак не можем ввести его в эксплуатацию, сейчас мы этим занимаемся. В течение 30 лет не была открыта ни одна новая гостиница для артистов! И компания Росгосцирк понимает, как это важно. Здесь будут самые комфортные условия, количество и качество номеров, доступность к рабочему месту, огромная территория, чтобы выходить гулять. У меня в мечтах — найти мецената, который бы подарил небольшую детскую площадку для ребят-артистов. Дети здесь вместе с родителями репетируют, готовят сложные и масштабные номера, а в другое то время они должны прыгать, развиваться, баловаться, играть в песочнице.

Вы не работали в цирке, не «выросли на манеже». Было тяжело наладить контакт с теми, кто работает в цирке всю жизнь?


— На самом деле, было намного проще найти диалог с артистами, чем с местными работниками цирка. Я с первого дня поняла, что это я работаю на артиста, а не артисты на меня. Они приезжают к нам в город, это их дом, от их работы зависит, что я получу зарплату. Поэтому с первых же дней у меня не было проблем с артистами. Есть определенные проблемы, я их называю задачами, которые нужно решить: создать комфортные условия, сделать так чтобы зал был полный.

А вот моим сотрудникам, наверное, сначала было немного дико увидеть, столько много инициатив и проектов я предлагаю, потому что они к этому не привыкли. В коллективе очень разные люди, но я думаю, что если все идут к одной цели, должно получиться что-то хорошее. Я не скрывала от коллег недостаток опыта. Когда в первый раз встретилась с ними, я объяснила, что у меня есть много пробелов, и попросила о помощи. Мне нужно понимать весь алгоритм, знать, где есть подводные камни. Я очень быстро учусь, и если мне не хватает опыта, я обращусь к тому, у кого он есть.

Вы жесткий руководитель?


— Наверное, да. Потому что здесь все очень ответственно. Нельзя заигрываться, должны быть определенные нормы. Цирк два раза горел! Если я не буду требовать того, что должно быть, у нас ничего не получится.

Сколько человек в коллективе цирка?

— 40 человек. Это мало, лет 10 назад здесь работало почти 150 человек. Сейчас у меня есть уборщицы, бухгалтерия, инспектор манежа, несколько рабочих, юрист, завхоз, секретарь. Охрана у нас отдельно.

Специфические цирковые должности есть?

— Да! Инспектор манежа. Он объявляет номера, артистов, постоянно проводит время с труппой. У него всегда бабочка и фрак. Я помню его с детства, раньше служил в цирке коверным.

Что вам хочется добавить в программу? Например, привезти в Курск что-то, что город еще не видел.

— Здесь вам нужно немного понять специфику. Мы сами не выбираем программы, их распределяет главк. Кто куда поедет, зависит от посещаемости цирка и от его возможностей. Например, приходит телеграмма: «К вам едет слон!» И ты собираешь планерку и начинаешь с командой обсуждать, какие условия нужно создать. Бывает, ты готовишься к одной программе, а потом приходит совсем другая. Потому что как бы много мы ни рассказывали о программах и проектах, билеты должны продаваться. Должно быть рентабельно.

Что делать, чтобы в Курской области цирк стал рентабельным?

— В этом плане предстоит большая работа. Во-первых, я считаю, что очень мало приглашали в цирк районы. Для курского ребенка он в шаговой доступности, а ребят из области нужно обеспечить транспортом. Во-вторых, нужны туристические маршруты. Мы сейчас совместно с комитетом по культуре продумали туристический маршрут одного дня, куда включим посещение не только цирка, но и краеведческого музея, планетария, галереи Дейнеки.

Еще одна моя идея — это программа для малышей. Для самых маленьких обычная большая программа может быть стрессом. Я спрашивала у многих взрослых о первых впечатлениях от цирка. Отвечают: «Был в детстве, очень испугался, больше не хожу». Так мы теряем своего зрителя! Эту ситуацию в корне нужно менять, нужна адаптированная программа. Представление должно быть короче и проще, артисты и животные задействованы другие. Можно подумать и о времени представлений. Обычно это или 12:00, или 16:00. Но это время не совсем удобно именно для российских детей, потому многие детки к обеду уже уходят в дневной сон, в 12 часов им некомфортно, они начинают капризничать. А к 16 многим тяжело проснуться, собраться и приехать на представление. Я это понимаю как мама. В рамках проекта «Цирк для малышей» мы будем подбирать совсем другое время. Если все получится, то по сарафанному радио дальше будут передавать: «Да, нам понравилось, было хорошо!» А потом маленькие зрители подрастут и придут уже на большое представление.

Цена билета должна измениться?

— Ценообразование нужно менять, делая билеты доступными. У нас есть шанс изменить ситуацию и сделать так, чтобы артисты выступали перед наполненным залом. Я знаю, что такое выступать перед большой аудиторией, и что такое — когда огромное помещение заполнено на 20-30%. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос с администрацией области, мы просим нулевую ставку для цирка как культурного учреждения, такого же, как драмтеатр, филармония, краеведческий музей. В то же самое время, цена билета складывается из многих составляющих. На представлении ты видишь только яркую картинку и не понимаешь, как тяжело было ее создать, сколько сил и труда было вложено. А еще есть налог, реклама, сложная и даже опасная работа десятков людей…

К сожалению, из-за пандемии курские зрители очень долго ждут представлений на манеже. Но я знаю, что у вас и помимо больших программ есть несколько проектов. Расскажите о них.

— В день города на площади перед цирком проходил фестиваль цирковых мастер-классов. Артисты выступали под открытым небом вместе со своими животными, показывали мини-представления, мастер-классы по клоунаде, дрессуре животных, воздушной гимнастике, экстремальной езде.

Мы объявили конкурс фотографий и предложили найти в семейных архивах фото, как наши зрители, их родители, бабушки и дедушки, ходили в цирк.

Мы запустили проект «Маленький инспектор цирка». Дети рассказывают о том, как ухаживать за животными, как их кормят, как их дрессируют, как работают акробаты, как работают жонглеры, клоуны и так далее. Мы показываем закулисье глазами детей, выкладываем ролики в соцсетях.

Еще один наш проект — Школа клоунады, где дети смогут научиться приемам буффонады, эксцентрики, гротеска, пародии. Отдельное направление в школе будет для детей с особенностями развития. Мы уже подобрали педагогов по гриму, жонглированию, клоунскому искусству, которые будут заниматься с детьми. Конечно, эта студия бесплатна. Эта студия тоже поможет популяризации цирка. Возможно, кто-то захочет учиться дальше, это уже будет огромный успех. Я уверена, что к нам придут самые лучшие дети, самые талантливые!

Нужно, чтобы больше людей слышали о том, что у нас есть замечательный цирк! У него богатая история, к нам приезжали потрясающие артисты, у нас есть работники, которые знали Юрия Никулина! Он может стать точкой притяжения для курян и гостей. И волшебство будет начинаться уже в момент, когда вы покупаете билет. А потом вы идете по площади, заходите в цирк, и везде творится волшебство. Вас ждут, вас любят, вас просто обожают. И ждут ваших аплодисментов!

ФОТО: Алексей Ненарочкин

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: