Инсталляции, интерактив и трансформация реальности. Юрий Сумин о работе медиахудожника
Юрий Сумин работает художником по свету. Занимается постановкой сценического освещения на концертах, спектаклях, шоу-программах. В какой-то момент этого стало мало. Сейчас он — медиахудожник. Вместе разбирались, кто это такой и какие обязанности выполняет.
— Вообще, по образованию я педагог — психолог, машинист башенного крана, режиссер-постановщик театрализованных представлений и праздников, а в искусство пришел из музыки. Долго думал, искал себя и только недавно понял, чем хочу заниматься. Сейчас уже получаю образование, как медиахудожник — дизайнер интерактивных инсталляций.
Как пришли к профессии художника по свету?
— У нас для этого не нужно много знать. Вход в профессию очень низкий. Театры не могу позволить себе взять высокооплачиваемого специалиста. Берут всех, а дальше происходит «естественный отбор». У некоторых загораются глаза, они начинают развиваться, выходить за рамки работы, участвовать в творческих конкурсах. А некоторые просто уходят, не разобравшись. Для меня странным кажется, что такое может произойти, что может быть неинтересно.
Где мы могли видеть ваши работы?
— Я работаю преимущественно в Курчатове. В прошлом году на День города Курска на Театральной площади и на Красной площади проходил финал акции «Подари жизнь», там работал в качестве художника.
Когда появилась необходимость заняться чем-то еще, кроме работы?
— Как стал больше разбираться в профессии. Мне это очень интересно. Если нужна дата, то с наступлением карантина в прошлом году. Было много времени, которое хотелось потратить на что-то полезное. Нашел обучающий курс и приступил к самообразованию.
Кто такой медиахудожник?
— Я бы сказал, что артист. О художниках у нас есть какое-никакое представление. В мире мою профессию называют медиа артист — человек, который трансформирует объекты под свое воображение.
Как художник по свету я исполняю задумку режиссера, а как медиахудожник последнее время больше работаю не со светом. Сейчас эта сфера разрослась, и орудий для выражения творчества стало намного больше.
Насколько направление востребовано?
— С каждым днем все больше. Это актуально для образования, искусства, развлечения.
Есть польский коллектив Quantum of Peace, они создали интерактивное обрамление для выставки о Великой Отечественной войне: на наклонной плоскости выведена текстовая информация, а сверху сыпаются гильзы и при помощи магнитов с другой стороны складываются в даты к этим событиям. И на самом деле, в этом нет ничего сложного, но зрителей приводит в восторг. Это не новый прием, он использовался многократно, но впечатляет как! Одно дело просто — посмотреть на текст на стенде, а другое — такой интерактив.
У нас в городе есть инсталляция в Централ парке — левитирующие шарики. Приобрели, один раз включили и все. А можно сделать лучше. Такие шарики реагируют на прохожих, только бы настроить. Если куплена такая конструкция, то почему бы из нее не сделать что-то стоящее? Гораздо интереснее, чем просто шарики по одному алгоритму двигаются.
Если все так просто, то почему в городе этого нет?
— Не знаю, но я готов к сотрудничеству. Моя деятельность, как медиахудожника, началась с железногорского центра «Цикорий» в прошлом году. Это совершенно некоммерческий проект, построенный на одном желании энтузиастов. Там я реализовал три своих проекта.
Не думаю, что проблема в дороговизне затеи даже. Мы каждый праздник смотрим салют, который стоит немалые суммы. А можно было бы как-то иначе реализовать средства и сделать намного круче с помощью света. Как это было в прошлом году в День города — проекция на фонтан. Уже что-то.
В Курске это не особо востребовано, но своего зрителя можно воспитать. Я хочу создать летом маппинг на каком-нибудь фасаде. Что-то похоже на фестиваль «Вокруг света».
А как попали в Цикорий?
— Прочитал о ребятах где-то, посмотрел, чем занимаются. Я понял, что они со мной на одной волне. Написал, что у меня есть желание что-то сделать и свое оборудование для этого. Изначально думал о каком-нибудь концерте, но получилось более серьезное.
Мне выделили три комнаты с идеальными условиями для творчества. В полной темноте были реализованы три моих проекта — аттрактор, цифровое бессознательное и поверхностная флуктуация.
У вас свое оборудование?
— Да, есть свои проекторы, световое оборудование. Учитывая, что я работаю в сфере этих технологий, мне удалось напрямую через поставщика приобрести все по низкой цене. А так достаточно иметь компьютер, чтобы начать делать. Не так затратно, как может показаться.
Насколько это занятие про деньги?
— Мне повезло, что я работаю художником по свету. У меня есть зарплата, и я могу найти время на свое творчество. Есть много конкурсов, где оказывается поддержка для реализации проектов. Например, в прошлом году был заявлен участником фестиваля светового искусства «Не темно». Жаль, поехать не удалось.
Если нужно зарабатывать деньги в медиаискусстве, то можно найти хорошую студию, которая занимается поддержкой фестивалей, концертов и прочего. Но так не будет свободы. Если мой вариант, когда никакого коммерческого подтекста нет, то только хобби.
Для чего вам это?
— Будет неправдой сказать, что это только для саморазвития. Мы все стремимся быть увиденными, услышанными, боремся за внимание. Изначально было просто интересно изучить, а сейчас хочется показать, найти отклик у зрителя. Или же получить положительный отзыв от тех, на кого смотрел, как на учителей.
А работать в студии не хотели бы?
— Можно было бы. Человек, попадающий в среду, где на более высоком уровне владеют всей этой технологией, быстрее добивается результата. Команда единомышленников, хорошая материальная основа для самовыражения. Но даже работая в крупных студиях, можно создавать и свои проекты, некоммерческие.
На чьи работы советуете посмотреть?
— У меня большой список. Художница Елена Никоноле и ее работа «deus X mchn», коллектив Тундра, 404.zer, Дмитрий Мoрозов, студии «white, void», «СЕТАП«. Многие — российские художники, но у нас они менее известны, чем за границей. Достигли здесь хорошего уровня и стали востребованы за рубежом.
Что вы можете сказать о медиаискусстве в Курске?
— Его мало, почти нет. Реализовать можно что угодно, но не стоит забывать о последствиях. Повторюсь, что зрителя нужно воспитывать. Люди могут сильно заинтересоваться, если их вдохновлять и впечатлять чем-то. Тогда будет запрос.
Есть достаточно арт-пространств, площадок для работы художника. Можно попробовать что-то сделать в «Доме культур». Технически площадка подходит для кинетических инсталляций.