
Я придумал стартап, куда идти? Рекомендации эксперта
Стартап — это проект, который создается, чтобы изменить привычную отрасль или создать ее с нуля. В основе стартапа всегда лежит инновационная идея или технология. Чаще всего создается он из внешних средств, поэтому одна из главных задач автора — найти инвестора. Где их искать в Курске, спросили у эксперта Владимира Журавлева.

Владимир Журавлев
Директор АНО «Центр инноваций и технологий», основатель и руководитель проектной школы инноваторов INNOVSCHOOL, эксперт и общественный представитель Агентства стратегических инициатив, технологический предприниматель, трекер, ментор, бизнес-тренер
К кому идти, если придумал идею стартапа?
— В нашем городе есть люди, которые могут оценить как идею, которая может быть основой для запуска собственного стартапа, так и уже запущенный «упакованный» стартап. Оценивать могут вузовские центры инноваций и технологического предпринимательства, центр «Мой бизнес» и Торгово-промышленная палата Курской области.

Как вузы помагают стартаперам?
— Во всех вузах нашего региона есть организационные структуры в виде центров, отделов или управлений, которые поддерживают инновационные идеи. Они помогают «упаковывать» и развивать бизнес-идеи на начальной предпосевной и посевной стадии — когда есть только идея и до стартапа надо дорасти. Прийти со своей идеей можно куда угодно, но лучше к компетентным специалистам в сфере предпринимательства и развития бизнеса, способных реально помочь.
Сколько может стоить аудит экспертов?
— Как такового аудита не существует и специалисты не разбирают, стоящая идея или нет. Но если мы говорим об оценке коммерческого потенциала будущего бизнеса, который будет базироваться на идее, то здесь уже вопрос оценки упакованной бизнес-идеи. Оценивать можно факты, цифры и конкретно описанный проект. Вузовские центры делают оценку потенциала идеи бесплатно для своих студентов. Если стартап придумал не студент, то для этого есть «Мой бизнес», Торгово-промышленная палата и огромное количество консалтинговых компаний, которые могут предлагать свои услуги по оценке и аудиту бизнес-проектов. Стоимость оценки стоит в среднем от 300 тысяч до миллиона рублей.


Каким должен быть стартап, чтобы иметь успех?
— Если идея стартапа решает конкретную проблему конкретных потенциальных потребителей, имеет конкурентные преимущества перед прямыми и косвенными аналогами на рынке, имеет воспроизводимую и масштабируемую бизнес-модель, привлекла на старте денежные средства для своего развития и масштабирования, то это круто.
Любой стартап и бизнес начинается не с идеи, а с проблемы, которую нужно решать. А решают проблему как раз с помощью каких-то идей и решений новых или старых — неважно. Важно найти проблему и отталкиваться в построении будущего бизнеса от нее. И провести конкурентный анализ, поскольку всегда должны быть конкуренты. К тем, кто говорит, что у них нет конкурентов, сразу вопрос — а если нет конкурентов, возможно, нет и проблемы у потенциальных потребителей, которую вы хотите доблестно решить с помощью вашей суперидеи? Только поняв конкурентную среду, можно окончательно понять стоит ли запускать в жизнь стартап или нет.
К слову говоря, 90% стартапов проваливаются именно из-за того, что не проанализировали и не подтвердили существование реальной проблемы, которую нужно решать.


Есть ли в Курске центры, куда можно прийти со своим стартапом?
— Есть только центры, куда можно прийти с идеей для того, чтобы из нее вырастить настоящий стартап, который станет полноценным бизнесом. Если есть «упакованная» идея для запуска стартапа, то главная задача — это не идти в центры, а привлечь финансирование на начальной стадии. Здесь на помощь приходят региональные и федеральные институты развития инноваций. Хотелось бы сразу посоветовать не фокусировать внимание только на Курске и на вузовских и региональных центрах, помогающим развивать инновации, а мыслить более масштабно. Выходить со своей идеей и стартапом на институты и фонды развития инноваций РФ — это Фонд содействия инновациям, Фонд «Сколково», Фонд развития интернет инициатив, Российский Фонд развития информационных технологий, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и другие. У них есть программы грантового и венчурного финансирования, позволяющие привлекать финансирование на начальной стадии развития бизнеса, на стадии стартап-проекта.