«Курск не изобилует экзотикой, а в этом плане мы очень любопытны». Владелица лавки ULTRA
Популярность фермерских продуктов растет с каждым годом. Люди все чаще предпочитают маленькие лавки с овощами и фруктами сетевым магазинам, считая, что там товар свежее и натуральнее. Екатерина Рудакова решила создать свою продуктовую лавку в Курске. Помимо большого выбора, сюда можно приходить для эстетического удовольствия.
Как появилась идея создать лавку?
— Давно заметила тенденцию, что молодые люди, в свое время уехавшие в крупные города, стали возвращаться и привозить интересные идеи из мегаполисов в провинцию. Наверно, это и есть естественный ход развития маленького города. И я не исключение: с мужем прожили десять лет в Санкт-Петербурге, родили там двоих детей и недавно вернулись обратно в Курск. Нам хотелось создать «магазин у дома» в лучшем его смысле. Куда постоянные покупатели будут забегать переброситься парой фраз, а, проходя мимо, будут махать нам рукой. В этом плане близка и понятна культура и эстетика маленьких европейских городков — с центральной площадью, одной парикмахерской, аптекой, булочной, мясной и овощной лавками. Очень надоели безвкусные, «пластиковые» овощи и фрукты в сетевых маркетах. Курск не изобилует экзотикой, а в этом плане мы очень любопытны.
У вас и правда очень симпатично. Почему тогда не кафе, а овощи и фрукты?
— А почему только в кафе должно быть красиво? Мне хочется, чтобы эстетика была везде: от ПЛК до Дериглазова, от Полета до Плевицкой. Есть выражение «Нормально делай — нормально будет», которое стало основной концепцией нашего дела. У нас получилось создать новый формат для города — узкоспециализированный магазин, в котором мы стараемся максимально полно представить весь ассортимент. Например, в наличии всегда найдется четыре-пять видов манго из разных стран, а в обычном сетевом магазине редко может посчастливиться встретить хотя бы один.
Вы находитесь на территории АЗС, почему это место?
— Во-первых, это удобное расположение. Здесь огромный жилой район и люди не избалованы местами досуга. Хоть я и живу в центре, мне кажется несправедливым, что все самое интересное сосредоточено между Красной площадью и площадью Перекальского. Во-вторых, здесь нам предложили выгодные условия аренды и работу под одним брендом. Поэтому мы тоже ULTRA. И тут удобная парковка и высокая проходимость. Люди, которые о нас не слышали, заезжая за бензином, видят лавку, заходят и знакомятся с ассортиментом. Все в плюсе.
У вас большая команда?
— Пока нас не так много — мы с мужем и два продавца. Активно помогают и поддерживают друзья и родные. Огромное спасибо им за это. Лавка не так давно открылась, поэтому не успели еще собрать большую команду. Но у нас большие планы, все впереди.
Можете поделиться планами?
— Из первостепенных — запустить доставку. Я сама много работаю и ходить с тележкой по супермаркету для меня — большая роскошь и расточительство в плане времени. Хочется облегчить людям жизнь хотя бы в этом аспекте. Пока у нас нет централизованной доставки, но для наших постоянных покупателей мы уже сейчас доставляем продукты с помощью службы такси.
откуда ваши продукты?
— Некоторые закупаем у местных. Например, клубника привезена с маленькой частной фермы под Курском. Она ничем не обработана, натуральная и вкусная. Это касается всех сезонных продуктов : огурцы, картофель, кабачки, зелень. Все местное. Это позволяет снизить транспортный след и поддержать локальные хозяйства. С удовольствием покупали бы и маракуйю у местных фермеров, как только они придумают как ее здесь выращивать. Большую часть всесезонно закупаем на оптовых базах Москвы, куда товар доставляется самолетами со всего мира. Это важно, потому что фрукты и овощи прибывают на пике своей спелости, а не собираются недозревшим и доходят в долгом пути.
А кто ваши покупатели?
— Здесь мы обходимся без границ и рамок. К нам часто приходят пенсионеры. Для них мы стараемся держать цены на базовые продукты ниже рыночных. За азиатскими сладостями забегают дети. В соседнем торговом центре есть фитнес-зал, откуда после тренировки идут люди за нашими полезными смузи.
Кстати, про смузи. У вас же есть свой бар?
— Смузи-бар — это вообще новая тема для города. А ведь это так быстро, вкусно, удобно и полезно. В моей голове это сразу сложилось — все под боком, нужно немножко фантазии и блендер. Сначала наша кухня походила на лабораторию: смешивали, пробовали, оттачивали вкусы, консистенции, пропорции. В итоге создали несколько удачных комбинаций. Но мы не останавливаемся, продолжаем экспериментировать и открыты к предложениям. Если покупатель хочет добавить или убрать что-то, с радостью это делаем. А еще у нас можно купить напитки с пробиотиками от наших партнеров.
Лимонады готовим на основе натурального пюре из фруктов, ягод и трав. Что касается наших авторских чаев, то это не совсем чай в нашем привычном понимании. Это скорее согревающие напитки-пунши на основе натуральных фруктов, ягод, трав и пряностей.
ВЫ СКАЗАЛИ ПРО НИЗКИЕ ЦЕНЫ. РАЗВЕ ЭТО ВЫГОДНО ДЛЯ ВАС?
— Иногда мне кажется, что я работаю за идею. Вы не представляете сколько времени и сил мы тратим на переборку товара, но это важно и нужно, потому что «продать» или «втюхать» — не наша история. Хочется делать все честно и на совесть. О прибыли сейчас не идет даже речи. Важнее, чтобы к нам возвращались. Пока все процессы не отладим, будем радоваться постоянным покупателям. Фрукты и овощи— это очень скоропортящийся товар. Но мы нашли экологичный выход — сотрудничаем с «Доволье». Ребята забирают у нас фрукты, которые потеряли товарный вид, и ферментируют их в квас.
У вас много интересных баночек с лимонадами, соусами и закусками, азиатскими сладостями. Не боятся люди покупать такое необычное?
— Нет, наши покупатели — очень интересующиеся люди. Азиатские сладости больше для детей, конечно. Начали привозить их, потому что наши дети просили и были от них в восторге. Лимонады и баночки с закусками — это моя любовь. Я очень падкая на красивые этикетки и коробочки.
Я люблю все пробовать, поэтому и даю своим покупателям такую возможность — организуем дегустации. Так как мы привозим сразу несколько видов продуктов, то хотелось бы понимать их разницу нам самим.
У вас под окном стоит пикап с арбузами из Дагестана, а почему не наши фермерские?
— Мы отслеживаем сезонность, идем за солнцем. Весной возили арбузы из Ирана, потом пошли азербайджанские и казахские, на смену им пришли ягоды из Дагестана. Новую партию уже привезли из Краснодара. И так со всеми продуктами. Частое утверждение: «Для арбузов еще рано, не сезон» — вызывает во мне негодование. Всегда хочется спросить: «А когда в России сезон бананов? Они круглый год у нас!». Да, для России не сезон, а в Иране его разгар.
Пикап привлекает внимание?
— Да, мы заметили, что он популярен не только у наших покупателей. Его просили в аренду на съемку, чтобы вывезти в поле, но, к сожалению, это невозможно. Есть риск испортить товар. Так и вижу новости на «Автокадр46» про тонну арбузов, которая на проспекте Победы рассыпалась. А здесь — пожалуйста, приходите фотографируйтесь.
Пока на территории АЗС ведутся ремонтные работы, поэтому у нас проблемы с фасадом и наружной рекламой, но очень хочется сделать все красиво, привести в порядок, создать сезонные декорации. Поэтому пока скажем «Спасибо» человеку, который одолжил нам свой пикап. Он, действительно, привлекает внимание.
Вы ведете только телеграм-канал. Этого достаточно для развития бизнеса?
— Мы пока не стремились бросить все силы на развитие соцсетей. Канал завели для постоянных покупателей, в котором анонсируем поставки, рекламируем дегустационные сеты и рассказываем о новинках. Обязательно заведем соцсеть с картинками и будем развиваться там!
Вас можно назвать эко-френдли?
— Да, мы продвигаем идеи осознанного потребления. Когда только открылись, столкнулись с проблемой мусора. У нас его очень много. Все приходит в фруктовых ящиках, в коробках. А я уже давно сортирую мусор дома и здесь тоже ввела это правило. Сортируем на несколько фракций и сдаем на переработку. Подключила и АЗС к этому делу. Мы у них забираем весь картон, пластик, бутылки и сдаем в «Экодом».
Изначально у меня была идея сделать магазин в стиле Zero-waste, но пока это сложно. В Курске и вообще в России люди к этому не готовы, они об этом мало знают. Но я надеюсь, что подобная задумка выльется во что-то большее, чем просто идея в голове. Сейчас у нас можно купить шоперы. Безумно хочется, чтобы люди ходили к нам со своими сетками, авоськами и минимизировали использование пластика.