loader image

Автор комикса об Илье Муромце: «Комиксы — это круто, их можно воспринимать как искусство»

Курский художник Роман Шевердин создал стильный комикс «Илья Муромец: Песнь Соловья». Чтобы его напечатать, он запустил краудфандинговую кампанию и собрал больше 100 000 рублей. Недавно он представил комикс на московской книжной ярмарке Non/fiсtio№ 22. Пообщались с Романом и узнали, какая суперспособность нужна ему самому.


Кто вы по профессии? Чем занимаетесь?

— Я закончил КГУ, по специальности — магистр педагогических наук в области изобразительного искусства. Я думал, что из меня сделают художника, но нам сразу поставили точки над «i»: «Ребята, мы вас учим, чтобы потом вы были всю жизнь преподавателями изо в школе». Сейчас я общаюсь с теми, кто работает по профессии, их рабочий день длится долго, а дома им нужно составлять учебные планы. Я решил, что эта профессия будет отнимать у меня много времени и сил, а мне нужна была такая работа, чтобы я мог прийти домой и забыть о рабочих вопросах, размышлять, рисовать. Сейчас я тружусь в строительном бизнесе, у нас небольшое семейное дело по продаже стройматериалов, сам их продаю и что-то погрузить могу. Если на работе есть свободное время, то я — в своем проекте.

Были ли в семье творческие люди? Почему вы решили пойти на худграф?

— Никого творческих нет. Моя тетя, сестра отца, немного рисует, она в молодости хотела пойти на худграф, но ее отговорили. С самого детства у меня получалось хорошо рисовать, я не выбирал, за меня все было решено судьбой. Я ходил в художественную школу, закончил ее еще в пятом классе. А дальше что? Куда идти? И тогда мой отец договорился и отвел меня на подготовительные курсы на худграф в пединститут. Я был подростком, а там занимался со взрослыми девушками и парнями. Они все хорошо рисовали, а я в сравнении с ними — не очень, приходилось много нагонять, чтобы быть не самым худшим. Там я хорошо поднаторел, мой уровень стал выше.

Как появился интерес к комиксам?

— Впервые я познакомился с комиксами в дошкольном возрасте, наткнулся на старые издания черепашек ниндзя, жутко затрепанные, в переводках, с рваными страницами. Первый такой комикс я увидел у двоюродного брата, он, разумеется, мне его не подарил — побоялся, что испорчу. А потом в школе у одного из товарищей выменял комикс на яблоко. Их тогда было мало, они не продавались в магазинах, находили где-то случайно. Когда мне было лет 12-14, их как раз стали выпускать и переводить в России. Это был «Человек-паук», «Люди X». Они выходили в журналах, два раза в месяц. Несколько лет я скупал все, до чего мог дорваться. Потом родители мне сказали: «Хватит тратить деньги на ерунду! Ты уже взрослый, тебе скоро 16!» А я не воспринимал, что они детские. Комиксы за рубежом выходят аж с 40-х годов 20 века и к ним относятся нормально, ставят экранизации, получают награды и премии. А у нас все привыкли считать так: комикс — это либо для детей, либо для дураков. Конечно, что-то меняется, но не так быстро, как хотелось бы.

Когда решили сделать свой первый комикс?

— Когда я был на 3-м курсе института, начал встречать единомышленников, которым тоже нравились комиксы. Тогда же в городе открылся магазин комиксов «ФанХаус», он находился возле картинной галереи имени Дейнеки. Я увидел там полноценные книги комиксов, целые известные издания, покупал их, читал. И в определенный момент понял: ведь мне все время это нравилось и рисовать комиксы — это мое! В детстве урывками рисовал их. Сейчас — почему нет?! Графика у меня всегда получалась лучше, чем живопись и прочее. Комиксы это — ракурсы, интересные подходы, какие-то художественные линейные ходы — это то, что мне дается легко. Мой первый опыт — комикс про вторую мировую войну «Следопыт» — концлагеря, полуфантастика. Я его не закончил, потому что совершил одну из распространенных ошибок начинающих художников-комиксистов: сразу стал делать длинную историю. Это неправильно. Для начинающего все же лучше набивать руку короткими историями.

Когда я поступил в магистратуру, мне нужно было выбрать тему для магистерской. Тогда я и решил, что буду рисовать комикс. Основной моей задачей было доказать, что комиксы — это круто, их можно воспринимать, как искусство, а не как какие-то дурацкие картинки. Конкретно про богатыря не думал, я мог нарисовать и войну 1812 года, и поручика Ржевского. Но мне захотелось сделать что-то, направленное на развитие национального самосознания, на развитие личности. Я вспомнил, что у нас есть богатыри и былины о них. Это прекрасная основа для комикса, потому что это герои со сверхспособностями, которые защищают народ, противостоят злодеям. А Илья Муромец — он же основной богатырь, самый интересный, а фишка в том, что он не на 100 % хороший или плохой.

Какой Илья Муромец в вашем комиксе?

— Мой Илья — противоречивый. Он, как и все люди, совершает ошибки, учится на них. В начале романа он предстает в одном образе, а к концу — меняется. Немного спойлеров: в прологе Илья показан старцем, который доживает свои последние дни в монастыре. Это похоже на историческую правду, если говорить о том персонаже, которого считают прообразом Ильи Муромца, его причислили к лику святых не только за ратные подвиги, но и за его духовную борьбу. Такой пролог я сделал специально, чтобы показать, насколько этот персонаж сложный и необычный, им пройден такой путь, который привел его в монастырь.

Какой способностью обладает Илья Муромец?

— Он умеет терпеть! Я старался в комиксе прямых преувеличений, как в былинах или в фильмах про супергероев, не делать. Мои герои приземленные. Илья Муромец, конечно, силен и крепок, но никаких сверхспособностей у него нет. Если он один кинется в бой с целым отрядом врагов, для него это может печально закончиться. Ему, как обычному человеку, надо все-таки думать головой, чтобы не попасть в такую ситуацию и, кстати, в комиксе это развитие персонажа тоже отражено. Поначалу он где-то переоценивает свои силы и возможности, не думает наперед о последствиях, к которым могут привести его поступки. Все это меняет его характер.

Как вы придумывали сюжет? Изучали дополнительные источники, литературу?

— Читал исторические книги, чтобы не быть голословным, не выдумывать из головы. Конечно, мой роман не соответствует на 100% былинам, не рассказывает их дословно, это совершенно новая, оригинальная история. За основу брал былины про Илью Муромца и думал, какие моменты было бы прикольно обыграть.

Я писал комикс «Илья Муромец» как дипломную работу. Изначально он был короткой, линейной историей на 25-30 страниц: персонаж переходит из пункта А в пункт Б, пришел, увидел, победил, ушел. Мне нужно было успеть к защите диплома, поэтому многие истории я не успел вставить. Потом закончил магистратуру, получил диплом и решил расширить первую историю, добавить моменты, раскрыть персонажей. Как-то наткнулся на комиксы Майка Миньолы про Хэллбоя. В них интересная структура истории, они все законченные, отдельные и даже сам Хэллбой не выступает каким-то главным персонажем, он, скорее, посредник. В каждой из историй раскрываются фольклорные элементы разных стран. Я применил такой подход в «Илье Муромце», сделал еще одну дополнительную историю, не связанную с основным сюжетом романа. В книге она идет шестой главой.

С этой историей получалось около 100 страниц, и я решил, что надо его напечатать. Наткнулся на издательство «Комикс Паблишер», оно представляет авторские комиксы российских независимых сценаристов и художников. В отличие от других издательств, они не лезут в работу автора, дают ему полную свободу действий.

Как решили размещаться на краудфандинговой площадке? Хорошая ли это идея? Что нужно учесть людям, которые хотят попробовать этот метод монетизации?

— Комикс был готов, настала пандемия, люди сидели без работы и денег. Та же ситуация была и с издательствами: аренду платить надо, конференций и выставок не проводилось почти год. Кто-то закрылся, а у «Комикс Паблишер» на тот момент была успешная краудфандинговая компания на издание 2-х томника Аскольда Акишина.

Изначально я не хотел идти в краудфандинг, знал много отрицательного опыта, когда люди не могли собрать заявленную сумму, все возвращалось обратно и автора ждало разочарование. Поэтому я был настроен скептически: кто захочет скидывать деньги на комикс неизвестного автора?! Но! Есть разница, когда люди собирают просто на идею: нет сценария, есть пара рисунков и все. По сути — это кот в мешке. Такие проекты спорные. А у меня был готовый проект! Мне не нужно было говорить людям: «Платите деньги, я просто буду на них жить, пить кофе и прочее». Я обозначил, что у меня есть готовый проект, собираю для того, чтобы его напечатать и донести до читателей. Сейчас на краудфандинге лучше заявлять меньше необходимого, чтобы неподъемные суммы не пугали людей. Чтобы напечатать один тираж — 500 экземпляров, учитывая, что черно-белое издание дешевле цветного, нам нужно было около 150 тысяч рублей, но мы изначально заявили сумму в 55 тысяч рублей.

Сколько собрали в итоге?

— Около 130 тысяч. В целом, задача была выполнена.

Можно было отследить, кто и сколько перевел?

— Да, конечно. Человек просто заранее покупал себе комикс. Например, он стоил 700 рублей, когда краудфандинг закончится, ему его отправят. Участник мог купить его с автографом автора или скетчем. Я предложил нарисовать от себя 30 скетчей, чтобы люди могли их купить вместе с комиксом, немного доплатив. Часть людей была из тех, кто уже ранее участвовал в таких компаниях, часть случайных. Аудитория преимущественно от 18 до 30 лет и взрослые люди тоже встречались. Большинство из покупателей, конечно, мужчины, но девушки тоже были, говорили, что понравился персонаж, славянская стилистика.

Вы уже получили обратную связь о своем герое?

— Я только начал ее получать, но она меня уже радует. Отзывы пишут простые читатели, кто уже успел купить и прочитать. Они тащатся от стилистики, от реалистичного персонажа, от своеобразной интриги. Людям понравился мой подход. Многие ведь думают, что это рисунки по былине, но в моей книге все по-другому. Пересечение с былинными фактами лишь в одном: в одной из историй Илья Муромец все-таки сталкивается с Соловьем-разбойником. На этом все. Остальные вещи там совершенно иные, другой баланс между персонажами, другие характеры. Но и людям, которые знакомы с былинами, будет интересно наблюдать за развитием персонажей романа, потому что там есть упоминания, отсылки и предпосылки того, кем этот человек в дальнейшем может стать.

Вам самому нравится, каким получился «Илья Муромец»?

— Я старался воспринимать его как рядовой читатель. Я бы такой комикс прочел, такие вещи меня привлекают.

Где сейчас продается книга? Сколько она стоит? Как ее приобрести?

— Прямо сейчас роман можно заказать в издательстве «Комикс Паблишер», питерских и московских магазинах, в сети «Апельсин» , в основном, в комикс-шопах. В «Читай-городе» он тоже появится, его можно будет там заказать. А еще приобрести книгу возможно у меня в сообществе. Она стоит 900 рублей. Если заказать у меня, то она будет с автографом и скетчем за ту же сумму.

Можно ли заработать, рисуя комиксы?

— За рубежом многие именно так зарабатывают. Живут, рисуя комиксы, получая с этого деньги. А в российской комикс-индустрии это сложновато, но осуществимо. Какие-то художники рисуют работы на заказ, параллельно где-то их продвигают на различных ресурсах. И многие художники целый день рисуют и свои истории, и заказные, получают деньги. Это непросто, нужно много работать. Если бы мне деньги откуда-то «капали», я бы рисовал быстрее, но мне приходится работать на другой работе.

Где вы рисуете? Что вам нужно для работы?

— Рисую и дома, и на работе, если есть возможность. Нужна обычная бумага, черная гелевая ручка, тонкий и толстый маркер. Пробовал тушью, гуашью — не подошло. Изначально прописывается основной сценарий, потом делаются раскадровки постранично, просчитывается сколько будет страниц и что на каждой из них будет изображено.

Почему ваш «Илья Муромец» черно-белый?

— У меня стояла задача привлечь читателя приемами графики, чтобы рисунки были сочными и яркими, в черно-белом цвете. Подобные приемы использует Фрэнк Миллер, который создал такие «Город грехов» и «300». В России это Аскольд Акишин, советский художник, который уже лет 30 занимается комиксами и рисует, в основном, графику.

У меня много раз спрашивали, когда я покрашу «Илью Муромца». Я отвечаю, что он изначально задуман черно-белым и я специально использовал определенные приемы, чтобы на черном и белом отразить пространство. Подходы к созданию черно-белого и цветного комикса абсолютно разные. Когда художник рисует под цвет, он может какие-то моменты детально не прорисовывать, зная, что они потом покрасятся. А если у тебя только черный и белый цвета, ты должен совершенно по-другому мыслить, представлять, как ты будешь излагать саму историю.

Есть ли мысли сделать следующий комикс цветным?

— Я уже практически нарисовал цветной комикс. Мне хотелось перезагрузить мозг чем-то совершенно иным. Придумал прикольную небольшую историю, в ней попробовал быть колористом, красил в фотошопе. Вроде, получилось здорово. Это хоррор, похожий на классические фильмы-ужастики из 80-90-х годов 20 века. Он «18+» на полную катушку.

Почему комиксы это чтение не только для детей?

— Комиксы — это как фильмы и мультфильмы: есть детские, есть взрослые. Все зависит от сюжета и его подачи. Мой «Илья Муромец» — «12+», я могу охватить сразу несколько категорий возрастов. Еще есть комиксы, которые выполнены профессионально с художественной точки зрения, их не обязательно читать, их можно рассматривать по многу раз. А есть комиксы с текстами, за которые их авторы получали престижные литературные премии. Комикс — это книга, которую ты можешь не только перечитывать, ее можно еще и разглядывать много раз, находить больше деталей, ответов, смысла.

За рубежом и в России проводятся Comic Con. Участвовали в них или планируете?

— Я бы поучаствовал, но пока что они проходят в режиме онлайн. Раньше хотел побывать на таких мероприятиях, но я не думал, что могу на них попасть в качестве автора. В марте этого года я принял участие в международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fictio№ 22 в Москве. Это престижная книжная ярмарка, в ней участвовали разномастные писатели, издатели со своими проектами, всего было заявлено 16 стран. Я провел небольшую конференцию в рамках аллеи комиксов. Раньше на этой ярмарке были в основном книги, а сейчас устроители подумали: «Комиксы — это же, наверное, тоже литература?!». Участники ярмарки его живо приняли. Comic Con престижнее, но туда и попасть сложнее. Если он будет проводится офлайн и меня туда пригласят, конечно, я поеду!

Вы за Marvel или DC?

— Я стараюсь их не сравнивать, мне нравится многое, но по-своему. Мне нравится, как DC обыгрывает мрачность, нравятся их аналогии с библейскими и литературными персонажами, фильмы Зака Снайдера «Лига справедливости». Мне нравятся и веселые аттракционы, которые делает Marvel. Мы же не смотрим только ужастики или только комедии, смотрим разное. Так и здесь: если продукт хороший сам по себе, я могу посмотреть и DC, и Marvel.

У вас есть любимый комикс? Фильм? Герой?

— У Marvel больше всего мне нравится Каратель, он приземленный, мрачный персонаж, мне всегда импонировал его трагичный образ. У DC тоже мрачный, противоречивый, но всем более известный Бэтмэн.

Будете смотреть экранизацию российского комикса «Майор Гром: Чумной доктор»?

— Я отношусь к экранизациям положительно, если они качественные. Я за то, чтобы комиксы экранизировали, и российские, в том числе. Я такие вещи люблю и всегда смотрю. Я очень надеюсь, что Майор Гром будет положительно принят. Сейчас это знаковый проект. Он покажет, имеет ли место в России экранизация комиксов. Пока что у нас такое кино снимают за деньги создателей самого комикса, они не финансируются фондом кино. Да и комиксов российских особо не было, нечего экранизировать. Если этот проект себя хорошо покажет, то люди увидят, что по нашим комиксам можно снимать фильмы.

Какой суперсилой вы хотели бы обладать?

— Я бы хотел иметь кучу своих клонов, которые вместе со мной рисовали бы комиксы. Если бы мы все вместе это делали, справлялись бы куда быстрее. На создание комиксов затрачивается много времени. Если «Илью Муромца» я делал 3 года, то, сколько уйдет на остальные?! Идей новых много, а времени мало. Поэтому было бы круто обладать какой-то сверхработоспособностью, делать все супербыстро и суперкачественно. Или поставить время на стоп, рисовать и никуда не спешить — это было бы здорово!