loader image

Статус «препод». «Мне 24, я работаю ОБЖистом и мне это нравится»

Илья Дериглазов о женском коллективе, современных школьниках и важности своего предмета


Молодой парень, желающий долгое время связать свою жизнь со службой, неожиданно для себя становится учителем ОБЖ. Сейчас Илья Дериглазов преподает в курской школе и прекрасно себя чувствует. Пообщались на перемене с тем, кто выбрал не совсем типичную для 24-летнего парня профессию.

О новой профессии

— Учился я в 43 школе Курска, затем решил поступить в Белгородский лицей полиции. Это училище казарменного типа, где раньше обучались три года, с 9-го по11-й класс. Там все было, как в армии, а мне нравилась военная тематика. А потом так получилось, что училище закрыли и на его базе открыли Белгородский правоохранительный колледж, студентом которого я автоматически стал. Мое среднее профессиональное образование — юрист.

Я окончил колледж в 2017 году. Вернулся в Курск в феврале, а в июле меня уже забрали служить Родине в Ростов. После армии работал в службе охраны, и потом… мне предложили стать учителем.

Конечно, я подумал «Да нуууу, это не мое…», а потом все-таки решил рискнуть. Когда я служил срочную службу в армии, я занимал должность сапера, и мне приходилось в некоторых моментах обучать других ребят из моего подразделения определенным навыкам. И когда они демонстрировали, причем, весьма неплохо, вложенные в них знания, мне было приятно наблюдать за этим. А еще после армии я поработал в детском оздоровительном лагере — вожатым и преподавателем физ-ры. Вообще, я детей люблю, нахожу с ними общий язык. И это не только мое мнение.

Преподавателем ОБЖ я стал еще и потому, что в школе сам очень любил этот предмет, мне дали хорошую базу. Сыграли роль и кружки по туризму, медицинским основам, путешествиям, а также занятия, связанные с поведением человека во время ЧС. В колледже у меня был один преподаватель, человек военный, знания которого действительно пригодились мне и моим товарищам в жизни. Заслужить хорошую оценку у него было очень проблематично.

Жизнь до статуса «препод» и после

«До» жизнь была хуже. Дети внесли в нее краски. Я наблюдаю за ними как за развивающими личностями, присматриваюсь к каждому ребенку и чувствую за них ответственность.

Вспоминаю свой первый урок… Это было 2 сентября, 10 «А» класс. Я чувствовал волнение, не мог смотреть детям в глаза и все 45 минут ходил из стороны в сторону. На первом занятии во всех классах я рассказывал о себе, чтобы сблизиться с ребятами, хотя многие мне говорили, что не стоит раскрываться ученикам.

В женском коллективе меня приняли. Все говорили: «Хорошо, что новый учитель — молодой мужчина, потому что может в чем-то помочь». Если просят перенести коробки или воду в кулере поменять, не отказываю. Бывает, прохожу мимо кабинета, где преподают молодые учителя. Слышу, класс шумит. Я захожу в этот кабинет и помогаю наладить дисциплину. Допустим, могу пригрозить самостоятельной работой по своему предмету.

Когда я стал учителем, многое изменилось. Во-первых, уже статус в обществе совершенно другой, для меня это положение солидно. Во-вторых, изменился график жизненных аспектов — еды, тренировок, сна. Но даже с достаточно большим объемом работы у меня есть свободное время на себя. Но жизнь в каких-то моментах стала даже проще, мне нравится.

О школьниках

Я заметил разницу между учениками. Они делятся для меня как бы на три группы: 5-7 классы, 8 отдельно, а потом уже 9-11. Первая группа — это шебушные дети, им бы повеселиться, поиграть. У восьмых классов «хромает» дисциплина, но им же по 14 лет, это переходный возраст. Старшеклассники же — сформировавшиеся ребята, которые собираются в скором времени уйти. Они знают, чего хотят, имеют свои цели и понимают, куда им нужно двигаться.

Школьники сейчас знают свои права, имеют нотки наглости, особенно когда дело касается телефонов. Это поколение нестандартное. Возьмем даже просто их внешний вид: цветные волосы, кольца в носу, странная одежда.

В учебном плане мне просто объяснить детям материал, потому что мы из одного поколения, на одной волне, я знаю современные фишки, молодежный сленг. Я могу обучить их с помощью ситуаций из современной жизни, при этом стараюсь примеры связывать с увлечениями учеников, например, с видеоиграми. Считаю это правильным.

Ребята из 10 класса интересуются, например, военной темой, оружием, и я могу поговорить с ними об этом. Парень один, одиннадцатиклассник, играет на гитаре. Я нашел с ним общую тему в музыке, мы общаемся, обсуждаем группы. Иногда он приходит в школу с гитарой, и в свободное время на переменах я прихожу к нему в класс и слушаю его. Я общаюсь с детьми на их языке, но при этом сохраняю субординацию. И меня воспринимают всерьез.

Еще на первых занятиях, когда только знакомился с ребятами, я поговорил с ними об уважении и дисциплине. О первой позиции я сказал им так: «Если вы уважаете меня, то уважаете себя. Если уважаете себя, то вы уважаете своих близких» И в тот момент, когда дети начинают баловаться, сразу напоминаю эти слова. И знаете, фраза работает. Вторая позиция — дисциплина — это залог успеха наших занятий. Если она хорошая, то я успеваю рассказать и учебный материал, и что-то неформальное.

Отношение учеников к ОБЖ

Мне кажется, что дети изучают мой предмет потому, что его веду я. То есть они воспринимают меня не просто как преподавателя, а как личность. Предмет ОБЖ в принципе считается несерьезным, многие халатно к нему относятся: не делают домашнее задание, забивают просто. Но большую часть учеников я заинтересовал к его изучению. Например, я могу провести 3 урока сам, а потом дать эти темы дома изучить, делю по рядам. И на уроке дети делятся рассказом и впечатлениями не только со мной, но и с классом. По сути, они читают и даже учат те параграфы, которые никто никогда не читал и не учил в свои школьные годы.

Я стараюсь проводить уроки интересно, использую различные видео, презентации. Если чувствую, что им становится скучно, то отхожу немного от темы урока и рассказываю ситуации из своей жизни, показываю обсуждаемое жестами и действиями. Ребятам это интересно, я вызываю тем самым у них улыбки. Предмет ОБЖ предполагает под собой не только учебный материал, но и жизненный опыт человека. Поэтому ученикам становится любопытно, они слушают меня. Бывает такое, что я захожу в класс, дети сразу же откладывают все свои дела и начинают вникать в тему разговора. Бывали моменты, когда мне казалось, что они не дышат.

Я стараюсь выполнять те правила, которым учу и к выполнению которых призываю детей. Иначе, каким я буду учителем, если не являюсь примером для них. Допустим, этим летом в моей деревне случился пожар — горели поле и часть леса. Я вызвал спецслужбы, и, когда они приехали, принял участие в тушении огня. Хочу сказать, что это достаточно тяжело. В один момент я попал в область, где было много дыма, и не мог дышать. Еле успел выбраться. То есть я уже морально готов к чрезвычайным ситуациям.

О личном

За стенами школы у меня много увлечений. Я занимаюсь спортом, каждый день хожу в тренажерный зал. Также у меня есть хобби —  коллекционирование монет. А еще я любитель музыки. Раньше слушал рок. Есть такая замечательная группа Nautilus Pompilius. Вот это —  настоящая музыка, в словах их песен есть смысл, не то, что сейчас, моргенштерны всякие… После армии мои вкусы изменились, я стал слушать разные направления. Обычно выбираю музыку под настроение.

Также у меня отец охотник, поэтому тоже немного увлекаюсь данным занятием. Эта частичка была вложена в меня с детства. Но охочусь я не так часто, как хотелось бы. Но у меня нет интереса убивать животных, мне нравится сама прогулка и наблюдение за ними. Я люблю окружающий нас живой мир и стараюсь его беречь.