С улиц Курска уберут трамваи?
«Это вам не трали-вали, коль исчезнут курские трамваи». Что думают о проблеме горожане
В очередной раз возник вопрос о ликвидации трамвая в нашем городе. Если это произойдет, как быть тем, для кого такой вид транспорта является предпочтительным или, вообще, единственным? По Литовской или Верхней Луговой придется идти пешком.
Наш трамвай считается ещё и исторической ценностью. Курск стал вторым городом России, где в появился этот передовой транспорт. Первых пассажиров бельгийские вагоны провезли по улицам города 30 апреля 1898 года. В 1918 движение прекратилось, но спустя 6 лет трамваи снова вышли на линию. Даже в годы Великой Отечественной войны, в самое тяжелое время для нашего города, который в течение 15-ти месяцев был оккупирован, вагоны, пусть без стекол, но исправно ездили по разрушенным улицам.
В конце 50-х, когда завершилась стройка Кировского моста, были запущены вагоны МТВ-82, ставшие знаменитыми, благодаря эпизодической роли в фильме «К Черному морю».
Курский трамвай сейчас переживает кризис. Массовые закупки новой техники были в конце 1980 года, тогда выпустили полсотни новых вагонов марки «Татра». Прошло почти сорок лет, а эти вагоны и по сей день составляют большую часть электротранспорта. Сейчас трамвайный парк Курска насчитывает 70 единиц, но большая часть из них безнадежно устарела. Тем не менее, ежегодно только трамваями перевозится более 12 миллионов человек.
Что думают горожане:
Алина Филатова
сотрудник университета
«Мне кажется, что трамвай – это самый экологический транспорт. Эпично, что именно в год экологии Администрация города подняла вопрос о том, чтобы убрать трамваи. Считаю, что они должны быть в Курске и их число нужно увеличивать.
К тому же это трамвай – это отдельная история! Почему-то в европейских странах и странах Юго-Восточной Азии отстраивают новые трамвайные линии, модернизируют саму систему (те же монорельсы), совершенствуют трамвай, а мы хотим отказаться от самого дешевого вида транспорта в пользу чего? Я понимаю, если бы остальной городской транспорт ходил по четкому расписание от начала и до конца рабочего времени, но мы ведь не понаслышке знаем, что ближе к вечеру из некоторых районов города уехать просто невозможно. Да и подумайте о бабушках и дедушках, льготниках – на их пенсию особо не накатаешься по городу. Для них трамвай – это альтернативный транспорт. Купил проездной на месяц – и катайся в удовольствие.
Признаюсь честно, для меня трамвай – это больше воспоминания из детства. Но даже сейчас я иногда могу сесть в него и прокатиться по городу. В этом есть своя романтика.
Считаю неправильным убирать трамвай, если не предложено никакой другой замены. Люди будут вынуждены пересесть на маршрутки, большая часть которых принадлежит частным перевозчикам, а это уже другая проблема».
Андрей Струков
житель улицы Щемиловка
«Я живу в Казацкой слободе и для меня бывает единственным средством передвижения — трамвай. А те, кто говорит, что лучше его убрать и пустить маршрутки, просто не представляют, какие пробки начнут появляться на узких улицах: Луговых, Литовской. Кроме того, это вид социального транспорта, который ездит с завидной периодичностью».
Сергей Харьковский
шеф-редактор «НАШЕ РАДИО»
«Пользуюсь редко, езжу с младшей дочкой — ей нравится, думает, наверное, что это такой маленький поезд. Их необходимость нужно оценивать, зная ситуацию с общественным транспортом в целом. Со стороны могу предположить, что жители Волокно будут не очень довольны — я жил в этом районе пару лет и добираясь утром на работу, выбирал трамвай — из-за пробок на трассе, он, как правило, был быстрее маршруток и автобусов».
Светлана Белоусова
руководитель Международного молодежного медиафорума «Префикс +10»
«Трамвай… Это теплые воспоминания юности… Когда мы, студенты пединститута, занимаясь дельтапланерным спортом, могли возить свои летательные аппараты только в этих удобных вагончиках. На мой взгляд, этот раритетный вид городского транспорта нужно сберечь! Мало того, что это изюминка уже не многих городов, к сожалению, это доступность по цене многим курянам, да и зачастую там, где проложен трамвайный маршрут, не ходит больше ни один вид транспорта. Хорошее отношение к трамваю увидела в Калининграде, очень бережное! К тому же, у них проблема с узкоколейностью, и приходится заказывать специальные вагоны. Но это красиво — современные яркие вагоны! Наш трамвайный парк требует вложения — чтобы не ходили по маршруту совсем уж старые вагоны. У нас хороший опыт — ретро трамвай, трамвай для детей, кафе-трамвай. Это может быть нашей изюминкой города. Я — за трамвай в Курске!»
Константин Сторожук
музыкант
«Мне не критично, езжу редко, но пусть будут, тем более, что в некоторых районах для стариков это единственный вариант».
Анна Сароян
руководитель арт-площадки «Артис»
«Трамваи были целесообразные, если бы администрация планировала сохранить исторический вид города, так как этого не наблюдается, то лично я не вижу особого смысла в них. Для меня трамваи — это скорее что-то из детства. Сама предпочитаю более динамичные транспортные сходства: самолёт, метро, автомобиль! Что касается моих предпочтений, то подхватила бы с удовольствием тренд с велосипедом и развивала бы его дальше в нашем славном городе!»
Дмитрий Кутепов
поэт
«Милый Курский мой трамвай,
Я не готов сказать тебе — прощай.
Это вам не трали-вали,
Коль исчезнут Курские трамваи.
Коль не услышу я, что едет он в депо,
Трамваи уберете? Взамен даешь метро!»
Александр Литов
главный редактор радио «Серебряный дождь»
«Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно понимание, для чего убирать трамваи. Есть ли достойная, менее затратная альтернатива, которую можно безболезненно запустить, не доставляя дискомфорт для жителей, т.к. в некоторые районы добраться на другом транспорте просто нереально. В общем вопрос сложный, нужно взвесить очень много факторов, а это не делается за пару дней. Но самое главное, что наконец-то нужно подумать именно о людях. Итог множества инициатив и дел нашей администрации оставляет желать лучшего».
На поднявшиеся в СМИ волнения администрация откликнулась. Оказывается, власти города заинтересованы в сохранении трамвая. Исходя из имеющихся возможностей, принимает меры, чтобы сохранить муниципальный электротранспорт.
Надежда Пупко
директор департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска
«За последние годы ликвидированы или существенно усечены трамвайные маршруты в Астрахани, Шахтах, Рязани, Воронеже, Смоленске, Калининграде, Грозном, Ростове-на-Дону, Архангельске, Саратове, Омске. А в Курске городской электротранспорт работает и будет работать в плановом режиме. Ежедневно на маршруты выходит 42 трамвая по четырем маршрутам.
За последние пять лет было закуплено 10 трамваев чешского производства, прошедших капитальный ремонт, ещё 16 трамвайных вагонов восстановлено собственными силами предприятия. В настоящее время ведутся переговоры с правительством Москвы о безвозмездной передаче Курску двадцати трамваев».
главное фото: transphoto.ru