Керамистка Анна Наумова: «Каждый раз, когда загружаем печь, молимся богу огня, чтобы он был к нам благосклонным»

Анна Наумова прошла длинный путь от преподаватели химии и биологии до керамиста и создателя собственного бренда «анн_тураж». Сейчас она работает в творческой мастерской на Zavode и умело переносит все свои ботанические знания в произведения, дает растениям вечную жизнь с помощью глины. Поговорили о творчестве, сложностях в ремесле, а еще узнали как «Боги Огня» мешают керамистам.


Как поняли, что хотите заниматься именно керамикой?

— Несколько лет назад я занялась ландшафтным дизайном и поняла, что людям часто не хватает дополнительного декора в цветники. Растения отцветают, их нужно чем-то дополнять, чтобы красота оставалась вне зависимости от времени года. Сначала занималась бетонным декором, спустя время поняла, что бетон не дает мне полностью раскрыть свой творческий потенциал. Так и пошла учиться на керамиста. А Татьяна Пономарева — создательница бренда «Нерамика» была моим первым учителем. Времени на обучение ушло немного, было огромное желание и небольшой опыт в лепке из пластилина. Год привыкала к новому материалу, изучала тонкости гончарного ремесла. Сегодня уже понимаю, что у меня с чем сочетается, что работает, а что не работает.

А первую работу помните?

— Конечно, помню. Первой была тарелочка с оттисками букв и растений из пласта глины. Я ее оставила на память и со временем в доме образовалась целая коллекция: вазы, тарелки, чашки, литье. В общем, всевозможные гончарные изделия, которыми я пользуюсь до сих пор.

В какой момент керамика перестала быть просто хобби?

— Практически сразу. После курсов я сделала ландшафтные фигуры и отвезла их в садовый центр, они тут же продались. Это был невообразимый восторг. У меня много финансовых источников, но деньги от керамики — это кайф нереальный. Когда ты понимаешь, что человеку нравится то же, что и тебе, твое изделие будет приносить ему радость и пользу, ты получаешь удовольствие. Получилось идеальное сочетание: я получаю удовольствие, приношу радость кому-то, а это приносит еще и деньги.

Как вы пришли к тому, чтобы сочетать керамику и витраж?

— Я люблю стиль модерн, а он подразумевает растительные орнаменты — эта тема отзывается в душе. Стекло всегда меня завораживало, тем более сочетая эти материалы можно сделать все, что угодно. Глазурь — это стекло, оно расплавляется в печи на глиняном черепке. Материалы близки по своим стихиям, поэтому хорошо сочетаются. Сейчас у меня в планах целая серия цветочных светильников самых разных вариантов: кактусы, букеты цветов. Сделаю их в витраже и керамике.

Глина все-таки материал, который требует физической силы. Женщине не тяжело в этом ремесле?

— Глина, безусловно, тяжелый материал. Во-первых, брикеты могут весить по десять с лишним килограмм. Во-вторых, чтобы раскатать глину или сделать, например, большую фигурку тоже нужно потрудиться. Конечно, женщинам есть место в керамике, потому что со временем сила нарабатывается и руки становятся крепкими.

Что самое трудное в работе керамиста?

— Дождаться результата из печи, потому что он абсолютно непредсказуем. Глазурь может собраться, может потрескаться, отскочить, треснуть, лопнуть. Материалы могут повести себя по разному. Каждый раз, когда загружаем печь, молимся богу огня, чтобы он был к нам благосклонным. Существует множество факторов, влияющих на конечный результат: полка в печи, где стоит изделие, циркуляция воздуха, загрузка печи, материалы, которые рядом стоят. Какой бы опыт в керамике у тебя не был, когда открываешь печь, ты не знаешь, что получиться.

Много уходит материалов на брак?

— Многовато. Думаю, любой керамист закладывает 30% брака в своих изделиях. Например, я положила четыре плитки, три обожглись, а четвертая треснула. Почему? Никому не понятно. Мы шутим и говорим, что это жертвоприношение богам огня.

Расскажите про новые серии работ

— Сейчас мне очень нравится работа с пластом. Мало кто этим занимается, а посуду, например, все делают. Скоро у меня будет серия работ, посвященная памятникам города Курска. Хочу связаться с туризмом, с отделом культуры. У нас грядет большое торжество — 1000-летие Курска, а сувенирной продукции с символикой практически нет, кроме колокольчиков и народных промыслов. Сделаю оттиск клише и вылеплю самые значимые здания, сооружения города. Должна получиться собственная сувенирная продукция для туризма. Это план на настоящее и на будущее. Думаю, это принесет доход.

возможен ли у керамиста Стабильный доход?

— Здесь зависит от сезона. Летом продаж намного меньше, поэтому нужно думать об этом больше. Но проблема даже не в продажах. Самое обидное, когда не получаешь той отдачи, на которую рассчитываешь. Есть работы, в которые вкладываешь силы, знания, умения, а они не пользуются спросом. С другой стороны, не нужно выдавать желаемое за действительно. Были проекты, которые не выстрелили в моменте, но потихоньку все равно работают. Если изменить немного угол, то спустя время они выстрелят.

Что нужно, чтобы заниматься керамикой? Курсы в этом ремесле могут помочь?

— Нужно огромное желание и большая трудоспособность, много пахать. Это единственный совет. Нарабатывать опыт, свое видение, искать свою нишу, свою тему. Это длинный путь. Курсы, конечно, имеют значение. У меня нет художественного или другого специального образования, но у меня есть курсы и очень большое желание развиться в этом деле.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: