«Николай Лебедев: Самое глупое желание – понравиться всем»
Режиссер нового «Экипажа» рассказал о том, как относится к критике и почему на собственные фильмы ходит в кинотеатры тайком
На минувшей неделе в городе гостил примечательный, а лучше сказать, значимый режиссер нашего времени — Николай Лебедев. Приехал он не один и не в первый раз, презентовал новый фильм «Экипаж» вместе с Сергеем Кемпо, сыгравшим бортпроводника. Курским краем режиссер покорен и очарован, соловьем поет о нашей тихой жизни и неповторимой природе, в очередной раз обещает использовать натуру Черноземья для одного из своих фильмов.
«И слава богу, что фильм, который мы привезли, так не похож на то, что происходит у вас здесь. Фильм «Экипаж» — это фильм-катастрофа, там все горит и взрывается. Хотя нет, сходство все же есть – это фильм про настоящих, замечательных людей».
Николай Лебедев родился 16 ноября 1966 года в Кишиневе. Еще в детстве начал писать сценарии, увлекался кино и мечтал снимать фильмы. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, отец на день рождения подарил кинокамеру. После окончания школы Николай Лебедев хотел поступить во ВГИК, но провалился на вступительных экзаменах. Поступил на журфак Кишиневского университета и после третьего курса перевелся на факультет журналистики МГУ. Успешно его закончив, все-таки поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет (мастерская Владимира Утилова). А в 1991 году снял свой дебют — мистический триллер «Ночлег. Пятница». Значимые картины Лебедева: «Звезда» (2002 г.), «Волкодав» (2006 г.), «Легенда №17» (2012 го.), «Экипаж» (2016 г).
Одна из реакций на новый фильм: у нас уже есть один «Экипаж», легендарное кино, зачем нам еще один? Есть другая: конечно, легко сейчас все это переснять с новыми технологиями и видеоэффектами! Сам Николай Лебедев признается, что «Экипаж» 1979 года – это его любимый фильм, пересмотренный тысячи раз, и переснимать его он, конечно, не собирался.
«Переснимать «Экипаж» для меня все равно, что переписывать Сикстинскую Мадонну».
«Экипаж» Лебедева – это не калька с фильма Митты, это другая история, другие герои. Это не ремейк в полном смысле этого слова, это скорее фантазия на тему (Александр Митта, кстати, снялся в крошечной роли в фильме, попробуйте отыскать). Картина, действительно, пронизана любовью к своему одноименному предшественнику. Но, как ни странно, вдохновил режиссера не первый советский фильм-катастрофа, а увиденная в Италии фреска Рафаэля «Страшный суд»: перед глазами сразу возникла сцена катастрофы, хаос, крики и страх – пришло осознание, что и как надо снимать.
650
млн рублей
потрачено на производство фильма
1
новый аэропорт
построили в Жуковском, чтобы разрушить во время съемок катастрофы
2
недели проката
потребовалось, чтобы проект окупился
3
месяца
актеры посещали курсы Аэрофлота для бортпроводников
4
года
команда работала над фильмом длительностью 2 часа 18 минут
После просмотра фильма у зрителей появляется целая серия вопросов, касающаяся достоверности и возможности реального воплощения. Одна сцена переправки пассажиров из одного самолета в другой в воздухе во время полета чего стоит!
«Есть подозрение, что зритель немного неправильно относится к кино. Кино – это не слепок действительности, которого вы ожидаете, это всегда образ. Это особый специфический язык. Другой вопрос, правильно ли выбран язык. Кино – это искусство не менее условное, чем балет и живопись, или опера, например. Вас же не смущает, что герой балета, признаваясь в любви, крутит фуэте?»
Работа над фильмом закончилась чуть больше месяца назад, и сам режиссер впервые увидел картину целиком за несколько дней до премьеры (21 апреля 2016 г.). А потом тайком ходил в кинотеатр, чтобы понять реакцию публики, правильно ли выбрал он интонацию, есть ли ответ зрителя, волнует ли его тема становления личности, мужества и человечности так же сильно, как и самого режиссера.
«Это огромное удовольствие, но и риск — проникнуть на сеанс своего фильма и в темноте наблюдать за зрителями: видеть, что они смеются там, где мы задумывали, плачут, аплодируют, не зная, что я в зале. Конечно, нельзя так сказать про всех, это глупо. Самое глупое желание – понравиться всем».
А он и не пытается. Он следует своей цели, а цель творчества – это самоотдача. По его словам, кино начинается со сценария, с хорошего сценария. Если после чтения истории, искренней любви к ней не возникло, он не будет снимать. Самое страшное для Лебедева-режиссера – это симуляция.
«История попадает прямо в сердце, а дальше я начинаю рассказывать историю о себе. Это лично касается меня, мои наблюдения, мой опыт. Не ждите от меня готовых форм. Их нет. Каждый новый фильм – это новый поиск, поиск истины».
[heading title=’ Еще несколько мыслей о кино’ sub_title=’режиссера Николая Лебедева’]
1.
Не мое дело судить, мое дело – делать.
2.
Ремейкианство – способ развития кинематографа. Искусство в целом – это череда повторений, чтобы выйти на новый виток.
3.
В кино вдохновение — очень зыбкая вещь. Всегда необходима тщательная подготовка.
5.
Правда жизни – это одно, правда искусства – это другое.
6.
Работа в стол — это не работа в стол, это набор высоты.
7.
Есть схемы, но схемы — это только колеса, а топливо — это вы сами, ваша индивидуальность и харизма.
8.
Один мудрый человек сказал: «Мы были великими, потому что стояли на плечах гигантов».
9.
Любимая картина и учебник режиссуры — Феллини «8 1/2», где главный герой, режиссер, находясь в творческих мучениях, говорит: «Ищу правду, которую не знаю, но очень хочу найти», – это мой путь в кино.
[starbox id=17]
В статье использованы фото с сайта filmz.ru