Керамистка Татьяна Пономарева: «Могу слепить милых котиков под Rammstein и никто никогда не догадается об этом»

Лампы с летающими китами, причудливые аммониты-вазы, посуда с волшебными животными и серьги в форме лиц — все это изделия бренда «Нерамика», который несколько лет назад создала керамистка Татьяна Пономрева. Сейчас девушка учит курян гончарному ремеслу, участвует в выставках и преподает на коротких мастер-классах.


Почему керамика?

— Восемь лет своей жизни я посвятила архитектуре, а потом решила, что не хочу работать по специальности. Долгое время занималась фотографией, но выгорела. Нужно было чем-то отвлечься и я чисто случайно на последних курсах института попала на мастер-класс по керамике. Ничего не получилось, мне не понравилось, было сложно. Всегда везде получалось, а здесь нет. Я злилась, говорила глине: «Что ты себе возомнила?» и понимала, что мне нужно освоить керамику, чтобы закрыть гештальт. На этих эмоциях начала учиться гончарному кругу и лепить. Потом поняла, что это хороший способ выражения себя в творчестве.

В процессе освоения керамики поняла еще одну вещь — она безгранична. В ней нет конца и даже середины. Нужно учиться поколениями, чтобы понять самую малость. В керамике ты пройдешь десять шагов назад, чтобы сделать один вперед. На это нужны долгие годы. Но это интересно. Я почувствовала как у меня снова разжигается огонь и мне снова хочется творить.

Сколько времени вам потребовалось, чтобы начало получаться?

— Пять лет. На удивление не было ни выгорания, ни каких-либо негативных эмоций. Получать удовольствие от работы я стала, когда прошла злость на гончарный круг и начало получаться. Тогда поняла, что умею «гончарить» и выдохнула. Гештальт закрыт. Начались нормальные отношения с глиной, не токсичные.

А как пришли к преподаванию?

— У меня большой опыт обучения, даже в детском саду работала. Учила людей керамике давно. Со временем поняла, что хочу свои курсы, мастер-классы. Сейчас есть курс по гончарному кругу, который длится месяц. Человек за этот период может освоить гончарный круг на базовом уровне и развиваться дальше с этим фундаментом. Наставник нужен, потому что без него учиться «гончарить» на круге — мучение. Я бы хотела, чтобы у меня был такой человек. На курс записываются быстро. Набираю небольшие группы, чтобы каждому внимание уделить, сделать максимально комфортную атмосферу.

Чему может научить керамика?

— Смирению. Не потому, что глина вся такая приятная или тактильная в процессе, а потому что через ошибки и разочарования ты познаешь дзен. «У самурая нет цели, только путь» — это про работу с глиной. Хочется сравнить керамику с мандалой, когда ты создаешь рисунок, а потом его сдуваешь. Тоже самое и здесь. Создаешь, ставишь в печь, открываешь и если ты видишь там осколки, вздыхаешь, улыбаешься, собираешь все, выбрасываешь и начинаешь заново.

Как керамистам начать зарабатывать?

— Для начала нужно понять, чего ты хочешь, каким ты видишь свой бренд, себя, осознать в чем ты хорош как автор. Хочу сказать начинающим керамистам, что ваши ошибки — это ваши маленькие победы. Если есть ощущение «Хочу все бросить и больше не продолжать», то это значит, что вы близки к тому моменту, когда у вас начнет все получаться.

Курсы, бренд или мастер-классы —  что прибыльнее всего?

— Все прибыльно, проблема в другом. В мастер-классах нужно отдавать себя, этот процесс выходит дороже в плане энергозатратности. А в процессе лепки все наоборот — получаешь ресурс и кайфуешь. Люди меня заряжают энергией только на курсах, складывается какое-то комьюнити, близкое общение. Я бы хотела в будущем уйти от однодневных мастер-классов и вести только глобальное обучение.

Есть ли у вас какие-либо правила в работе, может быть, ритуалы?

— Я не очень суеверная, я за науку. Но если это касается глины, то подход как у врачей — нельзя желать хорошего дежурства. Только у меня правило — не показывать работы до полной готовности. В нашей мастерской есть стоп-слово — «быстренько». Когда кто-то говорит, что сейчас быстренько доделает, то это значит, что все сломается и обязательно треснет. Еще не показываю изделие на середине работы. Например, показываешь кита перед обжигом, а потом у него отваливается ласта.

Какой посыл в себе несут киты?

— Не могу сказать, что есть в них какой-то особый смысл. Мы с ними как одно целое. Мне очень нравится их форма и посыл. Люблю сочетать их с различными сюрреалистичными, несовместимыми деталями: летающие шары, маяки. Для меня кит — это океан, созидатель чего-то. Своеобразное фэнтези.

Работает ли в керамике правило насмотренности?

— В керамике очень важна насмотренность. Тренды тоже есть, хотя я больше ориентируюсь на свои ощущения, графику. Работаю часто с музыкой, слушаю джаз, дарк-электронику. Но мой стиль не зависит от музыки. Могу слепить милых котиков под Rammstein или бразильский фон и никто никогда не догадается об этом.

Какие у вас планы?

— Хочу сделать гончарные онлайн-курсы по всей России. Часто бывает, что у человека нет возможности прийти, но есть огромное желание научиться. Коронавирус показал, что любой формат дистанционки возможен, поэтому буду пробовать.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: