Железногорская певица Васса Железнова — о победе в «Новой Звезде», творчестве и русском фольклоре

В 2021 Василина Иванова стала победителем TV-проекта «Новая Звезда», а в августе этого года у нее вышел дебютный альбом «Культурный код». Удивительный альбом, где необычайно сильный вокал, сочетается с народной песенной традицией и свежо сыгранными мелодиями. Свою музыку она характеризует, как инди-фолк для тех, кто далек от фолка и его атрибутов. Как минимум, необычно. Сто лет назад Максим Горький был самым популярным писателем России, а его произведения связывали Россию прошлого имперскую и новую советскую. Сегодня Васса Железнова делает что-то похожее. Возвращает к корням. Очень нежно и оригинально.

Василина, где вы родились и выросли?

— Я из Железногорска. Там и случился мой первый выход на сцену в пять лет в ДК МГОКа. Чисто интонировать в пять лет, оказалось, не вопрос. Но ни один творческий путь не может обойтись без творческого роста. За ним спустя шесть лет я последовала в Курск, куда на протяжении следующих семи лет родители еженедельно, преодолевая расстояние в 120 км, возили меня на занятия с одним из лучших педагогов — Игорем и Любовью Пономаревыми. Сейчас они оба на пенсии.

Псевдоним Васса Железнова — потому что Железногорск?

— Отсылка к Горькому. Васса Борисовна Железнова — героиня трагедии. Василина Борисовна (сокращенно — Васса). Мое имя.

Вот это да! А я-то думал, персонаж взят с отсылкой к родному городу

— Оно и так, и так работает. Совпадение такое забавное! Но фамилию Горький дал знатную, конечно, персонажу. Она меня до сих пор будоражит.

Можно сказать, что став музыкантом, исполнилась мечта детства?

— Врожденная музыкальность в виде точного слуха и интонирования делает музыку для тебя посредственной данностью. Такой же, как ходить, дышать, жевать. Трудно ответить, что это мечта. Скорее то, что лучше всего у меня получается. И родители во мне это не сломали.

В финале TV-проекта «Новая Звезда» вы исполняли песню, посвященную отцу. Кто ваши родители?

— Да, песня «Боря» написана об отце. У меня возрастной папа, 18 лет — такая разница у родителей. Чуть меньше, чем мне сегодня. О родителях могу сказать, что они оба — самый большой пример порядочности, верности и справедливости, который я стараюсь перенять и быть их достойной.

Расскажите про участие в конкурсе

— Взгляд многих конкурсантов на TV-проектах сфокусирован на победе. Это и правильно, но затмевает все человеческое. А это главный бич для результата. Музыка оголяет нутро, а что можно проявить, когда ты соревнуешься? Я поняла еще в раннем детстве. И на «Новую Звезду» пришла не за призом.

Изначально участие в шоу подобного формата оценивала, как большой рупор, в который можно сказать. Победа случилась в те минуты, когда исполняла песню об отце для миллионов зрителей. Мне до сих пор приходят сообщения на почту и в социальные сети от людей, которые пишут, что моя музыка помогла им пережить свою личную утрату — это бесценно! А главный приз проекта — безусловно, очень щедрый и заслуженный, по всей видимости, бонус.

Что дала победа в конкурсе? Вас узнают на улицах, выросло число концертов?

— До конкурса была достаточно предвзята к своему мастерству. Победа дала право на уничтожение всех сомнений, когда-либо посещавших меня. Это спокойствие и ощущение того, что иду по правильному пути. По поводу «узнаваемости». К сожалению, в городе бываю редко, но если доводится, по взглядам понимаю, что узнают. Ко мне не подходят, может, неловко или стесняются. Но зато маме не скучно жить — первые пару месяцев она звонила каждый день с удивлением и радостью —  сколько добрых слов услышала от прохожих и неравнодушных, это очень поддерживает и греет.

Денежный приз потратили на запись альбома?

— На запись альбома был выигран грант на фестивале-шоукейсе New Open, который проходит в Екатеринбурге Это было непросто, так как вероятность успеха составляла менее 15%, учитывая медийность и количество участников. Полгода длилась сумасшедшая и непрестанная работа. «Культурный код» кропотливо создавался большой командой профессиональных музыкантов. В записи участвовали барабанщики Петр Михеев (Uma2rman, Zventa Sventana) и Петр Ившин (Chuck Loeb, Brian Simpson), басисты Андрей Рузняев, Сергей Гейер (Чумаков, Артемьев), струнный и духовой квартет, целый мужской хор. Релиз был записан при неоценимой поддержке Ильи Лукашева (Therr Maitz, Manizha), компании Dr.Head и мастеринг-инженера Дианы Горовой (Скриптонит, The Hatters, Хадн дадн и другие). Это была великолепная команда, и я страшно этим горжусь.

Вы автор песен?

— Да, я автор.

Вы охарактеризовали жанр своей музыки как инди-фолк для тех, кто далек от фолка и его атрибутов. Можно об этом поподробнее?

— Огорчает современный тренд на эксплуатацию традиционных образов под видом великой «миссии» возрождения и помощи фолк-культуре. Этой музыке не нужна помощь, она сама целитель. Я захотела показать именно это и не превращать материал с колоссальным сознанием в костюмированную вечеринку, и тем более запирать его в узкий жанр, отрезая от самого важного — от мыслей и идей, что заложены в старинных песнях. Тех, кто далек от фолка, народной музыки и ее атрибутов.

Связь этого альбома с корнями лишь в том, что он появился из вдохновения одной строчкой или мыслью, что заложены в пословице, песне или поговорке. Если находилась та, что цепляла, писала целую песню. Например, в треке «Боря» заимствована строчка «Я стояла у реки, просила Бориной руки» из народной песни-страдания «Я гармонщика любила», села Катарач Талицкого района. Удивительно, что выражения и образы из народного творчества имеют пространство для своего собственного смысла и фантазии, легко адаптируются во что-то новое.

Для многих «Боря» написан от женщины к мужчине, что и было в оригинальном варианте села Катарач. Но так как я — Василина Борисовна, многое становится ясно. Боль моей версии посвящена отцу в период непрогнозируемого исхода его тяжелой болезни. Говорить об этом прямо была не готова, но и молчать невыносимо. Поэтому «Боря» — это песня с двойной интерпретацией — как от женщины к мужчине, так и от дочери к отцу. Ее смысл зависит от силы контекста. Можно выбрать, кто ты — девушка с разбитым сердцем или ребенок возрастного родителя, испытавший страх потери. Получается, «Культурный код» — это песни про боль маленького человека, вдохновленные колоссальным сознанием целого человечества!

Альбом был тепло принят критикой. О нем писала Афиша и Коммерсантъ. Это заслуженная оценка или аванс — как по вашему? 

— Мне никто не был должен своего теплого и лестного мнения, следовательно говорить о том, что это — аванс, будет неуместно. Я благодарна команде, которая распространила альбом по различным СМИ. Благодаря несказанной щедрости в виде положительных отзывов от музыкальных критиков, журналистов и деятелей искусств, у меня появился крепкий щит из убеждений, который бережет от сомнений.

Есть секрет успеха?

— Мне тоже интересно было бы о нем узнать. Если я могу кому-то что-то советовать, то предлагаю пробовать себя в желаемом деле и обязательно смотреть, как оно на вас влияет. Если это дело плевое и по большей части калечит вашу душу и разочаровывает, смело оставляйте. Возможно, где-то заждалась профессия, в которой вы окажетесь на своем месте.

Знаю, что джаз вам не чужд. В прошлом году альбом Леонида Винцкевича «Sugar Fields» стал лауреатом премии «Все цвета джаза». В записи принимал участие Суджанский хор «Ростань», а музыканты вдохновлялись народными песнями и Плеховской традицией. Обращение к народной музыке — это современный тренд?

— В какой-то момент это действительно стало трендом. Если обращаться с наследием достойно – это только плюс для его популяризации.

В своих песнях вы используете отрывки из «страданий», «припевок» русского фольклора. Откуда в вас это знание? Что это за регионы?

— Я не эксперт в этнографии и не выбираю экспедиционные материалы по принципу происхождения, будь-то Курская область или Свердловская. Меня вдохновляет сам принцип формирования народной песни, пословицы или поговорки — он коллективный. А то, что эти элементы фольклора до сих пор остаются в быту, например, пословицы — лишь доказывает, насколько сознание прошлых поколений актуально и по сей день. Находя такие идеологические пересечения с сегодняшний днем, я пишу целую песню.

Когда слушал песню «Контролируй в себе отца», она напомнила Раду и Терновник «Печаль моя светла». А кто был вашим кумиром в детстве, на кого хотели быть похожи, и, может быть, ориентируетесь сейчас?

— Слушала много разной музыки. От Эллы Фицджеральд до Калинова Моста. Но если говорить о достойном примере фолк-музыки, его увидела у Zventa Sventana, когда мне было лет 12. Позже стало интересно находить оригинальные экспедиционные материалы, собранные в старинных селах, которые и лежат в основе многих переработанных квази-народных песен.

Вы закончили Moscow Music School по программе Сонграйтер. Проще говоря, учились писать песни — этому можно научиться?

— Песни и стихи писала с раннего возраста, и этому не обучалась. А в MMS пришла уже в поисках компании единомышленников, прогрессивных музыкантов и друзей. И нашла их не только среди студентов, но и среди наставников. Не знаю, можно ли научиться писать песни, но вот правильно выгружать их на стриминговые платформы, подготовить релизный план и кучу всего, что косвенно необходимо артисту — вполне.

Вы пишите для других артистов. Можно узнать имена или это коммерческая тайна?

— Не могу поделиться. 

Кто ваша аудитория? 

— Судя по комментариям в социальных сетях, аудитория разновозрастная. И меня это радует! Ведь когда у песни нет ограничений по полу и возрасту, значит она действительно удалась.

Вы живете в Москве. Поддерживаете связь с родными краями?

— Да, конечно. Приезжаю на большие праздники к родителям. Это время занимаю только пребыванием дома и не планирую других встреч, так как оно на вес золота.

В октябре презентация в «Мумий Тролль Бар», а в Курске, когда вас можно будет услышать?

— Хороший вопрос! Но время покажет. Пока что планируются выступления по Москве, производство концертов — непростое занятие.

ФОТО: из личного архива Вассы Железновой

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: