Оператор Владимир Долженков: «Нужно гнаться не за деньгами, а за тем, что приносит удовольствие»

Владимир или просто Вова, как он себя называет — амбициозный оператор-постановщик и режиссер. Снимает документальное кино, игровое кино, клипы и рекламу. Летом 2023 года в команде с Екатериной Ребежа снял фильм о Русском Севере «Север помнит». А весной этого года вместе с командой ЦФО занял третье место на чемпионате «ArtMasters Регионы» — кинобитва. А еще Владимир — преподаватель студии фото- и видеопроизводства в Школе креативных индустрий Курска.

Пообщались с Вовой и узнали, как он все успевает. Спойлер: никак.


Ты очень быстро и ярко взлетел. Недавно еще никто не знал Владимира Долженкова, а сейчас у тебя расписан график съемок. Как так получилось?

— Если я смотрю на себя со стороны, я понимаю, что есть какие-то достижения, успехи и победы, но для себя самого я остаюсь по-прежнему тем же Вовой, которого никто не знал, у которого никто никакие съёмки не заказывал. Говорить о самом себе, что я молодец, сложно. Часто критикую свои работы. Доделаю ролик и не могу его смотреть сразу, потому что он мне не нравится. И только через полгода могу сказать, хорошо это было или так себе. Многим, кто не связан со сферой видео, кажется, что съемки — это не так сложно. Со стороны мы видим готовый результат, будь то организация, бренд или персона, и не всегда можем оценить сколько на самом деле было проделано работы ради этого результата. А это всегда огромные объёмы.

Итак, давай по порядку. Когда ты начал снимать?

— В школе дал себе установку: буду заниматься только тем, что мне интересно. Что это будет, ещё не знал. Какое-то время хотел стать актёром. Потом увлекся компьютерными играми и даже создали с другом свой сервер. После школы поступил в сельскохозяйственную академию. И вот однажды мы с семьей поехали на отдых, я взял новый папин телефон и пошел фотографировать. Очень увлекся! Вспомнил, что дома есть фотоаппарат, стал снимать на него.

Учился по видосикам в YouTube, что-то вычитывал, что-то высматривал. Ну и, конечно, самое главное — это практика. Фоткал всё, что движется и что стоит. Всё, что можно сфотографировать. В университете подошел к замдекана и сказал: «Хочу снимать мероприятие». Всем мои работы понравились, мы основали новую пресс-службу. И туда пришел работать оператор Владимир Придворов. Можно сказать, моя видеосъёмка — это школа Владимира Придворова. Назовём это так. Я плавно перешел от фото к видео и понял, что оно станет частью моей жизни. Родители говорили: «Надо же куда-то устроиться, надо как-то надо зарабатывать деньги». Никто не думал, что вот этим самым я буду обеспечивать себе жизнь. Но упёртый Вова — я же козерог — шёл и шёл по этому пути.

Назови самые крутые проекты на сегодняшний день

— Это для меня самая сложная задача, потому что в каждый проект были вложены и душа, и сердце, и эмоции, и весь опыт. Могу выделить фильм «Север помнит» и документалку «Я здесь» о Тавриде. Еще очень классная история была с «АртМастерс» — мы сняли короткометражку, которая в скором времени появится в онлайн-кинотеатрах. Но хочу такую фразу сказать в конце — крутые проекты у меня впереди.

Расскажи историю создания документального фильма «Север помнит»

— Я купил новую камеру, решил потренироваться, а заодно обновить портфолио. Предложил Кате Ребежа, с которой только недавно познакомился, снять небольшой фильм о ней, мини-интервью. Кстати, его тоже можно добавить в список крутых проектов — он хорошо получился. Нас пригласили на радио рассказать об этих съемках и в конце задали вопрос — а что дальше? Мы с Катей сказали, что теперь на Север поедем. Шутканули так. Через некоторое время звонит Катя и говорит: «Поехали». Спрашиваю, есть ли бюджет, — бюджета нет. Отвечаю: «Отлично, едем!». Собственно, так и рождаются творческие идеи, иногда они складываются из всего, что только можно, но бюджета не хватает. Кстати, это не сказалось на качестве фильма.

Я переживал, что фильм будет нудным и скучным. Все-таки полтора часа хронометража. Очень хотелось изменить мнение зрителей о документальном кино и сделать так, чтобы жанр полюбили. И судя по двум показам в Москве и Курске, это удалось. Зрители были в восторге и сказали, что он смотрится легко. А вообще, это идея Кати. Она давно думала над проектом, а воплотить в жизнь получилось совместными усилиями.

Что тебе самому больше всего нравится снимать?

— Больше всего люблю кино. Это очень большая и интересная работа, хочется вкладываться именно в такую историю.

Курский рынок видеографии — это свадьбы?

— Действительно, это так. Сразу скажу, я свадьбы не снимаю, хотя поступает очень много заявок. Такую установку поставил с самого начала и заниматься этим не хочу. Свадьбы, дни рождения, юбилеи хорошо оплачиваются, но коммерческие съёмки стоят сильно больше. А еще в кино можно раскрыться больше. Да, это сложнее, но я именно к этому и стремился. И ради этого, конечно, приходилось какое-то время сидеть на мели.

Можно ли развиваться в Курске? Что нужно для этого?

— Развиваться можно где угодно. Конечно, все зависит от того, чем ты занимаешься и как ты этим занимаешься. Начнём с таких общих моментов. Я живу в Курске, при этом почти каждую неделю бываю в Москве на съёмках. В столице больше гонорары, больше съёмок, есть крутые бренды. Сейчас по большей части я работаю с проектами федерального уровня. За последний год была только парочка небольших заказов в Курске. У нас слабое представление о ценовой политике съёмок. Рекламу хотят снять себе многие, но когда все считаем и говорим цены, чаще всего в Курске отвечают: «Ой, нет, это дорого. До свидания». В регионах есть крупные заказчики, но их мало и им не нужны съемки каждый день.

Хочется, чтобы региональный кинематограф развился. Понятно, что Москва в этом деле лидер и еще долгое время будет оставаться таковой. В регионах нет студий, нет павильонов. Специалисты, как только достигают каких-то успехов, уезжают. Но все возможно. Например, уже летом я начну снимать короткометражку и буду делать это принципиально в Курске.

Знаю, что час твоей работы стоит дороже, чем у больших и опытных операторов с ТВ с хорошей камерой. Из чего складывается цена?

— Опытные и крутые операторы зарабатывают еще больше, чем я. Стоимость складывается из навыков, опыта и результата. Чем лучше качество, тем выше цена. Все просто.

Я ориентируюсь на средние цены по федеральному уровню. Это опыт, время, навыки работы с определенными камерами, операторская работа. Если говорить про постановочные съёмки, то мне нужно не только прийти на площадку и снять. Перед этим будет раскадровка, операторская экспликация, заранее нужно продумать идею и весь визуал. Большая часть работы — это именно подготовка фильма. Один режиссер после препродакшна сказал: «В принципе, фильм готов, осталось только снять». На самом деле, это действительно так.

С чего стоит начать человеку, если он хочет развиваться в этом направлении?

— Начать нужно со своего желания. Нет ничего невозможного. Это факт, в котором я убеждаюсь чуть ли каждый день. Иногда говорят: «Ой, да это невозможно, это только для особенных». Для кого особенных? Все особенные приезжают из регионов. Все с чего-то начинают. Не бывает такого, что ты родился и сразу — великий режиссёр, о котором пишут в новостях. Нужно гнаться не за деньгами, а за тем, что приносит удовольствие. Если ты действительно любишь свое дело, тогда деньги, слава и успех придут сами собой. Я придерживаюсь такой позиции. Для меня главное — творчество и хороший результат.

На кого стоит подписаться и за кем следить, чтобы быть в курсе возможностей и новостей индустрии?

— Я наблюдаю за работами операторов мирового масштаба, пытаюсь применять их приемы в своих съёмках. Сложно, кстати, просто смотреть  фильмы, потому что киноляпы сразу бросаются в глаза. Здесь свет стоит так, тут с этой точки снято… Это история про наблюдательность, про насмотренность.

Ты только закончил университет и вот уже преподаешь в школе креативных индустрий. Расскажи, что сейчас интересно детям? Что они хотят снимать? Какие проекты запускать?

— Я не мог и подумать, что стану когда-нибудь преподавателем. Мог поделиться лайфхаками или рассказать свои секреты, но тут настоящая школа, преподавание по программе. У нас много заинтересованных детей. Кто-то любит снимать, кому-то нравится режиссировать, кому-то со звуком работать. Я стараюсь отталкиваться от того, что им интересно. Обучаю съёмкам постановочных роликов. Мы прописываем какую-нибудь сценку и стараемся её снимать, получается киношка маленькая.

Как ты всё успеваешь?

— Да ничего я не успеваю. Везде со всеми дедлайнами в последнее время стало что-то не так. Не понимаю, как с десяти вечера до четырёх часов утра проходит всего 5 минут. С каждым днём, с каждым этапом своей жизни, мне кажется, что времени в сутках становится меньше. Времени всегда мало, поэтому нужно им правильно пользоваться.

Кем себя видишь лет через десять? Где и над какими проектами работаешь?

— Давай помечтаем. Через десять лет я буду занят в крутых проектах. Мои мечты не про ламборгини и особняк на берегу. Я хочу реализоваться на высоком уровне в кинематографе. Иногда люблю такую фразу говорить: «Хочу, чтобы у меня все получалось идеально!» Но в мире нет ничего идеального, и к этому идеалу нужно будет стремиться всю свою жизнь. И именно за счёт этого добиваться с каждым разом новых и новых высот. Кто его знает, куда жизнь занесёт. Тут иногда не знаешь, что случится завтра. Но главное — верить в себя, искренне любить свое дело и тогда все получится. Кажется, звучит как на курсах по успешному успеху.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: