Это флористика или уже искусство? Работы Александра Курочкина
Он пишет картины, делает футболки с авторской вышивкой, участвует в модных показах, оформляет мероприятия цветочными композициями и создает дизайнерские букеты. Несколько лет назад мы писали о его марке Alexander Diaghilev, сегодня он известен необычными авторскими букетами. Решили продолжить разговор о том, чем занимается художник, дизайнер, флорист Александр Курочкин.
Саша, ТО, что ты делаешь, — это флористика или уже искусство?
— Наверное, какие-то работы можно отнести к искусству. Но больше это ремесло, в котором ты качественно и профессионально делаешь свою работу. То, что мы привыкли видеть в сфере цветочного бизнеса, сложилось еще в 90-е годы, когда на рынок хлынул более разнообразный поток цветов. Цветочная культура, которая сформировалась, — не флористика. Это торговля, которая не основана вообще ни на каких знаниях и законах красоты.
Вспоминаю истории некоторых предпринимателей, которые в те годы занимались продажей цветов и косвенно формировали у людей определенную культуру и «эстетику». Все эти рюшечки и реснички например на розах, были придуманы для поддержания уже рассыпающегося бутона. А неискушенной публике понравилось такое «украшение». Ловким движением руки три розы могли превратиться в огромный букет, который называли «вертолетом», где розы, как лопасти, при помощи прозрачной пленки растопыривались на максимальное расстояние, создавая ложный объем «букету». Все это упаковывалось в метры упаковочной бумаги, где розы уже не имели никакого значения. Все это называлось флористикой, но к флористике это не имело и не имеет абсолютно никакого отношения. Это откровенная пошлость и безвкусица.
Эта история характерна для регионов?
— Рынку насаждается безвкусица. Организуются даже школы, которые этому учат, преподнося все под соусом «модная флористика». Хотя к флористике это никакого отношения не имеет. Этот вопрос активно обсуждается, и я как председатель Курского отделения сообщества флористов России прекрасно это знаю. По стране на рынке настоящих флористов огромные пустоты, квалифицированных мастеров очень мало. Бизнес многие хотят открыть, а работать там некому, потому что более-менее грамотный мастер рано или поздно начинает работать на себя. В Курске, в частности, не много квалифицированных мастеров, которые могут собрать грамотный классический круглый букет, не говоря уже о дизайнерских изысках.
Чем отличаются твои работы?
— В своих работах я использую знания композиции, цветоведения, гармонии, пропорции и других базовых принципов. Ну и безусловно, имею уже собственный стиль и почерк. Я очень часто использую каркасы и конструкции. Они могут быть сделаны как из натуральных природных материалов, так и из декоративных. Может применяться ткань, пробковые покрытия, ленты, бусины. Абсолютный простор для фантазии! Все зависит от того, какую идею нужно раскрыть в букете. Если просят сделать букет в стиле Павловопосадского платка, я исследую, из чего строится это изделие, какой у него принцип, а потом создаю декоративный каркас с заданным фоном. Или, например, жостовская роспись — поднос, яркие цветы на черном фоне. Можно сделать букет с яркими акцентными цветами на черном фоне, на каркасе из декоративных материалов. Это очень красивые истории. Все делается из запроса клиента: какая тема и какая необходимость. Дальше придумываю дизайн и собираю материалы.
такие букеты можно просто взять и подарить на праздник?
— Конечно. Кто-то еще остерегается нового и присутствие в цветочной композиции, например, веток у многих вызывает страх. Мол, что скажут другие. Боятся осуждения, что «дарят ветки», не рассматривая работу в целом, как флористическое произведение. Ветки, кора, мох и многое другое — все флористика. Эти материалы призваны подчеркнуть красоту цветов, создать определенное настроение, внести дополнительные фактуры в работу.
Страхи от незнания. Я всегда рассказываю о флористике, показываю различные примеры, стараюсь знакомить людей с культурой маленькими шагами, не вызывая излишнего стресса.
Мне заказывают букеты для оформления интерьеров в гостиницах, отелях, ресторанах. Многие заказывают на постоянной основе. Зоны использования достаточно обширные. Я бы даже сказал: безграничные.
Ты делаешь памятные букеты. Это, наверное, самые необычные заказы?
— Для меня все заказы обычные. Памятные букеты — это вопрос культуры. Если изучать европейскую траурную флористику, то это прекрасные работы. В этих композициях есть философия, в ней можно использовать цветы, которые человек любил при жизни, мягкие сдержанные тона, которые показывают умиротворение и тишину.
В таких заказах я не вижу ничего необычного, хотя для многих это может казаться непривычным.
В нашем регионе трудно продвигать необычное творчество?
— У нас есть большой спрос на интересные и красивые вещи. И чем больше я здесь работаю, тем больше я в этом убеждаюсь. Все востребовано.
Мы в «МОРСе» писали о твоей коллекции одежды. Продолжаешь работу в этом направлении?
— С одеждой на данный момент я завязал. Внутренняя экономика построена так, что начинать делать что-то без финансовой поддержки сложно. У меня финансовой поддержки нет. Мне неинтересно делать обычные вещи. Меня всегда привлекало что-то эксклюзивное и уникальное.
Кстати, тогда у тебя был псевдоним ДЯгилев. Почему ты отказался от него?
— Все творческие люди немножко тщеславные. Кто бы что ни говорил, это так. Я понял, что не чувствую причастности к этому имени, — как будто все свои заслуги отдавал тому человеку, именем которого я представлялся. Я никак не мог увязать одного персонажа с другим, поэтому в какой-то момент просто решил от этого отказаться и оставаться собой.
В каких направлениях еще развиваешься?
— Еще занимаюсь живописью и графикой. Когда-то после института начинал это дело, а потом бросил и переключился на одежду. Я состою в Национальном Союзе пастелистов. Когда только туда вступил, я принял участие в их большой ежегодной выставке в Москве и занял второе место в рамках конкурсной программы. Это успешный старт в выставочной деятельности, и я не собираюсь останавливаться. Много чего есть сказать путем живописных графических художественных средств.
А есть идеи и планы масштабироваться за пределами региона?
— Я такой человек, который не пользовался бы франшизами, потому что считают это реализаций чьей-то идеи. Я богат на свои идеи и проталкивал бы только свои творческие взгляды, свою стилистику и свое творческое ДНК, которое есть у каждого бренда. Поэтому франшиза — сразу нет, а команда — да. Об этом я думаю. И у меня есть некоторые планы. Делиться ими пока не буду.