Паперкрафт-мастер Сергей Евстратов: «Люди думают: раз это бумага, стоить должно дёшево»
Узнали, сколько времени, денег и нервов уходит на создание полигональных фигур
Паперкрафт — хобби, которое может себе позволить только человек, имеющий в запасе большое количество нервов, времени и бумаги. Курский предприниматель Сергей Евстратов стал создавать объемные фигуры из бумаги шесть лет назад. Сегодня он единственный в городе мастер, который занимается паперкрафтом постоянно: делает скульптуры на заказ, отправляет фигуры в другие города по почте, проводит мастер-классы.
Журналист «Морса» Владислав Фетисов встретился с Сергеем, чтобы узнать, сколько времени занимает хобби и можно ли зарабатывать в Курске на бумажных фигурах.
— Давай с самого начала. В чем разница между оригами и паперкрафтом?
— Классическое оригами делается из одного листа бумаги, любого размера, а по форме чаще всего квадратного. Фигура делается только методом сгибания, без использования клея и ножниц. А паперкрафт — это трёхмерное моделирование. Здесь применяются и ножницы, и клей, и другие подручные средства для того, чтобы создать более реалистичную фигуру. Как минимум, различие в этом.
Начинал я как раз с обычного оригами. Мне было примерно 8-9 лет, когда я вообще заинтересовался этим. На уроках труда увидел, что можно из листка бумаги сделать что-то интересное. Это были всякие кораблики, самолётики, в общем, что-то максимально простое. В конце 90-х годов было тяжеловато с тем, чтобы достать литературу, да даже лишний листок бумаги. Поэтому на долгое время я забыл вообще о существовании этого увлечения и просто играл в футбол с ребятами на улице.
Вернулся этот интерес в 23. В интернете наткнулся случайно на фигуры оригами и подумал: «А почему нет? Я же когда-то занимался этим. Давай-ка попробую снова». Потом от обычных оригами перешел на модульные. Это когда из маленьких треугольников собирается большая фигура, как пирамида. Но оно мне быстро надоело, потому что в таких моделях минимум реалистичности. А я — любитель именно реалистичных фигур. Случайно наткнулся на паперкрафт. Вот тут меня и прорвало…
— А внутри паперкрафта есть какие-то особые стили создания моделей?
— Сейчас больший интерес проявляют люди к сборке Low Poly фигур, где меньше полигонов. Полигон — это одна поверхность до сгиба. Сейчас мода пошла на то, что чем меньше сгибов, тем лучше. Я придерживаюсь всё-таки другого направления. Я люблю, чтобы фигура была максимально детализирована. Чтобы, например, у человека можно было рассмотреть каждую деталь вплоть до узора ушной раковины, чтобы можно было увидеть отдельно каждый палец и каждую фалангу.
К сожалению, так как мода диктует свои условия, мне приходится, так же как и всем, увлекаться Low Poly. В данный момент вот, тоже будем собирать Low Poly птицу. В ней будет минимум углов, но максимум похожести. А есть ещё No Poly — это когда люди стараются делать вообще без изгибов, то есть, чтобы ломаных линий не было, всё было обтекаемо. Я пока ещё себя в этом направлении не пробовал, но думаю, я доберусь до него тоже в ближайшее время.
— Как происходит сборка модели? Вырезаешь каждую часть и склеиваешь?
— Сначала на планшете разрабатываю эскиз в 3D-дизайне, делаю на деталях разметку, чтобы проще было сгибать бумагу. Потом печатаю, вырезаю. Если страницы пронумерованы, то просто нахожу детали, которые совпадают по номерам, и между собой их склеиваю.
— Идеи для работ откуда берешь?
— Из моей головы, из головы дизайнера, из ещё из чьей-то головы. Я с ребятами из других городов общаюсь, мы обмениваемся файлами для сборки. Кто-то продаёт их, кто-то раздаёт так, на пробу, чтобы потом ему отзывы написали или сказали своё мнение о том, хорошо ли собирается. Я часто как раз выступаю в качестве тестового сборщика.
— Много черновиков отправляются в мусор?
— Я никогда не делаю на черновик. Это убийца времени, потому что ты тратишь его столько же, сколько потратил бы на создание чистовика , но потом не знаешь, куда это всё девать. Поэтому я стараюсь сразу сделать.
— Но ведь сложно делать всё с первого раза.
— Ну да. Это требует большого терпения. Один раз только был, когда я психанул и порвал свою фигуру. Это было из-за того, что в ней было слишком много мелких деталей было и они у меня не получались.
— Сколько уходит времени на одну фигуру?
— Быстрее всего сделать кубик или коробочку. А может попасться маленькая, 10-сантиметровая фигурка, которая будет очень-очень детализирована. Я на неё потрачу столько же времени, сколько на создание большой фигуры, но в которой будут большие детали, которые проще вырезать и проще склеить.
Хотя можно посмотреть на это и с другой стороны. Если у тебя не хватает пальцев при сборке маленькой модели, ты берёшь пинцет и пинцетиком работаешь. Он тоненький. А большую фигуру… если у тебя пальцев не хватает, то, к сожалению, тут уже ничего не придумаешь. А вообще, средние по сложности фигуры требуют от десяти часов и дольше, начиная от момента вырезания деталей и до окончания сборки.
— А какая фигура заняла больше всего времени?
— Однажды я собирал фигуру около 100 часов. Естественно, это не за один присест, а ежедневно по 2-3 часа.
— Есть какая-то любимая модель, которую ты создал?
— Да. Есть. Это персонаж игры League of Legends — Teemo. Я её именно для себя делал, в удовольствие.
— Есть какая-то специальная бумага для данного творчества или это всё обычный картон?
— Использовать можно любую бумагу. Главное, не офисную. Офисная может пригодиться для черновиков: если ты разработал 3D-модель и не знаешь, как она будет себя вести при сборке, можно попробовать из офисной ее собрать, чтобы потом было не жалко скомкать и выкинуть.
— Дорогостоящее, выходит, твое увлечение?
— Да, достаточно. Вот смотри. Лист формата а4 стоит 30 рублей, как минимум в 15 раз дороже обычной, плотностью 80 граммов. Поэтому и фигуры дорогостоящие. Но, к сожалению, люди думают, что раз это бумага, то стоить должно дёшево. Чуть ли не бесплатно. Это менталитет наш. Люди везде и всегда всё хотят подешевле. А лучше на халяву.
— Кто чаще всего покупает фигуры?
— У меня есть частный коллекционер, который скупает почти все мои фигуры. У неё уже в коллекции порядка 15 моих фигур. Причем покупает именно то, что я делаю для себя. Я сделал что-то, принёс, к себе на рабочее место поставил. Она увидела и говорит: «Беру».
Чаще всего я делаю фигуры для оформления торговых площадей, фотозон, ресторанов, кафе. Как в том мультике: «Для чего у нас картина висит? Чтобы дыру на стене загородить».
— Сколько стоят фигуры?
— По-разному. Начиная от 1000 рублей и вверх.
— Конкурентоспособны ли бумажные фигуры по сравнению с флористикой, например, или чему-то подобным?
— Флористам всё-таки попроще напихать цветы в букет, у меня на создание одной фигуры уходит несколько десятков часов.
— Есть ли люди, которые сделали бизнес на бумажном моделировании?
— Есть. И я за ними стремлюсь. Есть девушка, которая делает 3D-модели. Недавно со своей командой она летала в Швейцарию, чтобы в местном торговом центре собрать семью оленей. Три или четыре фигуры было. Ей обеспечивали проживание, перелёт, ещё и денег она на этом заработала. Ну а в Курске я единственный из тех, кто профессионально этим занимается, единственный. И, надеюсь, я таким буду максимально долго.