loader image

Кто и о чем говорил на культурной фейл-конференции

На прошлых выходных в Курске прошел Форум культурных инициатив. Один из самых интересных пунктов в программе — фейл-конференция в литературном музее. Работники сферы культуры делились неудачами в проектах, разбирали причины провалов и выводили формулу создания идеального проекта. Мы законспектировали выступления, чтобы предостеречь вас от ошибок, если вы умеете учиться на чужих.


Ольга Люстик

Заведующая литературно-драматургической частью Курского государственного Драматического театра им. А.С. Пушкина

— В культуре я 12 лет, но только последние 4 года мы стали выигрывать гранты. Сегодня — о них. Благодаря губернаторскому гранту мы поставили спектакли «Милый друг» и «Обыкновенная история». Недавно мы выиграли грант фонда Алишера Усманова на проведение театрального фестиваля «Авансцена» в Железногорске.

После анализа своих ошибок, могу сказать, что самое главное в написании гранта — это нестандартное мышление. Если хотя бы в одном пункте при оформлении гранта у вас будет шаблон, однозначно он будет провален. Много раз наши проекты не принимались именно из-за этого. Когда же эксперты видят, что над проектом работали живые люди, пусть даже он немного коряво написан, они одобряют гранты.

Сегодня в тренде нереальные проекты, которые имеют громкие названия и цели. То есть если вы подадите грант на постановку спектакля, его не одобрят. Но если это будет спектакль для слабовидящих детей или тот, который можно вывозить в районы, это будет интересно. Почему нам дали грант на «Авансцену»? Потому что мы будем привлекать жителей Железногорска к театральному искусству, а также будем привлекать детей из районов, у которых нет возможности никуда выехать.

Если вы будете нести социальную пользу, вам будут выделять деньги на проекты. Чтобы создать успешный проект, нужно нестандартно мыслить, наблюдать за коллегами в других регионах, учиться на их ошибках и удачах.


Анна Хороших

Руководитель проектов и программ Фонда содействия развитию социально-культурных инициатив «Серебряный экспресс»

— В прошлом году получили грант от фонда «Созидающий мир» на поэтический тур Владимира Глазунова по 15 городам от Сибири до Центральной России. Так как выдали грант, были средства на администраторов во всех городах. 17 марта прошлого года должен был состояться вылет на Камчатку, мы уже приехали в аэропорт и в этот момент заговорили о закрытии границ из-за карантина. В один день у нас всё сорвалось. Эти 3 миллиона на рекламу, наши силы, труды — всё впустую. Нам начали писать, что где-то закрывают города, где-то вводят ограничения по количеству человек, все залы закрывают и нет возможности проводить это мероприятие. Мы ещё на что-то надеялись и стали передвигать всё на май, чтобы не потерять хотя бы рекламные кампании. Потом перенесли на осень, но поняли, что это всё бесполезно, проект завис.

Наш проект был благотворительным. Спонсор не смог нас профинансировать дважды. Мы стали думать, что делать, чтобы уложиться в тот бюджет, который был выделен. Включили Курск в тур, так как это наш родной город, подключили некоммерческие организации по всей России для помощи в проведении концертов, обратились к министерству культуры, и они помогли распределить 150 приглашений на Камчатке.

Нам было важно выдавать приглашения только в некоммерческие организации и волонтерам, потому что это те люди, которых стоит поблагодарить за их труд.

Сейчас все хорошо, концерты идут, сегодня, например, в Иркутске. Получается, благодаря проектной деятельности НКО мы можем находить ресурсы, наполнять залы и реализовывать качественные культурные проекты, но не везде так. В некоторых регионах мы просили волонтеров распространить билеты, провести экскурсию по городу, а нам отвечали, что у них нет ресурсов для помощи.


Юлия Герасенкова

Организатор, ведущая и создатель творческого пространства «Тайная комната»

— Безумно приятно находиться сегодня здесь, у каждого из нас есть проекты, в которых не обошлось без провалов. Абсолютно любое мероприятие наполнено как позитивными, так и негативными моментами. Я являюсь индивидуальным предпринимателем, который очень любит заниматься благотворительностью.

Хочу рассказать про свой огромный провал, возможно, кому-то это поможет решить большие проблемы. При организации проекта самый важный фактор — это человеческий ресурс. После участия во всероссийском проекте «Show woman Russia» я собрала в Курске девушек-ведущих и провела первое совместное мероприятие, в котором участвовали 37 человек. Мы решили, что в дальнейшем эта коллаборация ярких девушек должна создавать что-то ещё. Мы придумали большой проект, в котором будут участвовать только директора крупных фирм с благотворительным аукционом. За полторы недели до мероприятия у меня произошло защемление в спине и я не могла ходить. Я звоню остальным девочкам, а нас было около 15 человек, с просьбой довести дело до конца без меня. У нас проданы все билеты, закуплена часть продуктов на меню, реклама сделана, а мне начинают говорить, что у каждого свои дела и их не будет. Из 15 только 3 человека довели дело до конца. Главный вывод: если вы организовываете какой-либо проект, он должен быть только ваш, вы — хозяин, а остальные вам помогают.


Наталья Ахмедгалеева

Главный научный сотрудник Курчатовского краеведческого музея

— Можно сказать, что проектами мы занимаемся постоянно, потому что каждая экспедиция — это большой проект. Иногда мы выезжаем за счёт грантов, а иногда за собственные средства. Самое сложное в организации месяца пребывания в экстремальных условиях нескольких человек — это человеческий фактор. Любая ошибка со стороны участников экспедиции в сторону сельских жителей может грозить тем, что ваш лагерь просто могут уничтожить.

Хорошо в том плане, что у нас с коллегами всегда есть большая поддержка друг друга. Важно в любой экспедиции, чтобы какая-то часть людей всегда была твоей. Например, 3 года назад у меня была ситуация: у меня не было финансирования, но я не отказалась от экспедиции. Договорилась с институтом, что студенты-историки приедут ко мне, как на практику. Когда уже всё было решено так, что нельзя переиграть, мне говорят, что вместо 10 человек приедут 3 девочки. Я тогда обратилась к волонтерам культуры, они меня очень спасли.

Сегодня, например, была ситуация: мы проводили креативный музей и думали, что будем работать со взрослыми, потому что регистрация шла через них, а в итоге пришли дети и на ходу нам пришлось перестраиваться. Видимо, мы чего-то не объяснили и не договорились друг с другом, поэтому вышли не на ту аудиторию. Хорошо, когда есть команда, которая в любой ситуации тебя не бросит.