Катя Ребежа о поездке на Байкал: Казалось, я прибыла на другую планету
Бурятские позы, монгольские платья и седой старец Байкал.
В конце июля 2015 года на острове Ольхон в уютном благоустроенном комплексе, стилизованном под деревянную застройку времен покорения Сибири состоялся VI Международный фестиваль этнического костюма «Подиум ЭТНО. Содружество» — Форум Мастеров и Творцов, создающих уникальные народные, исторические и стилизованные костюмы, которые отражают культуру, историю и быт своего народа. Почетным гостем и членом экспертного совета на фестивале стала Екатерина Ребежа. «Морс» попросил ее поделиться впечатлениями.
Екатерина Ребежа
Президент международного фестиваля дизайна, моды и ремесел «Губернский Стиль»
Калейдоскоп событий, находясь в бесконечном движении, не перестает менять свои сияющие арабески. И вновь мне предстояло отправиться в увлекательное путешествие по необъятным просторам Родины, к жемчужине Сибири — древнему старцу Байкалу!
Миссия
Для меня очень важна дружба между фестивалями «Губернский стиль» и «Подиум ЭТНО. Содружество». Они несут важнейшую миссию по сохранению культурного наследия, популяризации ремесел и поддержки молодых талантливых модельеров. Уверена, что благодаря таким проектам мастера прикладного искусства сумеют заполнить свежими красками суровые контуры былых эпох, и мы увидим облик нового времени через призму «таинственных теней прошлого» с их изысканной красотой искусства глубины веков.
Стартовал Этноподиум 21 июля в Иркутске, в галерее В. Бронштейна показом коллекций профессиональных именитых и начинающих модельеров из Москвы, Бурятии, Азейбарджана, Китая, Крыма, Улан-Батора, Иркутска, Усть-Ордынского.
На следующий день суматоху большого города сменили величественные возвышенности лесного «бастиона» и искрящая рябь Байкала. Качаясь на волнах непроницаемой толщи воды, мы пересекли на пароме участок от материка до острого Ольхон. Невозможно передать словами чувство торжественности этого момента!
На берегу загадочного и великолепного острова, с его пьянящим Байкальским бризом, всю неделю царила этническая атмосфера. Были предусмотрены мероприятия на открытых и закрытых площадках: конференции, отборочные туры, выставки и мастер-классы.
Диапазон креативности
География фестиваля с каждым годом расширяется. Над созданием ярких образов с традиционной декоративной нагрузкой и обильным применением русской символики потрудилось немало западных модельеров. Проект привлекает к участию представителей многочисленных народностей нашей страны, отличающихся своими культурными особенностями и многообразием культурных традиций. Участники продемонстрировали зрителям яркость красок, орнаменты и узоры, сочетание меха, кожи и шелка, лен и ситец, вышивку и кружева, конский волос и ивовый прут.
Бытует мнение, что в современной культуре нет места традиции и фольклору.
Чтобы развеять этот миф, и проводятся фестивали дизайна одежды. Эти события дают возможность восхититься красотой и гармонией творчества народов мира и увидеть заимствование этнического колорита в современном костюме. Сегодня жителей мегаполиса все сильнее увлекает использование элементов народного костюма.
Благодаря трансформации кроя и формы, стилизации образа и адаптации в заданную среду, ансамбли уже не выглядят аляповатым нагромождением музейных экспонатов. Это уже не копии, а творческие фантазии, широкий диапазон дизайнерской креативности. Традиционная культура продолжает творить новые художественные образы, истоки ее неисчерпаемы, а за любовь она вознаградит каждого, кто будет созвучен с ней.
Из глубины веков вошли в «топы» самые разные «предметы женской обнарядки». Причем, характерно обильное применение особых мотивов: вышивки, вязания, орнаментации, аппликации, традиционных силуэтов кроя.
Коллекции дизайнеров насыщены длинными подвижными пластичными силуэтами. Чистые линии добавляют изысканности и напоминают изящных легендарных мифических существ. Металлические текстуры, шелк и парча создают эффект роскоши, а винтажные фактуры, детали и способы декорирования переносят в прошлое. Роскошные материалы — шёлковый бархат и соболиный мех, ткани с эффектом серебра и золота — будоражат воображение, отсылают в допетровский период! Силуэты напоминают древнерусские мотивы, но при этом не теряют современности, ансамбли выглядят ярко и привлекательно! Некоторые костюмы, искусно выполненные руками мастеров, обладают самостоятельной историко-художественной ценностью и отражают особенности Великой страны.
Очень эффектными и богато украшенными были модели одежды монгольских дизайнеров. Ансамбли с великолепной тонкой отделкой и позолотой молчаливо царствовали среди людской суеты. Но я отдала предпочтение автору коллекции с довольно примитивной формой конструкции и четкими архитектурными линиями.
Мастерицы на фестивале поведали о традиционных старинных техниках шитья, вышивках, плетении поясов и создания уникальных украшений. А я поделилась опытом в создании фантастических и причудливых форм силуэта костюма, преподав урок архитектоники и бумагопластики.
Самым запоминающимся событием стал показ коллекции одежды на Шаман-горе. Модели дефилировали на фоне жертвенных столбов, увязанных цветными колдовскими лентами и шелковыми лоскутами. Все было окутано таинственным сакральным смыслом, звуки бубна и монотонный напев вводил всех зрителей в гипнотический транс, отчего действо напоминало магический ритуал или было похоже на шаманский обряд. Недаром Байкал является одним из самых загадочных и мистических мест на Земле.
Благодаря новому интересному проекту «Подиум ЭТНО. Содружество» география участников «Губернского стиля» расширилась, включив в свой союз Монголию, Байкальский регион и Республику Бурятия. Участники и победители делегируются на финал Международного фестиваля дизайна, моды и ремесел «Губернский стиль», который по традиции пройдет в мае в гостеприимном Воронеже. Сертификат и поддержку получил дизайнер Нямжав Очирпүрэв-УРЛАХ ЭРДЭМ институт, Улан-Батор, Монголия. В неясных сумерках наступившей темноты я вручила победителю диплом и мои искренние поздравления.
Седой старец
Байкал давно уже вызывал во мне непреодолимое влечение. Казалось, я прибыла на другую планету, куда свет доходит преломленный сквозь призму неведанной атмосферы.
Атмосфера его обладает особой поэзией, суровость этого «седого старца» восполняется чрезвычайно живописными эффектами и видами. Он не просто велик и силен, он еще и невероятно многообразен.
Однажды мне посчастливилось наблюдать необычное явление. На красноватом закате, с самыми нежными оттенками бирюзово-розового, бархатисто-персикового, сиреневого и желтого цвета лучи заходящего солнца вонзались в искрящую толщу воды. Пылающим жаром Байкал отбрасывал огоньки-искорки по одну лишь сторону острова Ольхон. На другой же стороне все небо заволокло бриллиантовой пылью и грозило обрушить огромные капли дождя. Это был беспросветный занавес, мрачный балдахин небес, который погружал все во мрак и подцвечивал будто графитовыми чернилами горизонт. Несколькими минутами позже, с пугающей стремительностью, шквалистый ветер доносил первые капли дождя. Буря надвигалась внезапно, не было видно ни домов, ни дорог, ни тропинок.
Совершенно резонно в этот момент «улепетывать что есть мочи». Но завороженные зрелищем люди не предприняли попытку найти укрытие. Мне же удалось вовремя понять причину столь фантастического «росчерка пера», и пока солнце не было стерто с небесного холста, я бежала, что было сил, до самого отеля. Как спущенный с цепи пёс, дождь жадно хватал меня за пятки и грозил окатить холодным ливнем. Но в этот день стихия застала меня в теплом ресторане с панорамным видом на бушующий небосклон и живописной галечной косой с утопающими в брызгах воды плоскими камнями.
Позы, бухлёр и сагудай
Каждый народ сохраняет свой особый вкус, и несколько блюд, «пахнущих его родной почвой». На берегах Байкала необходимо попробовать омуля (или Сагудай). Омуль вяленый, горячего копчения, холодного копчения, жареный с хрустящей корочкой, в тройной байкальской ухе, малосольный омуль и омуль, запеченный на рожнах. Омуль горячего копчения – самое байкальское блюдо!
Особой пикантностью отличается Сагудай по-чивыркуйски, строганный солёный омуль с луком, заправленный чёрным перцем, уксусом и маслом. Пришелся и мне по вкусу.
Очень советую попробовать бурятские позы – большие пельмени, слепленные в форме юрт. Лучше всего их готовят в кафе традиционной бурятской кухни. Здесь же стоит попробовать бухлёр – сытную и вкусную баранью похлебку. Буряты знатные мастера в приготовлении блюд из баранины!
Я поведала лишь о частичке своих дорогих сердцу «приключений». Но придет время, и я снова буду делится особыми воспоминаниями о пройденном пути по этому «плоскому подносу земли».