Цвет надежды — синий. Художник из Сирии Эльяс Айюб
Художник из Сирии Эльяс Айюб рассказал «Морсу»о том, какими цветами он изображает войну и мир.
Когда мы только познакомились Эльясом Айюбом, я сразу обратила внимание на то, он словно светится изнутри. Искренняя доброжелательность и улыбка на лице казались чем-то необычным. Среди наших соотечественников редко встретишь человека, который будет так улыбаться незнакомцу. Только когда мы начали говорить о творчестве, выражение лица художника изменилось. И на это была веская причина…
От стихов к живописи
Эльяс еще в детстве любил делать зарисовки и занимался поэзией. В его стране к стихам особое отношение. Какое-то время он хотел стать поэтом, родители видели в нем дизайнера интерьера, но молодой человек решил посвятить себя живописи. Когда он окончил Дамасский университет, как лучшему студенту ему предложили там место педагога. После работы в учебном учреждении молодой художник решил снова учиться.
«Самым лучшим вариантом для меня была Россия. У вас очень большая и богатая школа живописи. Наши студенты восхищаются работами русских мастеров, и просто не понимают как те же Илья Репин, Суриков или Врубель могли создавать такие шедевры. Во время учёбы я был поражен уровнем реалистической живописи. А ваши авангардисты сделали то, что не смогли в Европе или в Америке придумать – это тоже очень интересно. Еще я мечтал посетить как можно больше музеев в России».
Символ войны
Эльяс говорит, на его работы очень сильно влияет творчество Пикассо с его стремлением к преобразованию форм. Однако сам он не торопится дать определение своему стилю: ему важно быть свободным во всем. Смысл своего творчества Эльяс долгое время старался донести через детали.
«Я начал искать важные детали в орнаментах, узорах. Пытался найти в арабских домах или одеждах . Но когда началась война, то стало не до красивых вещей».
Военные действия в Сирии, естественно, вызвали переживания о судьбе родины. Именно тема войны стала основной в его творчестве. Эльяс трансформирует весь ужас этих событий в символы. Здесь даже цвет несет своё значение.
«Чаще использую серый цвет. Либо светлый, либо темный оттенок. Для меня это символ пыли войны. Например, на одной из картин очень много серого, она вся почти окружена этим цветом – это символ того, что там везде есть война, везде бомбили, везде есть пыль этой войны. Даже на характере человека уже есть пыль этой войны, на его психике»
Цвет надежды — синий
Но есть и цвет надежды на его картинах – синий. Эльяс смело орудует кистью, не боясь сделать что-то не так. Он не старается прописывать красивые формы на картинах, ведь для него важно — насколько эмоционально она будет выполнена и что в себе будет нести. Он часто изображает мать с беззащитным перед лицом войны младенцем, солдат, окутанных тем самым серым цветом, а также улицы Дамаска, на которых и сейчас звучат выстрелы. Контраст мира и войны, прошлого и настоящего, безысходности и надежды на его картинах понятны даже неподготовленному зрителю.
В его мастерской всегда стоит ощутимый запах краски — у него много незаконченных работ. Среди них – «Письмо солдата», на которой видны строчки на его родном языке. В последнее время Эльяс экспериментирует с материалом. К холсту он прикрепляет черные и белые вставки, и на них рисует голубей. В Сирии он часто фотографировал виды своего родного Дамаска, захватывая объективом чистое небо и парящих в нём птиц. Их можно нередко встретить и на его картинах. Художник поясняет — это как еще одна надежда на жизнь в его стране без войн и оружия в руках.
Фото Эльяса Айюба